Методика научных исследований физического воспитания и спорта

 

План:

1. Логика и этапы проведения научного исследования.

2. Методы исследования физического воспитания и спорта.

3. Структура написания научной работы

 

Вопрос 1:

Формулировка и обоснование проблемы исследования.

Научная проблема – это задача-вопрос, имеющая ряд подвопросов и ответы на них предполагают открытие нового закона или способа применения полученных данных. Проблема всегда вопрос, но не всегда вопрос-проблема. Вопрос является проблемой в том случае, когда на его ответ отсутствует указание и необходим поиск, научный или практический. Постановка проблемы требует тщательного изучения теории вопроса, научно-методической литературы. Прежде чем ставить проблему, необходимо ознакомиться с известными в данной области данными. Формулируя проблему, необходимо четко представить какой ее реальный вклад внесет в совершенствование физического воспитания.

 

Формулировка гипотезы исследований.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, выяснения процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Из этого вытекает, что предварительное выдвижение гипотезы может предопределить всю логику процесса исследований. Для доказательства гипотезы требуется проведение определенных исследований, соответствующего эксперимента. Экспериментальные результаты дают ответ, подтверждающий или опровергающий гипотезу. При разработке гипотезы, необходимо учитывать следующие общие требования.

1.Гипотеза должна согласовываться с установленными научными положениями.

2.Гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений.

3.Гипотеза должна быть объяснена на имеющемся уровне знаний и возможности.

4.Гипотеза носит вероятный характер.

 

Определение целей исследования.

Цель исследования – своеобразный проект действий, определяющий характер и систему организации различных операций. Исследования в области физического воспитания и спорта чаще всего преследуют практическую цель, предусматривают получение информации для выработки методических рекомендаций, способных повысить эффективность тренировочного процесса.

Определение объекта и предмета исследования.

Физкультурно-педагогические исследования предполагают наличие человека и его деятельность, с которой он непрерывно связан. Таким образом, объектом исследования может быть: деятельность спортсмена, команды, тренера, учащихся, преподавателей; содержание учебного прогресса, планов подготовки, тренировочных комплексов; воспитательный эффект общественного отношения в коллективе. Предмет исследования включает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению. Таким образом предмет исследования представлен как своеобразная связь объекта исследования и проблемы.

 

Формулировка задач исследования.

Задача исследования формулируется в соответствии с целью и гипотезой.

Решаемая проблема условно разбивается на ряд подвопросов, решение которых в определенной последовательности приводит к решению проблемы в целом, задачи исследования заключают в себе поиск ответа на вопросы проблемы. Каждая задача это частный вопрос, требующий ответа для решения данной проблемы.

Выбор методов исследований.

Метод исследований это путь – способ получения тех или иных данных, для исследования научных проблем в физическом воспитании, используя комплексный подход.

Применяют методы: психолог, медико-биолог, педагог, дающие полную характеристику различных сторон подготовки испытаний.

Выбор методов исследований определяется:

1.Целью исследования

2.Характером решаемых задач

3.Материально-технической базой

4.Квалификацией и опытом исследователя.

 

Требования к избранным метолам исследования:

1.Данные, полученные с помощью какого-либо метода, должны быть адекватны изучаемым исследованиям.

2.Простота и доступность с высокой степенью надежности и достоверности.

3.Этичность и гуманность.

4.Экономичность (в материалах, во времени)

5. Научная обоснованность.

6.

7. Проведение исследований.

Рабочий план определяет:

1. Основные этапы работы

2. Исполнителя

3. Направление исследования

4. Основную идею научного поиска и сопутствующие ей вопросы исследования.

5. Цель и частные задачи.

6. Направление и характер содержания основных частей, глав, разделов.

Календарный план включает последовательность порядка работы, сроки разработки отдельных частей, и сроки проведения всех намеченных по теме мероприятий.

8.Обработка и анализ методов научных результатов.

9.Выводы и конкретные практические рекомендации.

 

Вопрос 2:

1.Метод опроса. Наиболее распространенный метод в педагогике - анкетирование. Бывает групповым или индивидуальным. Информативность анкеты зависит от конструирования вопросов, из которых она состоит.Существуетметод классификации вопросом: по содержанию (о фактах, личностях, формах влияния и т.п.), по форме (открытые, закрытые, прямые или косвенные), по функциям (основные и не основные). Анкета предшествует вступлению, где излагается тема, цели и задачи опроса. В начале анкеты располагаются вопросы, наиболее простые. Их задача – ввести собеседника в курс обсуждаемой проблемы. Более сложные вопросы требуют активизации мышления, размещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой, трудность содержания анкеты должна снижаться. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому признаку. При необходимости непосредственно в тексте вопросов, рекомендуется помещать инструктивные указания (сколько вариантов ответов или как запомнить вопрос-таблицу). В исследовании в области физического воспитания используют интервьюирование. При интервьюировании контакт между исследователем и собеседником осуществляется в виде вопросов, предусмотренных исследователем, который организует и направляет беседу.

Различают 3 вида интервью:

1.Формализованное общение между исследователем и собеседником детально разработанное в вопросах и строго регламентируемое.

2.Фокусированное (вопросы заготавливаются предварительно, однако, в ходе беседы, может меняться их последовательность и формулировка).

3.Свободное (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью, которая предлагается к обсуждению. Направление беседы, ее логика, последовательность вопросов, их формулировка зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос; о его представлении о предмете, а также о конкретной ситуации).

 

2. Наблюдение дает возможность непосредственно путем восприятия изучать количественно-качественные стороны различных явлений, событий, процессов. В области физического воспитания путем наблюдения изучаются особенности организации и методики тренировочного процесса, эффективность определенных средств, технико-тактический состав действий.

При проведении наблюдений необходимо придерживаться следующих требований:

1. Средства и методы наблюдений должны быть адекватны целям и задачам.

2. Для получения объективных данных необходима система наблюдений.

3. Выбирая тип наблюдения, опираться на цель и условия.

 

3.Метод экспертной оценки. В практике физического воспитания могут возникать ситуации, где не представляется возможным объективным (инструментальным) путем получить необходимую информацию. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц с высокой профессиональной подготовкой. Они именуются экспертными, а результаты опроса – экспертной оценкой.

Существует 2 методики экспортной оценки:

1. Эксперты дают большую оценку по интересующим характеристикам, при этом необходимо выделить, что оценивается и обозначить интересующие требования к оценке.

2. Экспертам предлагается расставить респондентов по рангу.

4.Метод эксперимента. Основная цель эксперимента – проверка тех или иных гипотез, результат которых имеет прямой выход на практику. В зависимости от условий и решаемых задач различают виды:

1.Полевой (естественный, констактирующий) группа находится в естественных условиях своего функционирования, который подбирает исследователь в соответствии с поставленными целями, при этом члены группы могут быть осведомлены или не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Полностью отсутствует вмешательство экспериментатора в учебный или тренировочный процесс.

2.Лабораторный (преобразующий). Экспериментальная ситуация и сама экспериментальная группа формируется искусственно, создавая определенные условия, исследователь вызывает определенное явление и изучает его в зависимости от изменений условия эксперимента. По логике доказательства гипотезы различают линейные и параллельные эксперименты. Линейные – анализу подвергается одна и та же группа, при этом контрольным является ее начальное состояние, а экспериментальное ее состояние после изменения интересующих характеристик. Параллельный – в нем одновременно участвует 2 группы (контрольная и экспериментальная). Группы подбираются таким образом, чтобы они были идентичны по исходным показателям. В контрольной группе процесс идет по установленной методике, в экспериментальной – по заранее разработанной программе. Через запланированное время измеряется эффект эксперимента, путем фиксации и сравнения контрольных признаков в обоих группах.

5.Метод тестирования – в практике исследования физического воспитания он получил самое широкое распространение как один из доступных и в то же время достаточно объективных. Данный метод дает возможность получить качественную информацию об изучаемом явлении, событии, процессе. С помощью оценки результатов выполнения специального двигательного действия. В качестве задания применяются простые и доступные для выполнения физические упражнения, тест-контрольное испытание. Тестирование – процесс выполнения контрольного испытания. Критерии при выборе испытания:

1. Валидность теста. Характеризует их то, насколько данный тест определяет тестируемое свойство.

2. Надежность теста. Понятие надежности состоит в том, что при повторном тестировании, даже при соблюдении стандартных условий, результаты измерений, полученных в разных попытках не будут тождественны. Отмеченные вариации имеют место, потому что состояние спортсмена все время меняется, ему не всегда удается минимум того, на что он способен, влияет также качество измерений. Поэтому чтобы определить надежен тест или нет, используют математический аппарат.

3. Объективность теста – независимость результатов исследования от личностныхкачеств исследователя. Степень совпадения результатов, которые получаются по данным разных исследований, проводящих тестирования одних и тех же испытуемых, тождественные условию, характеризуются объективностью теста.

4. Экономичность тест. Под ней понимают стоимость применяемых методов, экономию времени, отводимого на тестирование. Поиск наиболее экономичных в этих отношениях тестов является важной практической проблемой.

6. Методы математической статистики.

 

Вопрос 3.

Структура написания дипломной (курсовой работы):

1.Название работы

2.Содержание

3.Введение (актуальность исследований, значимость того или иного явления 1 стр-1.5 стр.) Гипотеза, цель работы, объект исследования, предмет исследования.

4.Глава 1. Расширение теоретического исследования на основе анализа литературы.

1.1 Исторические аспекты.

1.2 Физиологические аспекты.

1.3 Методика применения в избранной области исследования.

5.Глава 2. Задачи, методы организации исследования (самое короткое 3 стр.)

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования (каким способом будут решаться задачи и с помощью чего)

2.3 Организация исследования (этапы) написания работы. (ЧАСТЬ ОДИНАКОВАЯ ДЛЯ ВСЕХ С ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ НАЗВАНИЕМ)

6.Глава 3. Методика проведения занятий в экспериментальных контрольных группах (рисунки, графики, анализ полученных результатов, таблицы)

7.Выводы (соответствующие задачам исследования)

8.Список литературы (без сносок)

9.Приложение (для объема) таблички, протоколы, практические рекомендации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: