Заметки о коммунистическом воспитании

 

Выпуск в свет учебника по истории большевистской партии и постановление ЦК ВКП(б) о пропаганде в связи с выпуском этого учебника не могут не волновать всех просвещенцев. Это постановление заставляет нас внимательнее вглядываться в то, как у нас поставлена •культурная работа, посмотреть, как мы воспитываем учащихся, как помогаем им самостоятельно работать, самостоятельно ширить свои знания.

Работа школы и внешкольная работа органически связаны между собой. Нельзя разрывать эти два понятия. Наша школа в корне отличается от школы буржуазной. Мы хотим и стремимся вырастить в школе человека нового типа, человека, который пропитан коммунистической моралью, который ко всем вопросам подходит не с точки зрения только своего личного интереса, а с точки зрения интересов общественности.

Вглядываясь в жизнь сейчас, видишь, как перерождаются люди. На меня очень сильное впечатление произвели письма матерей. У одной матери на одной из гидроэлектростанций упал в воду сын и погиб, а она пишет: «Пожалуйста, примите меры, чтобы на электростанциях везде были ограждения». У другой сын в больнице лежит – тяжело болен, она о нем беспокоится, но в то же время пишет о том, что у нас праздники пасхи и рождества совпадают с каникулами – это нехорошо, потому что в деревне попы детей уговаривают ходить но домам Христа славить и за это дают им сладости. У нее сын болен, а она обо всех детях думает, как растить их так, чтобы они не попадали под влияние попов, религии.

Мы на каждом шагу встречаем таких матерей-общественниц.

Мы говорим о героях нашей страны. Герои – это не только летчики; герои бывают и в повседневной жизни. Стахановцы – это герои повседневной жизни. Стахановец работает на заводе, рядом с товарищами. Он думает, как правильно наладить и свою работу, и работу товарищей.

Мы иногда перегибаем палку, рассказываем ребятам главным образом о пограничниках. И все наши ребята хотят ехать на границу, хотят летать. Это попятно. Но вот о повседневной жизни мы меньше умеем рассказывать ребятам. Владимир Ильич писал о том, что партиец-коммунист – это тот, кто готов умереть за дело, за которое он борется, но в то же время он должен в интересах партии делать незаметную, трудную, повседневную работу. А мы не умеем воспитывать это качество в ребятах. Воспитывать ребят, которые героически будут защищать нашу социалистическую Родину, которые будут готовы поезд снасти, – это хорошо, но наряду с этим надо рассказывать и про то, как они должны жить, чтобы действительно у нас получилась новая жизнь, организованная жизнь, коммунистическая жизнь.

С этой задачей школа справляется еще недостаточно. В школе слишком много внимания обращают на усвоение. Иногда, как птенчики, разевают ребята рот, а учитель им все разжевывает и готовое кладет. У ребят память хорошая. Они могут такие цитаты привести, которые взрослый сразу не запомнит, они и родителей будут поражать своими знаниями, а продумывать, самостоятельно по-настоящему работать – этому мы ребят в школе мало учим. Ребята не умеют по-настоящему самостоятельно работать, не могут без руководителя ставить вопросы, не умеют задавать вопросы, которые их волнуют. Это обнаруживается в вузах.

Во многих школах ребята только заучивают материал и не умеют вдумываться в него. Какие же это будут коммунисты, если они не научатся вдумываться, если они не сумеют до конца попять, что такое марксизм-ленинизм?

Внешкольная работа связана со школьной. Но некоторые внешкольные учреждения не понимают этой задачи и вместо помощи и совета лишь опекают детей. Я недавно была на совещании при Мосгороно. Там стоял вопрос о детском чтении. И меня поразило в выступлениях ряда товарищей то, какую опеку они развели над чтением ребят. Вот я вспоминаю свое детство. Если бы кто-нибудь попробовал так мною руководить – не давая читать, что я захочу, а навязывать книжки – я бы ни одной книжки не стала читать.

Помню, в детстве отец подарил мне книжку Пушкина – там были отдельные выдержки из его произведений и в частности «Дубровский». Обрывался рассказ на том месте, где оказывается, что Дубровский вовсе не педагог: «Пуркуа ву туше? Я не могу дормир в потемках», – на этом все обрывалось, обрывалось на самом интересном месте. Я тогда все библиотеки обыскала, чтобы «Дубровского» найти и до конца прочитать. Помню, как я увлекалась Лермонтовым. Заберешься в какой-нибудь уголок и декламируешь что-нибудь из Лермонтова (а ведь ребята и подростки очень увлекаются этим делом), и вдруг тогда бы мне сказали: «Ты Лермонтова не читай, читай только Крылова», – я к Крылову бы не прикоснулась.

У ребят же свои интересы, нельзя подавлять личность ребенка. Меня прямо испугали речи педагогов, которые рассказывали, как все «по полочкам» разложено в школьных библиотеках, все по временам года: весной читай про солнышко, зимой читай про зиму. Это неправильный и антипедагогический подход к детям. Ведь над каждой книжкой человек думает, у него во время чтения рождаются новые мысли. Или, например, устраивается в школьных библиотеках соревнование на то, кто больше книжек прочитает! Это нечто совершенно ни с чем не сообразное. Ребят надо удерживать, чтобы они не «глотали» книжки, а больше вдумывались в прочитанное.

Как заинтересовать ребят, как научить их подходить к книжкам, показывать в книжке самое интересное, самое важное, связанное с жизнью, – этому мы еще не научились. Этому мы научимся только тогда, когда поймем, что внешкольная работа не должна быть продолжением школьной учебы.

Одно время во Дворцах пионеров занимались только одаренные дети, отличники. В то же время видишь, как но улицам бегают ребята и с любопытством глядят на пьяных, на взрослых хулиганов. И сейчас во многие Дворцы пионеров только по билетам пускают.

Внешкольная работа должна охватывать всех ребят – и тех, которые исключены из школы, и тех, которые под лестницами прячутся. Говорят: «Как же во Дворец культуры их пустить, они заразят всех ребят хулиганством?» Если во Дворцах пионеров такие ребята, которых всякий может заразить хулиганством, так какое же там воспитание? Надо знать, как заинтересовать, как увлечь ребят. Надо узнать, что интересует недисциплинированного парня, и дать ему в -этой области работу. Надо дать ему самостоятельную работу, и из хулигана он сделается одним из активнейших ребят.

А у нас подчас Дворцы превращаются в привилегированные детские учреждения. Когда я два года назад пришла в Московский Дворец пионеров, меня поразило и то, что работа во Дворце пионеров была продолжением учебы: урок по геологии, урок по минералогии, урок по литературе, урок по танцам, урок по пению. Все уроки и все по расписанию. Это же простое продолжение школьных занятий, а не такая организация досуга, которая помогала бы ребятам учиться жить по-новому, коллективно работать, обсуждать вопросы, вглядываться в жизнь, соприкасаться с ней.

Конечно, всех детей взять во Дворцы пионеров нельзя – не поместятся. Но я думаю, что нельзя держать курс на отличников, нельзя отгораживаться от школьников-непионеров.

Существует еще неправильный подход педагогов к пионерам: они выделяют их, ставят в привилегированное положение.

У нас в Наркомпросе однажды произошел такой случай: привезли ребят из одной школы и премировали их. Смотрю: сидит одна девчурка и с волнением смотрит, как кого премируют. Я спрашиваю: «А ее записали?» – «Да, ее записали». Оказалось, что это не так – девчурку привезли в Москву вместе с пионерами, но ее, хотя она отличница была, не премировали потому, что она непионерка.

Надо, чтобы мальчика и девочку тянуло в пионеры не потому, что пионеры – какое-то «привилегированное сословие», а потому, что жизнь пионеров гораздо интереснее и содержательнее, разумнее, организованнее.

Громадные воспитательные задачи ложатся на все Дома пионеров, на Дома культуры, на всю внешкольную работу. Внешкольная работа должна будить новые интересы, она должна организационно воспитывать ребят.

У нас еще живы пережитки старого.' В старые времена было так, что детей рабочих заставляли работать с утра до вечера, а богатые – помещики, капиталисты – растили ребят белоручками, придумывали для детей только одни развлечения. И когда мы начинаем перегружать наших ребят развлечениями, мы делаем не то, что нужно. Ребят нужно не только баловать. Надо, конечно, ходить школьникам и в кино, и в театр, но нужна какая-то пропорция. Надо понять до конца, что такое счастливое детство. Это вовсе не значит, что ребенка, как какого-нибудь капиталистического сынка, нужно обслуживать, обслуживать и обслуживать. Радость заключается в том, что наша жизнь коллективная, не одинокая. В коллективе жить гораздо лучше, жизнь полнее, разностороннее, глубже. Л вот когда все приедается ребятам, тогда им становится скучно. Мы же слишком стараемся развлекать и веселить ребят.

Существует и другая крайность – когда дают ребятам непосильную общественную работу, не учитывая ни запросы, ни стремления ребят.

Общественная работа общественной работе рознь. Было время, когда ребят заставляли собирать утильсырье. Я помню, на заводе «Динамо» одна девочка рассказывала, сколько они собрали утильсырья. Для этого им нужно было обойти бесконечное количество квартир. Если так работать, то ребятам не остается времени на учебу, на чтение книг. А вот другой тип общественной работы. Возьмите ребят из Дворца пионеров, которые ходят в красные уголки жилых домов. Они там хорошо знакомятся с жизнью. Они наблюдают за тем, как живут другие ребята и в чем нужно этим ребятам помочь. Или вот, например, есть любители чертить карты: он и карту Испании начертит, сделает* вырезки из газет.

И вот если он вес это передаст в группу малограмотных, ведь это будет большая общественная работа, и ребенок будет стараться чертить лучше, процесс черчения станет для него интереснее.

Я вспоминаю, как Владимир Ильич выступал на II съезде политпросветов в 1921 г. и говорил, что у нас три врага – неграмотность, комчванство и взятка.

Среди пионеров нередко встречаешь ребят, очень много.мнящих о себе. Пионер считает себя заправским докладчиком, девочка-пионерка учится музыке и считает себя исключительно одаренной. Надо заботиться, чтобы у одаренных ребят не вскружилась голова, надо обеспечить им всестороннее развитие.

Дворцы пионеров могут и должны помогать появлению и росту новых талантов. Это бесспорно. У Л. Толстого есть замечательный рассказ, в котором говорится, как одна школьница все молчала, не могла ничего ответить, а выслушала какой-то интересный рассказ и вдруг сама встала и заговорила. И Толстой писал об этом: «У меня было такое чувство, точно я видел, как цветок распускается».

Уметь будить в ребятах новые интересы, растить всесторонне развитых людей – такова задача всех, кто призван воспитывать детей. Ведь коммунистическая мораль дает очень много сил и радости, если она не внешняя, а настоящая. И мы должны наших ребят этой моралью пропитывать, растить из них общественников. Внешкольное дело не должно идти самотеком. А у нас тут очень большой самотек. Нужно подумать не только о содержании работы, но и о том, как организовать отдых, как поставить дело таким образом, чтобы ребята действительно росли коммунистами, ленинцами.

Мы должны отказаться от безграничной опеки, которая у нас есть и в школе, и во внешкольной работе. Надо ребятам дать возможность развернуть свои силы. Это очень важно. Советская школа обязательно должна оказывать в этом смысле сильное влияние. Но не опекать, а умело направлять интересы и мысли ребят.

Жизнь ребенка должна быть богатой, содержательной, надо решительно отказаться от шаблона и штампа в подходе к детским интересам. Прихожу я как-то во Дворец пионеров и вижу: девочки сидят отдельно, мальчики – отдельно; девочки вышивают, а мальчики слушают лекцию о том, как играть в шахматы. Среди них были только две девочки, остальные – все мальчики. Некоторые считают, что шахматная игра – это мужское дело, а пение, танцы – женское. Поют девочки, и только в углу, чтобы его не заметили, один мальчик сидит и подтягивает хору. У нас мальчики считают ниже своего достоинства петь. «Пусть девочки поют», – говорят они. Это разделение на мальчиков и на девочек – пережиток прошлого.

Внешкольная работа должна больше внимания обращать и на искусство, чтобы оно стало составной частью жизни школы.

Надо приложить все силы к тому, чтобы из ребят вырастали у нас ленинцы. Для этого у нас есть все возможности.

Ребята, у которых правильно организован отдых, правильно организовано свободное время, по-другому и учиться будут. Не надо им ста тысяч воспитателей или «классных барышень», как в шутку называл воспитателей Владимир Ильич.

1939 г.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

В третий том Педагогических сочинений Н. К Крупской включены статьи и речи по вопросам учебно-воспитательной работы с детьми в школе и детских домах (о работе школ взрослых см. девятый том), о подготовке и повышении квалификации учителя. При определении состава тома учитывалось, что вопросы трудового воспитания и политехнического образования в основном освещаются в четвертом томе, а вопросы комсомольской, пионерской и внешкольной работы – в пятом томе настоящего издания Педагогических сочинений Н. К. Крупской.

Материал расположен в хронологическом порядке.

 

1918–1920

 

О ШКОЛАХ ДЛЯ РАБОЧИХ-ПОДРОСТКОВ

 

Впервые опубликовано за подписью Н. К. в журн. «Народное просвещение», еженедельник Народного Комиссариата но просвещению, 1918, № 22. Статья вошла также в сборник. Н. К. Крупская. Воспитание молодежи в ленинском духе. М, изд-во «Молодая гвардия», 1925. Печатается по тексту журнала

Школы для рабочих-подростков и школы клубы (см. следующую статью) стали возникать с 1918 г. в крупных городах при фабриках и заводах и явились предшественниками школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они ставили своей задачей охватить всех работающих на производстве подростков учебной и клубной работой. В 1920 г. школы рабочих-подростков и школы-клубы были включены в систему учреждений единой трудовой школы.

 

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ-КЛУБАХ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

 

Впервые опубликовано в журн. «Народное просвещение», ежемесячный орган Народного Комиссариата по просвещению, 1920, № 1.6-17. Под названием «Социально-политическая работа подростков» статья вошла с некоторыми сокращениями в сборник: Н. К. Крупская, Воспитание молодежи в ленинском духе, М., изд-во «Молодая гвардия», 1925. Печатается но журн. «Народное просвещение» (см. также примечание к предыдущей статье).

 

1921–1930

 

ПАМЯТИ НЕКРАСОВА

 

Статья написана к 100-летию со дня рождения Н. А. Некрасова. Опубликована впервые в газ. «Агит-Роста» № 32 от 16 ноября 1921 г. (издание Российского телеграфного агентства – материалы для провинциальной печати).

 

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ I СТУПЕНИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1922, № 1. Печатается по тексту Собрания сочинений Н. К. Крупской, т. Ill, M.–Л., Учпедгиз, 1934.

Журнал «На путях к новой школе» ставил целью объединить вокруг себя педагогов, воодушевленных идеями единой трудовой школы, привлечь их к участию в разработке путей новой, советской школы. С 1922 по 1930 г. выходил как орган научно-педагогической секции ГУСа, а с 1931 по 1933 г. – как орган Общества педагогов-марксистов. Ответственным редактором журнала (начиная со второго номера) была Н. К. Крупская.

В первом номере журнала вопросу о задачах школы I ступени были посвящены также статьи Г. О. Гордона, С. Т. Шацкого и П. П. Блонского. Редакция предпослала им следующее примечание:

«Ниже мы помешаем четыре статьи членов научно-педагогической секции ГУСа, касающиеся основных принципов и методов постановки школьного дела. Хотя статьи касаются в сущности одних и тех же 'вопросов, но у каждого из авторов свой подход к ним. Редакции кажется, что одновременное помещение этих статей наиболее полно осветит затронутые вопросы»[158].

 

К ВОПРОСУ О ПРОГРАММАХ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1922, № 2. Печатается по указанному источнику.

 

В этой статье Н. К. Крупская обосновывает необходимость обязательной государственной программы-минимум для школ республики. Статья являлась установочной для составителей схем программ.

Схемы первых программ ГУСа, получивших название «комплекс» ных», были разработаны в 1922 г. и изданы в 1923/24 учебном году (в последующие годы программы ГУСа подвергались переработке). Стремясь установить прочную взаимосвязь между сообщаемыми знаниями, связать их с жизнью, составители программ давали учебный материал в виде единого комплекса знаний о природе, труде и человеческом обществе, распределяя его по трем вертикальным колонкам: природа, труд, общество (изучение трудовой деятельности людей ставилось в центре всего школьного преподавания).

Несмотря на то что программы ГУСа не были лишены ошибочных положений и недостатков, они сыграли свою положительную роль и вошли в историю советской школы как один из важных этапов ее развития. «Программы ГУСа, – по словам Н. К. Крупской, – рвали со старыми традициями, к ним с озлоблением относились педагоги, вроде тех, которые группировались около «Педагогической мысли», желавшей сохранить старую привилегированную барскую школу, сохранить в школе религию и прочее... Именно поэтому программы ГУСа, вернее схемы программ ГУСа, стали знаменем, около которого группировалось передовое учительство... Программы ГУСа были определенным этапом на пути развития политехнической школы» (см т. II настоящего издания, стр. 598).

В 1932 г. в статье «К десятилетию журнала «На путях к новой школе» Н. К. Крупская писала:

«Если посмотришь на схемы программ первого концентра II ступени современными глазами, то видишь, что это были вовсе не схемы программ, а схемы тех вопросов, которые важны с марксистской точки зрения, которые должны были быть внесены в программы. Многое к схеме надо бы еще добавить, кое-что сказать яснее, получше сформулировать, но «схемы» являлись началом борьбы за марксизм в школе, за коренное изменение содержания программ, чего так настойчиво требовал Владимир Ильич. Эта борьба за марксизм в школе, за пропитывание всех программ духом марксизма ленинизма еще не кончена»[159].

 

ПРИМЕЧАНИЕ К РЕЦЕНЗИИ Е. П. ХЕРСОНСКОЙ НА ЖУРНАЛ "КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ"

 

Опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1923, № 1(4) как примечание от редакции. Написано Н. К. Крупской, которая являлась ответственным редактором журнала. Печатается по указанному источнику.

 

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ, НАМЕЧЕННЫХ В СХЕМАХ ПРОГРАММ, ПРИНЯТЫХ СЪЕЗДОМ СОЦВОСОВ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1923, № 3(6). Печатается по указанному источнику.

Съезд заведующих отделами социального воспитания губернских отделов народного образования происходил в Москве в марте 1923 г. (см. также примечание к статье «К вопросу о программах» стр. 742).

 

ШКОЛЬНОУ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1923, № 3 (6). Под названием «Школьное самоуправление, игра и организационные навыки» статья была напечатана в книге: Советская производственно-трудовая школа, книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания, сост. П. Вейкшан, Л. Калашников и С. Ривес, под общей редакцией Л. Г. Калашникова, т. 1, изд. 5-е, М., изд-во «Работник просвещения», 1928. Печатается по журн. «На путях к новой школе».

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСТВА

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 153 от 11 июля 1923 г. Печатается по сборнику: Н. К. Крупская, В поисках новых путей, М., изд-во «Работник просвещения», 1924.

 

РЕЦЕНЗИЯ П. П. БЛОНСКИЙ. КРАСНАЯ ЗОРЬКА. ПЕРВАЯ КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» Kg 168 от 28 июля 1923 г. Печатается по сборнику: Н. К Крупская, В поисках новых путей, М., изд-во «Работник просвещения», 1924.

П. П. Блонский (1884–1941) – видный педагог и психолог. Дореволюционные работы его написаны на основе идеалистического мировоззрения. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции П. П. Блонский принимает активное участие в работе по народному образованию. В 1919 г. вышла его книга «Трудовая школа», которая, несмотря на ряд ошибок, сыграла большую роль в развитии советской педагогической мысли и явилась поворотным пунктом в мировоззрении П. П. Блонского, который постепенно переходит на позиции материализма. П. П. Блонский являлся одним из организаторов и профессоров Академии социального воспитания (с 1923 г. – Академия коммунистического воспитания), членом научно-педагогической секции ГУСа, членом редколлегии журнала «На путях к ноной школе»-

Оценку книги П. П. Блонского «Красная зорька» Н. К. Крупской см. также на стр. 118 настоящего тома.

 

О ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

Статья опубликована за подписью Н. К. как дискуссионная в журн. «На путях к новой школе», 1923, № 7-8. Вошла также в сборник: Н. К. Крупская, В поисках новых путей, М., изд-во «Работник просвещения», 1924. Печатается по тексту журнала.

 

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ В ОЦЕНКЕ СЪЕЗДА ПО ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1923. №9. Печатается по указанному источнику.

I Всероссийский съезд но естественноисторическому образованию происходил в Петрограде 10–16 августа 1923 г. Ему предшествовали съезд преподавателей естествознания Северной области в Петрограде (1921) и Московская конференция преподавателей естествознания (1922). Статья написана Н. К. Крупской в связи с разногласиями среди преподавателей естествознания по вопросам преподавания эволюционной теории и основ агрономии в школах.

В 1932 г. Н. К. Крупская по поводу этих разногласий писала: «Биология со времен Писарева всегда считалась боевым предметом. Она давала основы для материалистического миросозерцания. Это прекрасно знало царское правительство, вот почему биология долгое время была запрещена в классических и женских гимназиях, а там, где ботаника, зоология допускались, они давались в искромсанном, изуродованном виде... Научно-педагогическая секция ГУСа настаивала на введении в школу II ступени эволюционной теории, считая, что надо изучать явления в их развитии»[160]. И далее: «В другом вопросе – увязке естествознания с сельским хозяйством – борьба с педагогами-естественниками, стоявшими на платформе «чистой науки», шла вовсю... Жизнь этого повелительно требовала»[161].

См. также в настоящем томе «Ответ А. Пинкевичу» (стр. 95), «Советская школа и естествознание».

 

О НОВЫХ ПРОГРАММАХ

 

Опубликовано в журн. «Народный учитель», 1924. № 1. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к статье «К вопросу о программах».

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЬСТВА

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924, № 1. Печатается по указанному источнику.

 

ОТВЕТ А. ПИНКЕВИЧУ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе». 1924, Mb 1. Печатается по указанному источнику.

После опубликования статьи Н К. Крупской «Новые программы в оценке съезда по естественноисторическому образованию» (см, статью на стр. 74 настоящего тома и примечания к ней на стр. 745) в редакцию журнала «На путях к новой школе» поступило письмо А. П. Пинкевича. В № 1 этого журнала за 1924 г. редакция опубликовала письмо Л. П. Пинкевича и ответ на пего Н. К. Крупской.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ НО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924. № 2. Печатается по указанному источнику.

К статье имеется следующая сноска редакции: «Доклад Н. К. Крупской на конференции по педагогическому образованию 12 февраля сего года». Однако из содержания статьи видно, что это не доклад, а статья к предстоящей конференции. Конференция состоялась в Москве 12–16 февраля 1924 г. Отчет о ее работе с кратким изложением содержания речи Н. К. Крупской опубликован в газете «Правда» № 36 от 16 февраля 1924 г.

В книге «Материалы по педагогическому образованию», сборник руководящих постановлений и положений, под ред. Л. Ф. Белякова, М., изд-во 2-го МГУ, 1925, опубликовано также краткое изложение речи Н. К. Крупской (под заголовком «К вопросу о реформе педагогического образования»), идентичное по содержанию с публикуемой в настоящем томе статьей.

 

ФИЗКУЛЬТУРА (ЗАМЕЧАНИЕ I) СКОБКАХ)

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924, № 2. Печатается по указанному источнику.

В том же номере журнала напечатаны статьи П. Блонского «Физическое воспитание в школе I ступени» и врача Подъяпольской «О физкультуре в сельской школе и школе крестьянской молодежи». Статья Н. К. Крупской нацеливала авторов на решение поднятых ими вопросов с учетом конкретной действительности.

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСТВА

 

Стенограмма доклада Н. К. Крупской на Всероссийской конференции по переподготовке учителей. Конференция проходила в Москве 20–25 марта 1924 г. Печатается по журн. «Народный учитель», 1924, № 5.

В книге «I общесоюзное методическое совещание, созванное ГУСом РСФСР, 1924, 27- 29 марта» текст этой стенограммы дан в приложении.% 1 под названием «Основные линии переподготовки преподавателей в связи с задачами социального воспитания в настоящее время».

В настоящем докладе Н. К. Крупская подчеркнула необходимость вооружения учителя знанием особенностей возрастного развития детей. В ряде других своих статей и выступлений она также указывала, что без этих знаний нельзя успешно решать вопросы воспитания. (См. в настоящем томе статьи: «О задачах школьного кино», «Роль детской библиотеки и библиотекаря в современных условиях», «Какой нам нужен учебник», «Соцсоревнование в советской школе», «Подняться на высшую ступень», «Методические заметки», «Хороший учебник – политехнической школе», «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин», «Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом», «О воспитательной работе».)

В то же время Н. К. Крупская резко выступила против антинаучных взглядов на роль наследственности и среды в развитии ребенка (см., например, по 2-м томе ст. «К вопросу о морально-дефективных детях»). В отличие от буржуазной педологии, указывала Н. К. Крупская, «советская форма педологии» должна строиться как отрасль педагогической науки, изучающая на диалектико-материалистической основе возрастные особенности детей. Однако ряд советских ученых попал в плен буржуазной педологии.

ЦК ВКП(б) в споем постановлении от 4.VII 1936 г. вскрыл антинаучную сущность педологических извращений в системе наркомпросов и призвал к созданию марксистской науки о детях.

В связи с указанным постановлением Н. К. Крупская писала: «...нужно было учитывать возрастные особенности ребенка. Тут были большие трудности. С одной стороны, приходилось бороться с экспериментальной педагогикой, методы которой культивировались всячески буржуазной педагогикой... В борьбе с экспериментальной педагогикой, носившей архибуржуазный характер, доказывающей, что наиболее одаренные дети – это дети господствующих классов, а дети трудящихся – дети, стоящие по способностям, по одаренности гораздо ниже, у нас получились перегибы влево, игнорировавшие возрастные особенности ребят»[162]. Рассматривая далее программы для детских садов, Н. К. Крупская продолжала: «Ленинградские педологи и педологи московские принимали участие в разработке этих программ. Омертвленный детский сад толкнул их на дальнейший ложный путь, на разработку методами буржуазной экспериментальной педагогики вопроса о наследственности, на которую якобы нельзя никак повлиять, которая представляет нечто роковое, привел их к делению ребят на одаренных и не способных к развитию, послушных и трудновоспитуемых»[163].

«Педологов правильно ругают за то, что они бездушно, формально относились к ребятам, но процентам распределяли способных и неспособных, не думали, как помочь развитию ребят, их воспитанию. Но если мы не будем знать возрастных особенностей ребят и тою, что интересует обычно ребят в том или ином возрасте, как они воспринимают окружающее, то не сможем добиться успеха в работе»[164], – так писала Н. К. Крупская после постановления ПК ВКП(б) от 4.VII 1936 г., напоминая о том, что проблема изучения возрастных особенностей детей не снимается.

 

О РАБОТЕ НАД НОВЫМ УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НОВОЙ ПРОГРАММЫ

 

Доклад и заключительное слово на I Всероссийском объединенном съезде опытно-показательных учреждений и методических бюро губернских отделов народного образования 30 мая 1924 г.

Опубликован в книге «Программы ГУСа и общественно-политическое воспитание», под ред. Е. Рудневой, М., изд-во «Работник просвещения», 1924. Печатается по указанному источнику.

В связи с опубликованием первых обязательных программ-минимум встал вопрос о создании нового учебника. Как видно из текста доклада Н. К. Крупской, вопрос, нужен ли учебник в школе, был в то время дискуссионным. Н. К. Крупская отстаивала необходимость учебника и предъявляла к составителям учебников определенные требования, которые сформулированы ею в ряде статей, вошедших в настоящий том: «Учебник в массовой школе», «Демократизация» учебника», «Об учебнике и детской книге для I ступени», «Старые и новые учебники», «Какой нам нужен учебник», «Хороший учебник – политехнической школе» и др.

После решения ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» от 12 февраля 1933 г. стали издаваться стабильные учебники.

О книге П. П. Блонского «Красная зорька» см. рецензию Н. К. Крупской (стр. 66 настоящего тома).

 

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ „ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВКУСЫ БЕСПРИЗОРНЫХ"

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924, №4-5. Печатается по указанному источнику.

Статья Григорьевой «Литературные вкусы беспризорных (по материалам отдела детского чтения Института методов внешкольной работы)» помещена в том же номере журнала.

Редакция журнала в связи с этими статьями писала: «В статье «Литературные вкусы беспризорных» в общем верно схвачены черты беспризорных и их быт; она интересна постольку, поскольку является результатом наблюдения над беспризорными в естественных условиях их жизни. О материале для чтения беспризорным и о работе с беспризорными в ночлежке см. помещаемую ниже статью Н. К. Крупской».

 

К ВОПРОСУ О ДЕТДОМАХ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924, № 7-8 Печатается по указанному источнику.

 

ЧЕМУ УЧАТ В ТЕПЕРЕШНЕЙ ШКОЛЕ?

 

Письмо к рабочим и работницам, крестьянам и крестьянкам. Опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924, № 7-8. Печатается по указанному источнику.

К статье дается следующее примечание от редакции: «Для привлечения симпатии населения к новой школе необходимо знакомить население с целью и задачами новой школы, с содержанием ее работы. С этой целью Наркомпрос приступил к изданию серии листков к населению о новой школе. Началом этой серии и является листок «Чему учат в теперешней школе?» Учителю надо заняться организацией распространения этих листков среди населения. Листовку надо дать списать ученикам и попросить отнести ее домой и прочесть там.

Председатель научно-педагогической секции Государственного ученого совета Н. Крупская».

 

СВЯЗЫВАНИЕ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Опубликовано в книге: В. Струминский, Хрестоматия по основным вопросам теории и практики трудовой школы, ч. 1, Принципы и методы работы, Л., 1924. Печатается по указанному источнику.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ „ШКОЛА – КОММУНА НАРКОМПРОСА"

 

Печатается по книге: Школа-коммуна Наркомпроса, из опыта Московской опытно-показательной школьной коммуны Наркомпроса имени П. Н. Лепешинского, сборник педагогического коллектива школы, с предисловием Н. К. Крупской, М., изд-во «Работник просвещения», 1924.

Школа-коммуна основана по поручению Наркомпроса П. Н. Лепешинским осенью 1918 г. в селе Литвиновичи Рогачевского уезда Гомельской губ. Осенью 1919 г. школа-коммуна переехала в Москву и как опытно-показательная школа Наркомпроса существовала до 1937 г., когда все опытно-показательные школы были реорганизованы в массовые.

П. Н. Лепешинский (1868–1944) – видный деятель Коммунистической партии, член КПСС с 1898 г. После Октябрьской революции был членом Коллегии Наркомпроса РСФСР, заместителем народного комиссара просвещения Туркестана, одним из организаторов Истпарта и МОПР, затем – директором Исторического музея и Музея Революции.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ ФАБЗАВУЧА

 

Доклад Н. К. Крупской на Всесоюзном съезде по рабочему образованию (съезд состоялся 15–21 декабря 1924 г.). Впервые опубликован в журн. «Народное просвещение», 1925, № 1. Печатается по Собранию сочинений Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) возникли в 1920 г. по инициативе комсомола и являлись до 1940 г. основной формой подготовки квалифицированной рабочей силы для промышленности. (В 1940 г. была создана система Государственных трудовых резервов СССР.) Обучение в школах ФЗУ строилось на основе соединения профессионального обучения с общеобразовательной подготовкой, общественно-политическим и физическим воспитанием молодежи.

 

К СТАТЬЕ БЛОНСКОГО И ЧУЛИТА „АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе». 1925,. № 2. Печатается по указанному источнику.

Статья П. П. Блонского и Я. Я. Чулита напечатана в том же номере журнала.

Я. Я. Чулит (род. в 1884 г.) – бывший член ГУСа, был директором 9-й образцовой школы в Ленинской слободе Москвы. В 1935–1938 гг. работал в Наркомпросе РСФСР. В настоящее время – заместитель директора по учебной части Института усовершенствования учителей Латвийской ССР.

О П. П. Блонском см. примечание к рецензии на книжку «Красная зорька» (стр. 744 настоящего тома).

 

О КОМПЛЕКСАХ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1925, № 3. Печатается по указанному источнику.

Подводя итоги работы научно-педагогической секции ГУСа за десять лет, Н. К. Крупская в 1932 г. писала: «Мои высказывания о комплексном методе несколько отличались, например, от точки зрения Г. О. Гордона, который возражал против предметной системы»[165] (см. примечание к статье «Задачи школы I ступени» на стр. 742). Позднее, в 1933 г., она вновь возвращается к этому вопросу: «Сейчас мы перешли к преподаванию по отдельным предметам даже в первой ступени. Но значит ли это, что должна быть порвана связь между этими предметами, что между предметами этими и жизненными явлениями должна вырасти стена? Что у нас было плохо в комплексности? В комплексности основная мысль была верна – надо брать предметы в их связях и их опосредствованиях. Но было плохо то, что брали не те связи, которые существуют в жизни, а искусственные...» (стр. 599–600 настоящего тома. См. также примечание к ст. «К вопросу о программах», стр. 742.)

 

О ШКОЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе№, 1925, № 4. Печатается по указанному источнику.

Школьные кооперативы начали возникать в 1924 г. по инициативе отдельных деятелей по народному образованию. В ряде журналов как в Москве, так и на местах появляются статьи, освещающие опыт работы школьной кооперации.

В 1926 г. вышла книга: Кооперация в школе, хрестоматийный сборник под ред. Н. Н. Иорданского (в сборник вошли многие из печатавшихся ранее в журналах статей, примерный устав школьной кооперации и библиография по этому вопросу).

24 марта 1925 г. вопрос о школьной кооперации обсуждался на заседании научно-педагогической секции ГУСа, на котором Н. К. Крупская отметила, что школьная кооперация, возникающая стихийно, в большинстве своем развивалась по неправильному пути и что необходима правильная установка в этом общественном начинании. В настоящей статье Н. К. Крупская развивает свои мысли по этому вопросу. (См. также ст. «Общественно-политическое воспитание в школе II ступени», стр. 157.)

Школьные кооперативы широкого распространения в школах не получили.

 

СОВЕЩАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

 

Впервые статья опубликована в газ. «Правда» № 127 от 6 июня 1925 г. Печатается по указанному источнику.

Всероссийское совещание по физическому воспитанию школьников, проходившее в начале июня 1925 г., было созвано Главсоцвосом совместно с ГУСом.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ II СТУПЕНИ

 

Тезисы доклада, доклад и заключительное слово Н. К. Крупской на I Всероссийской конференции школ II ступени (конференция проходила в Москве 5–10 июля 1925 г.). Печатаются по книге: Вопросы школы II ступени, труды I Всероссийской конференции школ II ступени 5–10 июля 1925 г., под ред. Р. И. Млиника и Б. П. Есипова, М., 1926. В журн. «Народное просвещение», 1925, № 7-8, текст доклада (без тезисов) опубликован под названием: «Общественно-политическое воспитание – пионердвижение – комсомол в школе». В сборник: Н. К. Крупская, Коммунистическое воспитание смены, М., изд-во «Молодая гвардия», вошел один из разделов этого доклада – «Роль пионеров и комсомольцев в школе».

Рассматривая в 20-х годах вопрос о критическом использовании некоторых черт дальтон-плана в условиях советской школы, Н. К. Крупская постоянно предупреждала о недопустимости превращения его в единственный метод преподавания в школе и применения его «в той форме, какая создалась в Америке» (стр. 168 настоящего тома).

В практике работы нашей школы некритическое применение дальтон-плана вылилось в бригадно-лабораторный метод, осужденный постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. В связи с этим Н. К. Крупская писала, что в дальтон-плане «таились зачатки тех извращений, какие мы видим в лабооаторно-бригадном методе»[166]. Она отмечала, что в свое время ГУСу следовало бы более критически отнестись к практике применения дальтон-плана, но «на месте шла большая творческая работа и в области методов, шла стихийно, ее надо было учитывать, ей помогать, направлять ее в надлежащее русло. Эта работа только начиналась. Вести критику ее приходилось с большой осторожностью. Эта осторожность была необходима, чтобы мимоходом не затоптать ростки нового, чтобы побудить работников мест шире высказываться»[167].

 

УЧЕБНИК В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в «Учительской газете» № 6 от 11 февраля 1926 г. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к статье «О работе над новым учебником для новой программы».

 

"ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ" УЧЕБНИКА

 

Впервые статья опубликована как дискуссионная в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 2. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к статье «О работе над новым учебником для новой программы».

 

БОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Из беседы Н. К. Крупской с инспекторами Центрального методического бюро Наркомпроса. Опубликовано в журн. «Народное просвещение», 1926, № 2. Печатается по указанному источнику.

 

ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ

 

Впервые опубликовано в «Учительской газете» №9 от 4 марта 1926 г. Печатается по сборнику: Н. К. Крупская, На третьем фронте, ч. 1, М., 1927.

 

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 3. В сборник статей: Н. К. Крупская, На третьем фронте, ч. I, M., 1927 – статья вошла под названием «К вопросу об общественно полезной работе школы». Печатается по тексту журнала.

 

ВОСПИТАТЬ ОБЩЕСТВЕННИКА-КОЛЛЕКТИВИСТА

 

Опубликовано в сборнике: Н. К. Крупская, О школе крестьянской молодежи, речи и статьи, М, изд-во «Долой неграмотность», 1926. Печатается по указанному источнику.

Статья была написана к I Всероссийской конференции Школ крестьянской молодежи, состоявшейся 20–24 апреля 1926 г. На конференции Н. К. Крупская выступила с докладом «Общественно-политическое воспитание в ШКМ» (см. ниже).

Школы крестьянской молодежи (ШКМ) возникли в 1923 г. по инициативе комсомола. Основной задачей ШКМ была подготовка из сельской молодежи культурных земледельцев, общественников-кооператоров. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семи классов, учащимся ШКМ давалась первоначальная агрономическая подготовка. В 1930 г. ШКМ реорганизованы в школы колхозной молодежи. В 1934 г. прекратили существование в связи с установлением в СССР общих типов общеобразовательной школы.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКМ

 

Доклад Н. К. Крупской на I Всероссийской конференции школ крестьянской молодежи, состоявшейся 20–24 апреля 1926 г. Печатается по Собранию сочинений Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

См. примечание к предыдущей статье.

 

ПРОГРАММЫ ГУСа ДЛЯ ШКОЛ I СТУПЕНИ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 142 от 24 июня 1926 г. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к статье «К вопросу о программах».

 

ОБ УЧЕБНИКЕ И ДЕТСКОЙ КНИГЕ ДЛЯ I СТУПЕНИ

 

Стенограмма речи Н. К. Крупской на I Всероссийской конференции по учебной и детской книге (конференция проходила в Москве 9–13 мая 1926 г.). Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 7-8. Печатается по указанному источнику.

В книге: Советской школе – новый учебник, сборник № 7-8, под ред. О. Л. Бема, К. Т. Свердловой и В. Н. Шульгина, М. – Л., Гиз, 1927 г., – стенограмма этой речи Н. К. Крупской опубликована под названием «Новый учебник в связи с программой ГУСа».

См. также примечание к статье «О работе над новым учебником для новой программы».

 

СОВЕТЫ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ

 

Впервые опубликовано в «Учительской газете» № 39 от 2 октября 1926 г. Печатается по указанному источнику.

 

К ВОПРОСУ О ДЕТСКОЙ КНИЖКЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 11. Печатается по указанному источнику.

 

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ВО И СТУПЕНИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 12. Печатается по указанному источнику.

 

ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1927, № 1. Печатается по Собранию сочинений Н. К. Крупской, т. Ill, M.–Л., Учпедгиз, 1934.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1927, № 1. Печатается по указанному источнику.

 

О ЗАДАЧАХ ШКОЛЬНОГО КИНО

 

Доклад Н. К. Крупской на совещании при научно-педагогической секции ГУСа по вопросу школьного и детского кино, организованное Агитпропом ЦК ВКП(б) 24 января 1927 г. при участии Общества друзей советского кино. Текст доклада опубликован в журн. «На путях к новой школе», 1927, № 3. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

О ДЕТСКОМ КИНО

 

Публикуется впервые по рукописи (автограф начала рукописи см. на стр. 273), предоставленной редакции проф. И. Г. Розановым, сотрудником бывшего Научно-исследовательского института методов внешкольной работы. Рукопись, очевидно, не закончена: имеется только раздел «А». Дата написания статьи не обозначена. На основании содержания рукописи, где вопрос о кино рассматривается в связи с программами ГУСа, и сравнения ее с текстом доклада «О задачах школьного кино» можно предположить, что данная статья написана в 1927 или 1928 г.

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

 

Доклад на конференции учащихся школ крестьянской молодежи. Опубликован в журн. «На путях к новой школе», 1927, № 3. Печатается по указанному источнику.

 

СТАРОЕ ПЕРЕВЕРНУТО, НО ЕЩЕ НЕ ИЗЖИТО

 

Впервые опубликовано в «Учительской газете» № 17 от 23 апреля 1927 г. Печатается по указанному источнику.

 

ШКОЛА И УЧИТЕЛЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ ОПАСНОСТИ ВОЙНЫ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1927, № 7-8. Печатается по указанному источнику.

Статья написана в связи с обострившимся в 1927 г. международным положением: английское правительство Болдуина – Чемберлена предприняло ряд враждебных актов по отношению к СССР, разорвало с нашей страной дипломатические и торговые отношения.

 

ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к повой школе», 1927, № 10. Печатается по указанному источнику.

Статья написана в связи с докладом наркома просвещения А. В. Луначарского на юбилейной сессии ЦИК СССР, посвященной 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции (II сессия 4-го созыва, октябрь 1927 г.). Речь А. В. Луначарского опубликована в журн. «Народный учитель», 1927, № 11.

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ В РАСКРЕПОЩЕНИИ РАБОТНИЦ И КРЕСТЬЯНОК

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1927, Ms 10. Публикуется по указанному источнику.

 

СТАРЫЕ И НОВЫЕ УЧЕБНИКИ

 

Впервые опубликовано в журн. «Антирелигиозник», 1927, Ms 10, под названием «О без религиозном воспитании в школе».

Включив статью в свой сборник «Антирелигиозная пропаганда», М. – Л., Гиз, 1929. Н. К. Крупская изменила название статьи и внесла некоторые изменения в текст.

«В статье «Старые и новые учебники» в нескольких местах изменен термин «реалистический» на термин «материалистический», – писала она в предисловии к этому сборнику. – В фразе: «В программах школ, в учебниках нет прямой антирелигиозной пропаганды и тем не менее советская школа является могучим средством борьбы с религией» – пропущено начало до слов «советская школа»... Конец звучал так: «10 лет тому назад советская школа порвала с религией, теперь иод этот акт подведен прочный фундамент». Теперь (в статье «Старые и новые учебники») вместо этих слов сказано: «Мы создали новые программы, новые учебники. Они помогают выработке правильного..мировоззрения, закладывают фундамент подлинной, сознательной антирелигиозности...» (См. также об этом в статье «Антирелигиозное воспитание в школе при Советской власти», стр. 380 настоящего тома.)

Статья печатается по сборнику: Н. К. Крупская, Антирелигиозная пропаганда, М. – Л., Гиз, 1929.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ М. БЕРНШТЕЙНА И Н. БУХГОЛЬЦ „ДОМАШНИЙ ТРУД ДЕТЕЙ И ШКОЛА"

 

Печатается по книге: М. Бернштейн и Н. Бухгольц, Домашний труд детей и школа, с предисловием Н. К. Крупской, М. – Л., 1927.

 

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

 

Опубликовано в книге: Естествознание в трудовой школе, сборник 1-й, под общ. ред. Н. С. Понятского, М., изд-во «Работник просвещения», 1927. В журн. «На путях к новой школе», 1927, № 5-6, статья помещена под названием «Естествознание в школе». Печатается по указанному сборнику.

В варианте, опубликованном в журн. «На путях к новой школе», в фразе: «Думается, что из требования увязки науки с жизнью никоим образом не вытекает такое наивное понимание дела» (стр. 310 настоящего тома) – после слова «наивного» вставлено слово «головотяпского». После слов «...чтобы глубже и сознательнее подойти к материалистическому пониманию природы» (там же) в журнале следует текст: «Мертвый хватает живого» не только в вопросе о месте прикладных знаний, преподавания естествознания, но и в вопросе о методах преподавания. Наиболее передовые преподаватели обоих течений отстаивают исследовательский метод преподавания. Нельзя пичкать |ребят готовыми знаниями и выводами, надо научить их внимательному наблюдению явлений, умению делать из наблюдения выводы, проверять их дальнейшим наблюдением, проверять опытом». После слов «...трезвость мысли» следует: «Однако было бы ошибочно думать, что исследовательский метод должен быть использован только при изучении теоретических проблем. Совершенно в такой же мере необходимо его применение и при разрешении практических задач». Цитаты из статьи Д. И. Писарева (стр. 310–312) нет в варианте статьи, напечатанном в журн. «На путях к новой школе».

См. также статью «Новые программы в оценке съезда по естественноисторичеекому образованию» (стр. 74 настоящего тома) и примечания к ней.

 

О ЗАДАЧАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Впервые опубликовано в книге: Художественное воспитание в школе I ступени, материалы к составлению программ, М., изд-во «Работник просвещения», 1927. Печатается по указанному сборнику.

В сборник вошли методические материалы, разработанные научно-педагогической секцией ГУСа для определения содержания работы по искусству в массовой школе, а также ряд статей. Настоящая статья Н. К. Крупской и статья А. В. Луначарского «Искусство и коммунистическое строительство» являлись направляющими.

 

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА

 

Доклад на I Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы, состоявшейся в Москве 23–28 января 1928 г. Это была первая конференция преподавателей русского языка и литературы после Октябрьской революции.

Опубликовано в журн. «Русский язык и литература в трудовой школе», 1928, № 1. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1928, № 5-6. Печатается по указанному источнику.

 

НА НЕКОТОРЫЕ ЗЛОБОДНЕВНЫЕ ТЕМЫ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1928, № 5-6. Печатается по указанному источнику.

 

ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «Революция и культура», 1928, № 15. Одновременно статья публиковалась в журн. «На путях к новой школе», 1928, № 7-8. Печатается по журн. «Революция и культура».

Статья Ф. Олещука. на которую ссылается Н. К. Крупская, помешена в №10 журн. «Революция и культура» за 1928 г. и называется «За антирелигиозное воспитание в школе».

См. также статью «Старые к новые учебники» (стр. 300 настоящего тома) и примечание к ней, а также статью «Антирелигиозное воспитание в школе при Советской власти».

 

МЕТОДИКА ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЫ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1928, № 9. Печатается по Собранию сочинений Н. К. Крупской, т. IV, М.–Л.. Учпедгиз, 1931.

 

РОЛЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И БИБЛИОТЕКАРЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Доклад Н. К. Крупской на Всероссийской конференции детских библиотекарей, состоявшейся в Москве в сентябре 1928 г.

Текст доклада впервые опубликован в журн. «Красный библиотекарь», 1928, № 10. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В СОВЕТСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1929, № 3. Печатается по указанному источнику.

По вопросу об отношении к опыту буржуазной школы см. также примечание Н. К. Крупской к рецензии Е. П Херсонской на журнал «Культура и жизнь» (стр. 45 настоящего тома).

 

ВНИМАНИЮ СОВСОДОВ

 

Впервые опубликовано в журн. «О наших детях», 1929, № 3. Печатается по указанному источнику.

 

ВНИМАНИЕ ОТСТАЛЫМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ

 

Впервые опубликовано в журн. «О наших детях», 1929, № 6. Печатается по указанному источнику.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

Впервые опубликовано в журн. «О наших детях», 1929, № 7-8. Печатается по указанному источнику.

 

АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ li ШКОЛЕ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

Впервые опубликовано в сборнике: Н. К. Крупская, Антирелигиозная пропаганда, М., Гиз, 1929. Печатается по указанному источнику.

 

О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА

 

Доклад на педагогической секции ректорского совещания, состоявшегося в Москве в январе 1930 г. Опубликован в журн. «На путях к новой школе», 1930, № 3. Печатается по указанному источнику.

 

БЕСПРИЗОРНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

 

Впервые опубликовано в журн. «Детский дом», 1930, № 4, как материал к созываемой в мае 1930 г. Всероссийской конференции работников по охране детства. Печатается по указанному источнику.

 

КАКОЙ НАМ НУЖЕН УЧЕБНИК

 

Впервые статья опубликована в газ. «Правда» № 127 от 10 мая 1930 г. к открытию II Всероссийской конференции по учебной книге, состоявшейся 11 мая 1930 г. Печатается по брошюре: Н. К. Крупская, Какой нам нужен учебник, М., изд-во «Работник просвещения», 1930.

На указанной конференции Н. К. Крупская сделала на эту тему специальный доклад, публикуемый в настоящем томе.

 

КАКОЙ НАМ НУЖЕН УЧЕБНИК

 

Доклад и заключительное слово на II Всероссийской конференции по учебной книге (см. примечание к предыдущей статье). Опубликованы в брошюре: Н. К. Крупская, Какой нам нужен учебник, М., изд-во «Работник просвещения», 1930. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе». 1930, № 10. Печатается по указанному источнику.

 

1931–1939

 

ДЕТСКАЯ КНИГА – МОГУЩЕСТВЕННОЕ ОРУДИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 33 от 3 февраля 1931 г. Печатается по указанному источнику.

Статья написана к конференции по детской книге, состоявшейся в Москве 2–7 февраля 1931 г.

 

БОРОТЬСЯ ЗА КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОЙ УЧЕБЫ

 

Впервые опубликовано в газ. «За коммунистическое просвещение» № 30 от 6 февраля 1931 г. Печатается по указанному источнику.

 

ЖУРНАЛЫ-УЧЕБНИКИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1931, № 4. Печатается по указанному источнику. Журналы-учебники прекратили свое существование после постановления ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» от 12 февраля 1933 г. как не обеспечивавшие систематического усвоения основ наук.

 

О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

 

Речь на заседании теоретико-методологической секции Общества педагогов-марксистов 16 апреля 1931 г. Опубликована в брошюре: Н. К. Крупская, О школьном самоуправлении, М.–Л., Учпедгиз, 1931. Печатается по указанному источнику.

Общество педагогов-марксистов существовало с 1930 по 1934 г при Коммунистической Академии. Общество было создано на основе постановления ЦК ВКП(б) «О руководящих кадрах народного образования» от 5 августа 1929 г. Председателем его являлась Н. К. Крупская.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

 

Переработанная Н. К. Крупской стенограмма ее доклада на II конференции-курсах авторов национальных учебников в июне 1931 г.

Опубликовано в журн. «Национальная книга», 1931, № 6. Печатается по указанному источнику.

 

ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ ПЕДОБРАЗОВАНИЯ

 

Впервые опубликовано в газ. «За коммунистическое просвещение» № 149 от 26 июня 1931 г. Печатается по указанному источнику.

 

К ВОПРОСУ О ПРОГРАММАХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

 

Впервые статья опубликована под названием «Программы и методы политехнизирующейся школы» в журн. «Народный учитель», 1931, № 7-8. После некоторой переработки автором вошла в Собрание сочинений Н. К. Крупской, т. IV, М. – Л., Учпедгиз, 1934, под названием «К вопросу о программах политехнической школы». Печатается по Собранию сочинений.

Статья написана к Всероссийской конференции по производственному обучению, состоявшейся 11 июля 1931 г. Н. К. Крупская выступила на конференции с докладом «Программы политехнической школы и производственное обучение в ФЗС» (см. т. 4 настоящего издания).

 

ПОДНЯТЬ ШКОЛУ НА ВЫСОТУ НАШЕЙ ЭПОХИ

 

Речь Н. К. Крупской на пленуме Центрального Комитета профсоюза работников просвещения (Цекпроса), посвященного вопросу о реализации постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. (пленум проходил 13–21 сентября 1931 г.). Впервые опубликована в газ. «За коммунистическое просвещение» № 225 от 23 сентября 1931 г. Печатается по указанному источнику.

 

СОЦСОРЕВНОВАНИЕ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1931, №10. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

ВООРУЖИТЬ ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ

 

Из выступления Н. К. Крупской на III пленуме ЦК ВЛКСМ 9 декабря 1931 г. Опубликовано в жури. «Вожатый», 1932, № 3. Публикуется по указанному источнику.

 

МЕТОДИКА ЗАДАВАНИЯ УРОКОВ НА ДОМ

 

Впервые опубликовано в газ. «За коммунистическое просвещение» № 287 от 11 декабря 1931 г. Публикуется по журн. «Народный учитель», 1932, № 1.

 

ВНИМАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 346 от 17 декабря 1931 г. Печатается по указанному источнику.

В архивных материалах по вопросу о преподавании рисования имеется следующее замечание Н. К. Крупской на один из проектов программы по ИЗО (1930 г.): «Судить не берусь, но считаю неверным лозунг «выражать, а не изображать». Надо учить отображать (конечно, не бессмысленно, а соответственно действительности), рисовать, творить в области ИЗО, при помощи ИЗО делать понятнее, ближе, яснее те или иные явления, те или иные идеи. Не макеты делать и лозунги малевать, а рисовать надо учить. Надо знакомить также с произведениями искусства, что вовсе не вошло в программу»[168]

 

О НУЛЕВКЕ

 

Доклад Н. К. Крупской на Московском общегородском собрании педагогов нулевых групп 22 декабря 1931 г. Опубликован в журн. «Методика политехнической школы», 1932, № 2. Печатается по указанному источнику.

Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. нулевые группы были переименованы в приготовительные классы. С 1944/45 учебного года в нашей стране введено обучение детей в первых классах с семилетнею возраста.

 

О ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1932, № 1-2. Печатается по указанному источнику.

 

ПОДНЯТЬСЯ НА ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ

 

Опубликовано в журн. «Просвещение в Ивановской области», 1932, № 1-2. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

НАШИ КЛАССИКИ КАК ОРУДИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Впервые опубликовано в журн. «Смена», 1932, № 2. Печатается по указанному источнику.

 

УЧЕНИЕ МАРКСА – ЛЕНИНА В УЧИТЕЛЬСКИЕ МАССЫ (стр 111)

Впервые опубликовано в газ. «За коммунистическое просвещение» № 95 от 22 апреля 1932 г. Печатается по сборнику: Н. К. Крупская, Ленинские установки в области культуры М., Партиздат, 1934.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

 

Впервые опубликовано в журн «На путях к новой школе», 1932, № 4. Печатается но указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

НА БОРЬБУ ЗА ОБРАЗЦОВУЮ ШКОЛУ

 

Доклад в Обществе педагогов-марксистов 14 октября 1932 г. Издан отдельной брошюрой: Н. К. Крупская, На борьбу за образцовую школу, М., Учпедгиз, 1932. Под названием «Задачи образцовых школ» текст доклада опубликован в журн. «На путях к новой школе», 1932, № 9-10; под названием «Конкурс образцовых – массовый поход за качество» – в газ. «За коммунистическое просвещение» № 253 от 30 октября 1932 г. В Избранных педагогических произведениях Н. К. Крупской, М., изд-во АПН РСФСР, 1955, текст доклада дается в сокращенном виде под заголовком: «Из доклада в Обществе педагогов-марксистов 14 октября 1932 г.» В настоящем издании печатается по тексту отдельного издания.

 

КАКАЯ КНИЖКА НУЖНА НАШИМ ДЕТЯМ

 

Впервые опубликовано в «Литературной газете» №53 от 23 ноября 1932 г. Публикуется по указанному источнику.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ В ПРЕНИЯХ НО ДОКЛАДАМ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК BKП(б) ОТ 25 АВГУСТА 1932 г.

 

Выступление Н. К. Крупской на совещании заведующих краевыми и областными отделами народного образования и наркомпросов АССР, состоявшемся в Наркомпросе РСФСР 6 декабря 1932 г. Впервые опубликовано в газ. «За коммунистическое просвещение» № 284 от 9 декабря 1932 г. Печатается по указанному источнику.

 

ПЕДКОНСУЛЬТАЦИЯ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1932, № 11-12 Печатается по указанному источнику.

ХОРОШИЙ УЧЕБНИК – ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

 

Доклад Н. К. Крупской на совещании авторов при Учпедгизе. Опубликован в журн. «На путях к новой школе», 1933, № 1. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

ТАКИЕ КНИЖКИ ОЧЕНЬ НУЖНЫ

 

К. Паустовский. Кара-Бугаз, М., изд-во „Молодая гвардия", 1932. Тир. 10 тыс.

Рецензия впервые опубликована под рубрикой «Библиография» в газ. «Комсомольская правда» Ms о от 5 января 1933 г. (без названия). Под указанным выше названием рецензия опубликована в журн. «На путях к новой школе», 1933, № 1. Под названием «Нужная книжка» – в сборнике: Н. К. Крупская, Библиотечное дело, М. – Л., Соцэкгиз, 1933. Печатается по журн. «На путях к новой школе».

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1933, № 1. Печатается по указанному источнику.

См. примечание к ст. «Основные линии переподготовки учительства».

 

КАК ПРОВОДИТЬ ДНИ ПАМЯТИ МАРКСА

 

Письмо написано Н. К. Крупской в связи с 50-летием со дня смерти К. Маркса по предложению президиума Общества педагогов-марксистов и разослано


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: