Групповое изучение самооценки младшего школьника

Характеристика ребенка

(­­­­_______________________)

 

 

Задание по практике выполнил

студент ___ группы ___курса

__________________________

 

Куратор практики:

_________________________

Преподаватель:

_________________________

 

 

Общие сведения об ученике:

Ф.И.О. ребенка __________________________________________________

Родился ____ ____________________ года

На момент обследования ребенку исполнилось ____ лет ____ месяцев

Краткие сведения о семье _________________________________________

Класс ________, школа ______________ (________АО г. Москвы)

В этой школе учится _____________________ лет

Дорога до школы занимает примерно ________ минут

Посещал / не посещал детский сад (нужное подчеркнуть)

По результатам наблюдений можно отметить следующее:

Внешний вид ______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическое развитие _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учеба (отношение, мотивированность, активность, деятельность, проявившиеся качества личности) __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативная сфера (особенности общения с учителем, товарищами, характер взаимодействия на уроках) ______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты адаптации, сформированность внутренней позиции школьника_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из беседы с учителем (проверить и/или дополнить сведения о ребенке):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наиболее яркие индивидуальные особенности и способности ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изучение индивидуальных особенностей работы, поведения

И его отношение к школе

1. Особенности поведения ребенка (из беседы с учителем и /или воспитателем группы продленного дня):

Действия и поступки Возможные причины Индивидуальная работа учителя Примечание
       

Вывод ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Мнение ребенка о школе и особенность взаимоотношения в классе

 

1. Нравится ходить в школу? _________________ Что особенно нравится?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Любимые предметы(уроки)__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Хорошо ли тебе в классе? __________________________________________

3. Дружные ребята у вас? ____________________ В чем проявляется ваша дружба?_____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Бывает ли, что вы ссоритесь? _______________________________________

Как часто?_________________________________________________________

5. Как ты думаешь, а как ребята считают - дружный ли у вас класс?_________

6. Кто из ребят в классе тебе особенно нравится? Чем именно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кто с тобой дружит? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. С кем ты никогда не дружила, не играла? А хотела бы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По рисунку __________________«Рисунок школы» (см.Приложение) можно сказать, что: _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Изучение личности ребенка

1. Изучение отношение ребенка к своему имени

Имя _____________ Варианты имени: _________________________________

Полное имя ______________. Дома зовут ______________________________

Ребенок знает, что означает его имя (да/нет) _____. Значение имени _______

__________________________________________________________________ Как ребенок узнал об этом? __________________________________________

Зачем людям нужны имена?________________________________________

Знаешь, ты, почему именно так тебя назвали?________________________

__________________________________________________________________

Нравится тебе свое имя? _______ Если нет, то какое ты хотела и почему?

__________________________________________________________________

Уточнить: тебе нравится, когда в школе к тебе обращаются ______________ (указать имя ребенка)? __________________ Как хотелось бы? ____________

__________________________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изучение самооценки ребенка

 

2.1.Методика «Лесенка» (см.Приложение 2)

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2. Беседа с ребенком

Что значат слова «уважение», «уважать»? ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты считаешь, за что тебя можно уважать?___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

За что ты сама себя уважаешь? _______________________________________

__________________________________________________________________

А бывает ли с тобой по-другому, когда ты думаешь, что тебя не уважают? Когда?______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная деятельность

1. Успеваемость по предметам, достижения ребенка:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Как ты думаешь, зачем ребенку (тебе) учится? Какие предметы ты бы выбрал и почему?___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Ты бы оставил только любимые предметы или все?

__________________________________________________________________

 

Результаты наблюдения (понимает смысл учебной задачи, владение действиями и операциями и др.) ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Изучение особенностей развития

Методика «Дорисуй» (Приложение 3)

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Общий вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата ____________________

Подпись _________________

Приложение 1.

РИСУНОК ШКОЛЫ

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Ребенку дают лист формата А4, цветные карандаши.
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу»


Обработка:

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2) Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3) Сюжет рисунка:
2 балла
– симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе);
– наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.);
– изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»;
– время года – весна, лето (солнце, нет туч);
– изображение светлого времени суток.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
0 баллов
– ассиметричность рисунка;
– отсутствие деталей и украшений;
– отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы;
– время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);
– время суток – ночь или вечер.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

 

 


Приложение 2

Лесенка

 

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Бланк для изучения самооценки

Групповое изучение самооценки младшего школьника

Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Инструкция

1. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить ребят за работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: