Характеристика ребенка
(_______________________)
Задание по практике выполнил
студент ___ группы ___курса
__________________________
Куратор практики:
_________________________
Преподаватель:
_________________________
Общие сведения об ученике:
Ф.И.О. ребенка __________________________________________________
Родился ____ ____________________ года
На момент обследования ребенку исполнилось ____ лет ____ месяцев
Краткие сведения о семье _________________________________________
Класс ________, школа ______________ (________АО г. Москвы)
В этой школе учится _____________________ лет
Дорога до школы занимает примерно ________ минут
Посещал / не посещал детский сад (нужное подчеркнуть)
По результатам наблюдений можно отметить следующее:
Внешний вид ______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физическое развитие _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Учеба (отношение, мотивированность, активность, деятельность, проявившиеся качества личности) __________________________________
|
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативная сфера (особенности общения с учителем, товарищами, характер взаимодействия на уроках) ______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты адаптации, сформированность внутренней позиции школьника_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из беседы с учителем (проверить и/или дополнить сведения о ребенке):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Наиболее яркие индивидуальные особенности и способности ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение индивидуальных особенностей работы, поведения
И его отношение к школе
1. Особенности поведения ребенка (из беседы с учителем и /или воспитателем группы продленного дня):
Действия и поступки | Возможные причины | Индивидуальная работа учителя | Примечание |
Вывод ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мнение ребенка о школе и особенность взаимоотношения в классе
1. Нравится ходить в школу? _________________ Что особенно нравится?
____________________________________________________________________________________________________________________________________Любимые предметы(уроки)__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Хорошо ли тебе в классе? __________________________________________
3. Дружные ребята у вас? ____________________ В чем проявляется ваша дружба?_____________________________________________________________________________________________________________________________
4. Бывает ли, что вы ссоритесь? _______________________________________
Как часто?_________________________________________________________
5. Как ты думаешь, а как ребята считают - дружный ли у вас класс?_________
6. Кто из ребят в классе тебе особенно нравится? Чем именно?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Кто с тобой дружит? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. С кем ты никогда не дружила, не играла? А хотела бы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По рисунку __________________«Рисунок школы» (см.Приложение) можно сказать, что: _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________
Изучение личности ребенка
1. Изучение отношение ребенка к своему имени
Имя _____________ Варианты имени: _________________________________
Полное имя ______________. Дома зовут ______________________________
Ребенок знает, что означает его имя (да/нет) _____. Значение имени _______
__________________________________________________________________ Как ребенок узнал об этом? __________________________________________
Зачем людям нужны имена?________________________________________
Знаешь, ты, почему именно так тебя назвали?________________________
__________________________________________________________________
Нравится тебе свое имя? _______ Если нет, то какое ты хотела и почему?
__________________________________________________________________
Уточнить: тебе нравится, когда в школе к тебе обращаются ______________ (указать имя ребенка)? __________________ Как хотелось бы? ____________
__________________________________________________________________
Вывод ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изучение самооценки ребенка
2.1.Методика «Лесенка» (см.Приложение 2)
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Беседа с ребенком
Что значат слова «уважение», «уважать»? ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, за что тебя можно уважать?___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
За что ты сама себя уважаешь? _______________________________________
__________________________________________________________________
А бывает ли с тобой по-другому, когда ты думаешь, что тебя не уважают? Когда?______________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Учебная деятельность
1. Успеваемость по предметам, достижения ребенка:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, зачем ребенку (тебе) учится? Какие предметы ты бы выбрал и почему?___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ты бы оставил только любимые предметы или все?
__________________________________________________________________
Результаты наблюдения (понимает смысл учебной задачи, владение действиями и операциями и др.) ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение особенностей развития
Методика «Дорисуй» (Приложение 3)
Вывод: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________
Подпись _________________
Приложение 1.
РИСУНОК ШКОЛЫ
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Ребенку дают лист формата А4, цветные карандаши.
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу»
Обработка:
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2) Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3) Сюжет рисунка:
2 балла
– симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе);
– наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.);
– изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»;
– время года – весна, лето (солнце, нет туч);
– изображение светлого времени суток.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
0 баллов
– ассиметричность рисунка;
– отсутствие деталей и украшений;
– отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы;
– время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);
– время суток – ночь или вечер.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Приложение 2
Лесенка
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Бланк для изучения самооценки
Групповое изучение самооценки младшего школьника
Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Инструкция
1. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2. Повторить инструкцию еще раз.
3. Поблагодарить ребят за работу.