Свойства ТСМ: 1) физико-химические; 2) эксплуатационные; 3) технические.
К физико-химическим относятся свойства, характеризующие состояние ТСМ и их состав (плотность, вязкость, теплоемкость, элементный, фракционный и групповой углеводородный составы и т.д.). Плотность (ρ) – величина, определяемая как отношение массы вещества к занимаемому объему (кг/м3). Вязкость - свойство жидкостей (газов) оказывать сопротивление перемещению одной части жидкости относительно другой. Эти методы позволяют косвенно судить о том или ином эксплуатационном свойстве. Например, по фракционному составу судят о пусковых свойствах бензинов, по плотности реактивного топлива – о дальности полета и т.д. Эксплуатационные свойства ТСМ призваны обеспечить надежность и экономичность эксплуатации двигателей, машин и механизмов, характеризуют полезный эффект от их использования по назначению и определяют область их применения (испаряемость, горючесть, воспламеняемость, детонационная стойкость, прокачиваемость, склонность к образованию отложений и т.д.). Детонация – особый ненормальный характер сгорания топлива в двигателе. Детонационная стойкость оценивается октановым числом – это условная единица измерения, численно равная процентному (по объёму) содержанию изооктана в его смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому топливу при стандартных условиях испытания. Температурой воспламенения называется минимальная температура, при которой пары испытуемого продукта при внесении внешнего источника воспламенения образуют устойчивое незатухающее пламя.
|
|
Для оценки эксплуатационных свойств ТСМ применяются:
-квалификационные (лабораторные) методы оценки. Они базируются на использовании различных модельных установок (в т.ч. одноцилиндровых ДВС) и специальных лабораторных приборов, позволяющих в заданных условиях (иногда в экстремальных) проводить сравнительную оценку эксплуатационных свойств опытных и эталонных образцов ТСМ;
-стендовые методы испытания опытных образцов ТСМ, проводимые на натурных двигателях и механизмах по специальным программам;
-эксплуатационные испытания ТСМ, проводимые на натурной технике в реальных условиях ее эксплуатации по специальным программам,
К разновидностям эксплуатационных испытаний ТСМ можно отнести: заводские, заводские ходовые, лабораторно-дорожные, полигонные, контрольно-летние испытания, опытная эксплуатация техники, эксплуатация под наблюдением и другие.
Технические свойства ТСМ проявляются в процессах хранения и транспортирования и длительной эксплуатации (иногда называют их как экологические свойства). К ним относятся:
|
|
- физическая и химическая стабильность, биологическая стойкость;
- токсичность, пожаро-взрывоопасность, склонность к электризации, коррозионная активность и т.д.
Принято наиболее важный показатель качества использовать при маркировке ТСМ. Например, для автомобильных бензинов наиболее важным эксплуатационным показателем качества является детонационная стойкость, поэтому она нашла отражение в марках бензинов в виде цифр, характеризующих октановое число. Для дизельных топлив определяющим свойством является температура застывания, которую указывают при их маркировке (летнее, зимнее или арктическое топливо) и т.д.