Структура управления КСЗИ в общем случае может быть обусловлена следующими факторами: а) целью функционирования; б) требованиями к управлению; в) количеством и территориальным расположением объектов системы управления; г) характером и необходимым объемом информации (информационной потребностью КСЗИ); д) возможностями технических средств; е) спецификой конкретных задач управления; ж) экономическими факторами и др.
Исходя из анализа этих факторов, определяют структурные характеристики системы, в частности: а) количество уровней управления; б) распределение элементов по уровням; в) состав И характер связей между элементами системы и др.
Структуры реальных систем управления КСЗИ чрезвычайно разнообразны. Известные иерархические структуры управления по виду связей между элементами можно разделить на четыре основных типа: 1) линейные; 2) функциональные; 3) линейно-штабные; 4) линейно-функциональные.
При линейной структуре управления каждый объект управления КСЗИ имеет лишь один управляющий объект. Связи между элементами линейные, что обеспечивает в полной мере реализацию принципа единоначалия. Достоинство данной структуры — четкое распределение полномочий и обязанностей между элементами. К недостаткам такой структуры следует отнести: относительную трудность координации действий на нижних уровнях иерархии и необходимость высокой компетентности управляющего объекта для организации функционирования объектов управления. Линейная структура управления используется в системах со сравнительно простыми функциями элементов, а также в тех случаях, когда функции элементов одного уровня одинаковы.
|
|
Функциональная структура управления предполагает специализацию управляющих объектов по определенным функциям. Основные проблемы, которые должны быть решены при использовании этой структуры, сводятся к следующим:
• проблема координации действий — каждый нижестоящий элемент получает необходимую управляющую информацию от нескольких вышестоящих элементов, поэтому не всегда удается найти рациональную последовательность действий;
• проблема развития системы — по мере совершенствования управления обычно возникают новые функциональные службы, и нижестоящие элементы получают все большее число управляющих воздействий, что, как правило, приводит к дезорганизации управления.
При использовании линейно-штабной структуры за основу принимается линейная структура управления, но к каждому руководителю прикрепляется штаб, состоящий из квалифицированных специалистов. Штаб выдает рекомендации, а руководитель их анализирует, утверждает и передает подчиненным элементам в качестве приказов. При такой структуре обеспечивается высокое качество принимаемых решений, но при усложнении функций Управления количество штабных работников увеличивается, а руководитель превращается в «формальную фигуру».
|
|
В линейно-функциональной структуре используются положительные свойства как линейных, так и функциональных структур. В этих целях помимо линейных вводятся функциональные связи между штабами. Штаб вышестоящего уровня обладает определенными правами отдавать распоряжения штабам нижестоящего уровня. Определенные трудности здесь могут также возникнуть при решении проблемы координации. При усложнении управления и дальнейшей специализации отдельных функций количество связей возрастает и возникает проблема координации и согласования указаний различных функциональных служб штаба. Разрешение данной проблемы возлагается на линейные элементы.
Под технологией управления КСЗИ понимается организация деятельности руководства и должностных лиц предприятия по обеспечению комплексной защиты информации.
Технология управления КСЗИ должна обеспечивать:
• точную и своевременную реализацию политики информационной безопасности предприятия;
• гибкость применения положений политики информационной безопасности (учет особенностей функционирования различных подсистем предприятия);
. минимизацию затрат на реализацию управляющих воздействий;
• соответствие принимаемых мер современному уровню развития информационных технологий.
Для реализации технологии управления КСЗИ предприятия необходимо:
• наличие системы взаимосвязанных нормативно-методических и организационно-распорядительных документов;
• четкое распределение функций и определение порядка взаимодействия подразделений предприятия при решении вопросов ЗИ, зафиксированные в организационно-распорядительных документах;
• наличие подразделения защиты информации, наделенного необходимыми полномочиями и непосредственно отвечающего за формирование и реализацию единой политики информационной безопасности предприятия, осуществляющего контроль и координацию действий других структурных подразделений предприятия по вопросам ЗИ на всех этапах ее жизненного цикла.
Технология управления КСЗИ должна предусматривать взаимодействие и реализацию функций по ЗИ подразделениями и должностными лицами предприятия:
• руководством предприятия, принимающим стратегические решения по вопросам ЗИ и устанавливающим (утверждающимщ! основные документы, регламентирующие порядок функционирования и развития КСЗИ, обеспечивающий безопасную обработку и использование защищаемой информации;
• подразделением защиты информации;
• подразделением, ведущим учет и хранение носителей защищаемой информации;
• подразделением, отвечающим за разработку и/или приобретение технических средств обработки защищаемой информации!
• подразделениями, отвечающими за обеспечение нормальной работы вычислительных средств, общих (системных) программных средств, средств телекоммуникации;
• подразделением, отвечающим за проведение проверок подразделений предприятия по вопросам соблюдения технологии;
• основных подразделений предприятия, решающих задачи с использованием защищаемой информации.
Реализация технологии ЗИ на конкретном предприятии требует адаптации к его структурно-функциональной организации. Реализация подразделениями и персоналом предприятия функций по ЗИ осуществляется на основе и в соответствии с разработанными и утвержденными руководством предприятия организационно-распорядительными документами — инструкциями, правилами, должностными обязанностями, положениями и т. п. (подробнее об этом см. в гл. 14).
|
|
Тема 16.
Принципы и методы планирования функционирования КСЗИ
План
16.1 Понятие и задачи планирования функционирования КСЗИ
16.2 Способы и стадии планирования
16.3 Факторы, влияющие на выбор способов планирования
16.4 Основы подготовки и принятия решений при планировании
16.5 Методы сбора, обработки и изучения информации, необходимой для планирования
16.6 Организация выполнения планов
16.1. Понятие и задачи планирования функционирования КСЗИ
Планирование является наиболее ответственным периодом управленческой деятельности и определяется как процесс (управленческая функция) уточнения целей системы и детальной па граммы их достижения, оформленной в виде совокупности документов, служащих основанием для обеспечения последующего эффективного функционирования данной системы и достижения поставленных целей.
Планирование КСЗИ как процесс имеет две стороны:
• приспособление ресурсов системы к изменениям внешних и внутренних условий;
• постановка целей, которые должна достигнуть система, и ра работка программы их достижения.
Планирование КСЗИ можно рассматривать как деятельной руководства предприятия и службы защиты информации, направленную на выработку и принятие обоснованных решений по построению и обеспечению функционирования системы ЗИ, разработку организационно-распорядительных документов и доведение их до персонала.
Основной задачей планирования на уровне руководства предприятия является выбор целей, задач, методов и организационных взаимосвязей КСЗИ. Планирование на этом уровне является интегрирующей деятельностью, направленной на достижение максимальной эффективности КСЗИ в ходе ее функционирования соответствии с установленными целями.
Главным назначением планирования является создание основы для последующих решений оперативного управления на в уровнях системы.
При этом процессы планирования и принятия решений неотделимы друг от друга. Решение связано с выбором одного из альтернативных вариантов, но само по себе оно не является планом, так как не всегда требует включения действий или сроков их исполнения.
|
|
План — это заранее определенное направление действий. Он включает: 1) ориентацию на будущее; 2) действия; 3) элемент, указывающий определенное должностное лицо или орган управления, выполняющий эти действия (предписание для его выполнения). При создании плана картина будущего (условия функционирования) создается с помощью прогнозирования.
Для обеспечения требуемого качества планирования необходимо обеспечение обратной информационной связи от низших уровней иерархии к высшим, которая влияет на планирование последующих этапов функционирования КСЗИ. Поступление от низших уровней иерархии необходимой для планирования информации также обеспечивается иерархической структурой процесса планирования. В то же время ясные, хорошо сформулированные цели и задачи на вышестоящих уровнях позволяют обеспечить основу для планирования на более низких иерархических уровнях.
Значение четкого определения целей для последующего планирования заключается в том, что они обеспечивают: основу для реализации планирования на всех уровнях управления КСЗИ; предпосылки для последующего более детального планирования; основу для мотивации поведения должностных лиц, т.е. понимания ими значения выполняемой работы для достижения известных целей и задач системы; основу для четкого распределения ответственности и для децентрализации детального планирования по нижестоящим подразделениям; основу для координации деятельности функциональных подразделений группы планирования. Более общий характер целей высшего уровня делает необходимым преобразование в процессе планирования этих целей в более детализированные цели низших уровней иерархии, которые в конечном счете трансформируются в практические цели подразделений.
Процесс планирования в КСЗИ может рассматриваться как процесс постановки целей, которые должна достигнуть КСЗИ, и разработки плана их достижения. Соответствующая этому процессу технологически увязанная совокупность работ должностных лиц может быть представлена посредством ряда этапов, характеризующихся общностью выполняемых работ на различных иерархических уровнях. Самое укрупненное представление планирования возможно через этапы, соответствующие наиболее важным операциям.
Должностному лицу, организующему планирование, для достижения поставленных целей прежде всего нужно уяснить поставленные задачи. Естественным продолжением этого процесса будет оценка существующей ситуации, в которой находится КСЗИ, Что соответствует оценке обстановки.
На основе этого должностными лицами решается задача, каким образом можно реализовать поставленную цель, что соответствует принятию решения, причем ядром принятия решения является выработка замысла по достижению цели как обобщенное описание решения. Принятие решения служит связующим звеном между поставленными задачами и целями функционирования КСЗИ.
Только после проведения перечисленного комплекса мер приятии можно приступать к завершению оформления принятых решений в виде плана и доведению задач до подчиненных.
Таким образом, можно выделить следующие этапы планирования в КСЗИ:
1) уяснение задачи и оценка обстановки;
2) выработка замысла решения;
3) завершение работы по принятию решения;
4) оформление и доведение документов планирования. Представленные этапы не имеют четких границ. Например, уяснение задачи и оценка обстановки осуществляются практически на всех этапах функционирования КСЗИ; замысел и решение могут уточняться и корректироваться практически на всех эта планирования; постановка задач подчиненным может осуществляться не только после завершения работы по принятию решения, но и значительно раньше — после выработки замысла.
Процесс планирования может быть представлен также в виде следующей последовательности фаз:
• на первой фазе осуществляется предварительное определение основных характеристик планируемой КСЗИ, например: а) выявление потребности в средствах ЗИ; б) оценка имеющихся ресурсов; в) ориентировочное определение необходимого резе сил и средств ЗИ; г) предварительное распределение средств по объектам информатизации;
• на второй фазе процесс планирования распадается на процессы планирования отдельных функциональных подсистем, правило, процессы планирования для функциональных подсистем осуществляются параллельно, каждый своей группой должных лиц;
• на третьей фазе результаты планирования функциональных подсистем обобщаются, после чего осуществляется разработка вариантов резервирования и производится оценка эффективности полученных вариантов КСЗИ по заданному набору показателей.
Основная цель оценки эффективности КСЗИ заключается в установлении степени соответствия планируемой системы предъявляемым требованиям. В случае несоответствия системы предъявляемым к ней требованиям может осуществляться разработка других вариантов ее организации с корректировкой исходных данных или принятых ограничений. После получения варианта плана, удовлетворяющего заданным требованиям, происходит его утверждение и окончательное оформление результатов.
Обобщенное представление процесса планирования КСЗИ дает возможность выделить следующие задачи, решаемые в процессе планирования:
1) определение рациональной структуры КСЗИ, позволяющей обеспечить потребности ЗИ, разработка необходимых данных для ее функционирования;
2) создание группировки сил и средств ЗИ, обеспечивающих непрерывное функционирование системы ЗИ;
3) определение задач подразделениям предприятия по ЗИ;
4) разработка комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению ЗИ;
5) оценка эффективности СЗИ при воздействии на нее дестабилизирующих факторов;
6) разработка мероприятий и последовательности работ по обеспечению непрерывного функционирования СЗИ;
7) организация взаимодействия подразделений предприятия по вопросам ЗИ;
8) организация управления СЗИ.
16.2. Способы и стадии планирования
Рассмотрим основные этапы процесса планирования и связанные с ними вопросы выработки принимаемых решений.
1. Уяснение задачи и оценка обстановки. Основным содержанием деятельности по уяснению задачи и оценке обстановки является формирование структуры поставленной задачи и оценка состояния КСЗИ. Данный этап — один из самых сложных и слабо формализуемых этапов при планировании. На этом этапе еще не существует совокупности вариантов организации КСЗИ, их необходимо разработать. Уяснение задачи — процесс творческий. Он заключается в формировании структуры задачи ЗИ на основе изучения нормативных документов путем выявления определяющих факторов и анализа известных типов задач. Оценка обстановки состоит в синтезе описания текущего состояния КСЗИ на основе множества факторов, определяющих построение и функционирование самой системы и ее подсистем. Она включает оценку угроз, возможностей системы ЗИ, системы управления ЗИ, условий расположения, имеющихся ресурсов.
2. Выработка замысла. Замысел — это общее направление Действий для достижения целей, поставленных перед КСЗИ. Выработка замысла — центральный момент в планировании. От уровня выработки замысла в существенной мере зависит эффективность функционирования планируемой КСЗИ. Замысел состоит из разделов, в которых определяются: требования к системе и ее подсистемам; способы формирования ресурса, оценка его состава и порядок использования; структура КСЗИ и ее элементов; способы усиления КСЗИ, ее функционирования и восстановления. Для каждой из составляющих определяются: пространство альтернатив, функция выбора и правило (методика) отбора альтернатив. Составной частью методики отбора альтернатив является процедура определения допустимых альтернатив на основе учета ограничений, обусловливаемых закономерностями и принципами организации КСЗИ, ее ресурсом, внешними воздействующими факторами.
3. Завершение работы по принятию решения. Замысел составляет основу решения. Кроме элементов замысла при выработке решения определяются: задачи подразделений; организация взаимодействия и всестороннего обеспечения КСЗИ; вопросы управления и т.н. Решение может приниматься в самых различных условиях обстановки, в том числе в кризисных ситуациях и (или) при крайне ограниченных сроках на его принятие и реализацию. Обоснованность, реализуемость и своевременность выработки решения непосредственным образом зависят от качества выполнения первого этапа процесса планирования — уяснения задачи и оценки обстановки.
4. Завершение планирования. Оформление и доведение документов планирования. После утверждения решения ставятся задачи на детальное планирование и разработку документов плана. К этому этапу основные решения уже приняты, а ресурс распределен в соответствии с целями, поставленными перед КСЗИ. Основное содержание этапа — текущее планирование в соответствии с принятым решением на организацию КСЗИ. На данном этапе планирования осуществляется перевод целей в конкретные, привязанные к определенным срокам и ресурсам задачи.
16.3. Факторы, влияющие на выбор способов планирования
Необходимость учета при планировании большого числа факторов, определяющих условия обстановки, требует использования различных приемов и способов работы для достижения поставленных целей (по сбору, обработке и анализу поступающей информации, подготовке предложений для принятия обоснованного решения, проведению расчетов, разработке и оформлению распорядительных документов и доведению их до подчиненных контролю за их выполнением).
Рассматривая действия должностных лиц при планировании, можно выделить методы работы, характеризующиеся совокупностью приемов, способов и операций, выполняемых в определенной последовательности в зависимости от условий обстановки.
Выбор того или иного метода работы при планировании направлен на выработку решения, позволяющего с максимальной эффективностью достичь целей функционирования КСЗИ.
Можно выделить группы факторов, влияющих на выбор методов планирования. Они определяются: местом процесса планирования по отношению к уровню иерархии; условиями; характером и содержанием поставленных и возникающих задач; ресурсом должностных лиц, участвующих в планировании.
Рассмотрим эти факторы.
1. Процесс планирования осуществляется на различных уровнях иерархии КСЗИ, характеризующихся наличием информационной взаимосвязи между ними. Степень этой взаимосвязи в существенной степени определяется используемым способом работы органов управления — централизованным, иерархическим или их комбинацией.
Под централизованным способом планирования понимается такое распределение функций в системе управления, когда все составляющие решения в интересах любой ее подсистемы принимаются на высшем уровне. Централизованное планирование осуществляется вышестоящим руководством на глубину всех инстанций, задействованных в организации системы. Данный способ обеспечивает наибольшие показатели качества распределения ресурсов, однако требует больших временных затрат и применяется для планирования в особо важных случаях.
Централизованное решение задач планирования бывает весьма проблематичным в связи с тем, что вышестоящий орган управления принципиально не имеет возможности с достаточной детализацией прогнозировать условия. Кроме того, цели и задачи, соответствующие определенному органу управления, наилучшим образом могут формулироваться и своевременно корректироваться именно в этом органе управления, комплексно сочетаясь с задачами других подсистем и уровней иерархии. По причине ограниченного количества должностных лиц и присутствия неопределенности в исходной информации при централизованном планировании не представляется возможным решать вопросы всестороннего обеспечения и взаимодействия.
Преодолеть перечисленные недостатки позволяет способ иерархического планирования. Сущность способа иерархического планирования заключается в распределении функций планирования между органами управления различных уровней иерархии. Такое заблаговременное распределение функций дает возможность исключить дублирование в решении задач различными инстанциями, значительно сократить потоки обрабатываемой информации и повысить оперативность управления в целом.
Условия, в которых осуществляется процесс планирования, относятся к другой группе факторов. Планирование, проводимое заблаговременно, дает возможность принимать решения с достаточно высоким уровнем детализации. Это обусловлено отсутствием жестких ограничений на ресурсы планирования, возможностью проведения многовариантных расчетов для прогнозируемых условий, возможностью организации тесного взаимодействия с должностными лицами других подсистем и уровней иерархии, вышестоящих, подчиненных и взаимодействующих органов управления. Вместе с тем при заблаговременном планировании решения принимаются в условиях большой неопределенности задач и условий реального применения СЗИ.
Наиболее сложные условия для планирования возникают в условиях чрезвычайных ситуаций. Это связано со значительным сокращением временного ресурса, отличием реальных условий от прогнозируемых, дефицитом ресурсов.
В основу деятельности планирующего органа могут быть положены методы параллельной или последовательной работы либо их сочетание. При наличии достаточного временного ресурса применяется метод последовательной работы, сущность которого заключается в том, что в каждой инстанции планирование осуществляется после завершения всей работы по планированию в вышестоящей инстанции и получения от нее соответствующих распоряжений. В условиях ограниченного времени применяется метод параллельной работы. При этом принятие решения и разработка документов планирования в нижестоящих инстанциях начинаются сразу после принятия решения и постановки задач старшим должностным лицом, а при ограниченных сроках — после выработки им замысла на основе получения от него предварительных распоряжений.
В этих и ряде других случаев наиболее применим распорядительный метод работы, являющийся разновидностью метода параллельной работы и обеспечивающий быструю реакцию органа управления на возможные изменения обстановки. Сущность этого метода заключается в том, что старший начальник, приняв решение по назревшим вопросам, стремится в кратчайший срок довести задачи до исполнителей и незамедлительно включить в работу всю систему управления.
Приведенные методы работы обладают рядом положительных и отрицательных качеств по сравнению друг с другом.
Метод последовательной работы позволяет наиболее полно, глубоко и детально выразить в планирующих документах решение по организации КСЗИ и подробно определить ее применение. Однако этот метод требует больших временных затрат и поэтому практически малопригоден при планировании, когда обстановка может существенно изменяться за очень короткий период времени.
Последовательный метод работы применяется при заблаговременном планировании, когда велика неопределенность в сроках и способах реализации угроз информации, что вынуждает планирующий орган разрабатывать несколько вариантов плана, которые перекрывают имеющуюся неопределенность в задачах системы и предстоящем воздействии на нее угроз.
В условиях ограниченного времени, отведенного для проведения планирования, применяется метод параллельной работы. Для данного метода характерен поэтапный способ накопления исходной информации. При жестких временных ограничениях не представляется возможной детальная выработка замысла на различных уровнях иерархии, так как для этого нет достаточной информации. Вместо детальной проработки первой части решения вырабатывается общая концепция на организацию КСЗИ, определяются принципиальные возможности КСЗИ по решению задач, взаимодействию с другими подсистемами, организации управления и всестороннего обеспечения. На следующем этапе завершается прогнозирование предстоящих условий функционирования, и на этой основе детализируются все составляющие части решения. Окончательно уточняется замысел и корректируются основные мероприятия для его реализации.
Параллельный метод работы предполагает постоянное взаимодействие должностных лиц различных уровней иерархии, участвующих в планировании, что снижает неопределенность исходной информации и позволяет реализовать принцип пошаговой детализации, исключающий необходимость разработки большого количества вариантов плана.
Наконец, при действиях органа управления в условиях жесткого дефицита времени метод параллельной работы должен сочетаться с распорядительным методом. В этих случаях ответственные должностные лица должны сосредоточить основное внимание на решении главных, ключевых задач и предоставить подчиненным (в соответствии с их функциональными обязанностями) широкую инициативу в решении остальных вопросов.
Умение рационально организовать планирование, правильно выбрать методы работы должностных лиц во многом определяют доверие к результатам планирования. С позиции теории организационного управления под качеством планирования можно понимать способность органов управления своевременно и обоснованно принимать и доводить до подчиненных соответствующие решения.
16.4. Основы подготовки и принятия решений при планировании
Центральное место в сложной, многогранной и трудоемкой Деятельности по организационному управлению на разных уровнях КСЗИ занимают процессы подготовки и принятия решений(ППР). Знание особенностей ППР, а также владение методологией процесса выработки решений облегчают работу органов управления КСЗИ, сокращают время выработки решения, повышают его качество.
При реализации ППР выделяются различные этапы, стадии и операции, которые с достаточной степенью общности относятся к процессам, осуществляемым органами управления всех уровней иерархии. Отдельные этапы, стадии и операции реализуются с использованием своих специфических методов, способов или процедур, более или менее формализованных, а зачастую нестандартных, творческих. Например, процедуры сбора и предоставления органам управления информации учетно-отчетного характера достаточно отработаны и формализованы, но ее анализ требует от руководителя осмысленного отношения, умения видеть за цифрами суть вещей и владения математическими моделями.
Таким образом, можно говорить о существовании определенной технологии принятия управленческих решений как о взаимосвязанной совокупности методов, способов и процедур анализа ситуаций, постановки проблем, выработки, оценки и выбора вариантов решений, организации и контроля их выполнения.
В соответствии с тем, кто является субъектом ППР, т.е. кем вырабатывается решение — отдельным лицом, группой, организацией или несколькими организациями, можно выделить следующие уровни ППР: 1) индивидуальный; 2) групповой; 3) организационный; 4) межорганизационный.
В подготовке решений при планировании КСЗИ принимают участие должностные лица органов управления, находящиеся на различных уровнях ППР, а окончательное решение принимается на индивидуальном уровне лицом, принимающим решение (ЛПР).
ППР — сложный творческий процесс. ЛПР сталкивается с огромным количеством разнообразных факторов, имеющих противоречивый характер, а «цена» принимаемых решений очень высока. Это, конечно, не означает, что процесс выработки решения строится лишь на субъективных особенностях ЛПР. Несомненно, каждый думает по-своему, подходит к решению со свойственными ему особенностями, но вместе с тем существует логическая последовательность, придерживаясь которой можно более организованно, рационально прийти к нужному решению.
Должностные лица в процессе ППР действуют в последовательности, соответствующей этапам планирования:
1) первоначально уясняется поставленная задача, затем оценивается обстановка, делаются выводы из нее;
2) на основании уясненной задачи и выводов из оценки обстановки намечается замысел на предстоящие действия по решению поставленной задачи;
3) замысел анализируется, уточняется, определяется возможность его реализации; проверенный и уточненный замысел ложиттся в основу будущего решения;
4) далее следует оформление решения и доведение его до исполнителей.
Решения в процессе планирования принимаются на всех уровнях иерархии, но применительно ко всему процессу планирования как процессу достижения поставленных целей они могут быть разбиты на три категории:
1) информационное решение;
2) организационное решение;
3) оперативное решение.
В соответствии с этими категориями решений ППР можно разбить на три этапа:
1) выработка информационного решения (уяснение задачи и оценка обстановки);
2) выработка организационного решения (выработка замысла);
3) выработка (принятие) оперативного решения (разработка мероприятий для реализации замысла при завершении принятия решения и детальном планировании).
Информационное решение является прогностическим. Оно задает выявленные условия как существующего состояния планируемой КСЗИ, так и предстоящего ее функционирования. Данное решение вырабатывается в результате уяснения стоящих перед КСЗИ задач и оценки обстановки.
В зависимости от условий планирования вся необходимая информация может присутствовать до начала планирования или накапливаться поэтапно в процессе его реализации. Необходимо учитывать, что планирование в КСЗИ всегда связано с информационной неопределенностью, причем степень этой неопределенности зависит как от условий организации планирования, так и от выбранных методов работы должностных лиц. Должностные лица, участвующие в планировании, стремятся снизить эту неопределенность прежде всего за счет постоянного изучения и анализа поступающей информации.
Информационная неопределенность имеет различную природу. Она связана не только с неопределенностью предстоящих условий Функционирования КСЗИ, но и с недостаточной степенью проработки оперативных вопросов для последующих этапов планирования. Информационное решение является результатом преодоления этой неопределенности и формируется на всем протяжении планирования, однако особую значимость оно имеет в начальной Фазе планирования, так как является первоосновой для выработки организационного и оперативного решений. Таким образом, выработка информационного решения представляет собой первый этап процесса планирования и основывается на уяснении задач, стоящих перед КСЗИ, и оценке обстановки, в которой осуществляются планирование и последующее функционирование КСЗИ.
На этапе оценки обстановки изучаются условия решения поставленной задачи, выявляются факторы, которые будут способствовать или затруднять ее выполнение. Оценка обстановки — это познание объективных условий и нахождение лучших путей их использования для наиболее успешного выполнения поставленной задачи. Объектами оценки обстановки являются следующие элементы: угрозы информации, их источники, наличие сил и средств, факторы, способствующие решению задачи ЗИ, и факторы, оказывающие негативное влияние на решение задач ЗИ, условия окружающей среды, время года и суток и т.п.
Уяснение задачи и оценка обстановки есть единый процесс. Нельзя отделять их друг от друга, так как нельзя принять решение, не оценив обстановку, в которой оно будет реализовываться. Завершается оценка обстановки формулировкой выводов из нее. Глубина и качество выводов из оценки обстановки — необходимые условия жизненности и практической реализуемости намечаемых решений.
Выработка организационного решения соответствует разработке варианта построения системы, в процессе которого формируются структурно-топологические характеристики КСЗИ и определяются ее задачи. Организационное решение составляет стержень планирования. Его выработка начинается с подготовки предложений должностных лиц группы планирования в ходе оперативного ориентирования.
На основе полученных новых данных детализируются выводы из информационного решения, в первую очередь в части задач КСЗИ, уточнения роли и места каждой из ее подсистем, возможного противодействия их применению. Новая информация позволяет сузить исходную неопределенность. Для принятия ЛПР организационного решения готовится, как правило, несколько вариантов структуры КСЗИ. Количество этих вариантов должно быть таким, чтобы они «перекрывали» имеющуюся неопределенность в задачах. Таким образом, своим решением ЛПР старается компенсировать информационную неопределенность, планируя необходимый резерв сил и средств и их возможное применение в различных прогнозируемых условиях. В результате определяются структура КСЗИ и ее основные задачи.
Полученные на начальном этапе принятия организационного решения результаты составляют основу замысла, который для задействования процессом планирования всех уровней управления находит свое отражение в предварительных распоряжениях подчиненным.
Таким образом, уже в начале процесса выработки решения возникает необходимость выделить основные пути решения поставленной задачи, определить те основные варианты, которые на первый взгляд являются целесообразными. Выработку замысла на предстоящие действия еще можно назвать выбором рабочей гипотезы, составляющей основу будущего решения. Замысел является предположением, основным вариантом решения поставленной задачи. В то же время замысел первоначально носит довольно проблематичный характер, поскольку реальность его осуществления еще не проверена.
Замысел может включать один или несколько вариантов решения поставленной задачи. Дальнейший процесс выработки решения в том и состоит, чтобы на основе расчетов, сопоставлений и логических рассуждений выбрать тот из них, который в прогнозируемых условиях является наилучшим.
Расчеты — один из важнейших элементов процесса выработки решения. Цель расчетов — определить реальность намеченного замысла, установить, какой из возможных вариантов будет наилучшим. Все расчеты можно подразделить на группы, основными из которых являются расчеты времени, пространства, технических возможностей (как злоумышленника, так и сил ЗИ). По форме расчеты могут быть условно разделены на аналитические и графические. Аналитические расчеты обычно охватывают более обширную область и дают большую точность, в то время как графические расчеты охватывают меньший круг вопросов и, как правило, менее точны. Вместе с тем графические расчеты более наглядны, а в ряде случаев ускоряют получение результата, что весьма важно. При проведении расчетов может использоваться различный математический аппарат — от простейшей арифметики до методов исследования операций (например, систем массового обслуживания, нелинейного программирования и др.). Выбор математических методов зависит от предоставленного времени, складывающейся обстановки, характера решаемых задач, уровня подготовки должностных лиц органа управления, наличия специального программного обеспечения и обеспеченности вычислительной техникой.
После объявления замысла и отдачи предварительных распоряжений начинается важнейший этап планирования, который завершается принятием оперативного решения. На этом этапе осуществляется окончательное формирование замысла на организацию КСЗИ, и на его основе определяются задачи подчиненным, Направленные на реализацию результатов организационного решения, задается порядок управления системой, определяются организация взаимодействия подсистем, а также всестороннее обеспечение функционирования планируемой КСЗИ.
Спланированный вариант построения КСЗИ утверждается ЛПР. На основе утвержденного варианта разрабатываются задачи исполнителям, направленные на своевременное развертывание КСЗИ и поддержание ее в плановом состоянии. Исходя из решений ЛПР о выборе варианта построения системы в целом, определяется порядок взаимодействия подсистем, очередность их ввода в работу. Кроме этого, принимается решение о построении системы управления КСЗИ и ее всестороннем обеспечении.
Вся взаимосвязанная совокупность элементов оперативного решения составляет структуру решения на организацию КСЗИ. Качество решения также определяется полнотой и рациональностью информационного и организационного решений на предыдущих этапах.
16.5. Методы сбора, обработки и изучения информации, необходимой для планирования
Процессы сбора, обработки и изучения информации, в том числе используемой при планировании, характеризуются наличием нескольких видов ее преобразования: 1) формальным; 2) содержательным; 3) пространственным; 4) временным.
1. Любое действие с информацией первоначально требует ее отображения (представления) для восприятия и понимания. Данная функция реализуется при формальном преобразовании. Это преобразование связано с перекодированием информации, т.е. с изменением формы представления информации (из графической в текстовую, или наоборот), а также изменением ее структуры, например из произвольной в табличную. Необходимость перекодирования информации обусловлена тем, что ее форма, получаемая от множества источников, может быть различной (текстовой машинописной или рукописной, графической, звуковой и др.), а для отображения в используемых документах форма представления должна быть однообразной и принятой для данного документа.
2. Под содержательным преобразованием информации понимается такой процесс ее обработки, в результате которого появляется «новая» информация. В этом смысле новой будет только та информация, которая ранее в системе не содержалась и не поступала извне, а получена путем осуществления операций преобразования имеющейся «старой» информации. В качестве примеров такого преобразования могут рассматриваться процессы обобщения данных, проведения расчетов, логических рассуждений, моделирования и т. п.
Основное содержательное преобразование информации выполняется при подготовке и принятии решений. Непосредственно при разработке документов содержательное преобразование информации осуществляется во время операций заполнения итоговых и сравнительных полей документа, полей оценки, реализуемых на основании данных, содержащихся как в одном, так и в нескольких документах.
3. Процесс сбора данных является выполнением пространственного {коммуникационного) преобразования информации.
4. Временной аспект преобразования информации при разработке документов связан с необходимостью их хранения. От информации, внесенной в документ, зависят сроки его хранения, периодичность обращения к нему и ситуации, в которых он используется. А это в свою очередь определяет способ и место хранения документа и возможности по поиску информации.
Современные средства вычислительной техники качественно изменяют процессы подготовки принятия решений, включая методы и процедуры сбора, накопления, передачи, хранения, обработки и выдачи информации в удобном для восприятия виде. Такие автоматизированные системы ППР имеют следующие основные черты: более строгая дисциплина и упорядоченность процесса ППР; системность поддержки этого процесса; возможность научного обоснования принимаемых решений; способность к многовариантности и гибкости анализа; комплексность анализа вариантов решений; большая наглядность и образность результатов поддержки решений.
Система ППР это: интерактивная автоматизированная система, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям легкий и эффективный доступ к большому распределенному хранилищу информации и предоставляющая им разнообразные возможности по отображению информации. В таком понимании СППР представляет собой совокупность следующих подсистем: комплекса распределенных технических средств, комплекса математических моделей анализа состояний и выработки решений, баз данных и знаний, системы управления моделями, удобных для пользователя языков моделирования, обработки и отображения информации.
Двумя частными формами поддержки процессов ППР являются представление руководству информации и выполнение расчетов для него, выражающиеся в информационной и вычислительной поддержке ППР соответственно. Существование этих двух форм обусловливается особенностями процессов ППР и сопутствующих им процессов переработки информации, которые могут значительно различаться между собой по сложности.
Задачей информационной поддержки ППР при планировании в КСЗИ является обеспечение должностных лиц органа управления — как по их запросу, так и в режиме регулярного информирования — своевременной, безошибочной и нужной информацией на всех этапах планирования. Выполнение этой задачи связано со сбором, накоплением, хранением, обработкой больших объемов данных и выдачей как «сырой», так и переработанной информации в виде сводок, справок и т. п.
Информационная поддержка ППР в своем развитии прошла несколько этапов. Первоначально считалось, что, поскольку информационная поддержка ППР является необходимым условием повышения качества принимаемых решений, то чем больше информации передается ЛПР, тем более качественным будет решение. Однако, как показала практика ППР, увеличение объема информации мало связано с повышением качества принимаемых решений. Это объясняется рядом обстоятельств. Когда для поддержки решений предлагается информация, действительно нужная для принятия решения, но в больших объемах, она либо игнорируется ЛПР, либо вынуждает его тратить больше времени на организацию и усвоение этой информации, либо вызывает у него информационную перегрузку. В любом случае на качество решения оказывается отрицательное воздействие. Если же в этой информации присутствует такая, которая не имеет отношения к проблеме, то это создает бесполезный избыток информации, способствующий, как правило, снижению качества решения.
В дальнейшем, по мере появления опыта использования различных автоматизированных систем, полагалось, что руководитель в состоянии иметь представление о необходимой для принятия решения информации, готов к ее усвоению и может сознательно ограничивать свою информационную потребность, когда ему угрожает информационная перегрузка. Однако и этот подход обладает определенными недостатками. То, что ЛПР имеет представление о необходимой ему информации и готов к работе с ней, еще не гарантирует, что вся полученная им информация действительно окажется нужной, а готовность ЛПР к ее переработке — абсолютной.
На современном этапе развития средств информационной поддержки ППР стало складываться представление о том, что акцент следует делать на удовлетворение потребностей конкретного ЛПР в информации, объективно необходимой для решения поставленных задач. Поэтому для нахождения оптимального (рационального) решения ЛПР необходим некий оптимальный уровень количества и качества информации. Однако дать ЛПР практические рекомендации о том, от каких факторов мог бы зависеть этот уровень, как его определить и достигнуть, достаточно сложно. Кроме того, отсутствуют надежные средства определения информации, необходимой для решения поставленной задачи (релевантной).
Автоматизированная система информационной поддержки ППР при планировании должна включать следующие элементы: 1) ЭВМ и другие технические средства; 2) информационную базу, часть которой организована в виде баз данных; 3) программные средства работы с базами данных, т. е. средства создания баз даНных, их ведения, выполнения различных операций с ними, включая стыковку с расчетными программами и т.п.; 4) персонал поддержки.
Вычислительная поддержка ППР при планировании КСЗИ строится на использовании разнообразных моделей КСЗИ и процессов подготовки и принятия решений. Для того чтобы помочь должностным лицам органов управления в решении сложных задач планирования, специалисты создают математические модели и алгоритмы получения информации, нужной, в конечном счете, для квалифицированного принятия решения. В настоящее время широкое применение в КСЗИ нашли автоматизированные информационно-расчетные системы, позволяющие выполнять вычисления как по сравнительно простым формулам, так и по сложным моделям оптимизационного характера. При работе таких систем к должностным лицам попадают уже результаты расчетов, которым они дают окончательную оценку.
Диалоговые возможности информационной и вычислительной поддержки решений позволяют обеспечить многовариантность расчетов при использовании различных математических моделей. Это означает, что до принятия окончательного решения ЛПР имеет возможность сгенерировать и проверить с помощью системы поддержки ППР различные варианты решения интересующей его задачи, сочетая возможности формальных моделей и неформальных суждений и оценок, как своих собственных, так и привлекаемых экспертов.
16.6. Организация выполнения планов
Организация выполнения планов (далее — оперативное управление) представляет собой циклически повторяющийся процесс по непосредственному воздействию на объекты управления с целью реализации плановых решений.
Наряду с планированием оперативное управление в КСЗИ является одной из основных функций управленческой деятельности. Оно осуществляется постоянно. Основными функциями оперативного управления в КСЗИ являются: принятие решений; постановка задач; контроля их исполнения.
• Принятие решений при оперативном управлении предполагает выработку соответствующих воздействий, направленных на устранение рассогласованности между реальным и плановым состояниями КСЗИ.
• Постановка задач — это процесс формирования и выдачи (доведения) подчиненным должностным лицам распоряжений, приказов и команд в ходе функционирования СЗИ.• Сущность контроля заключается в сборе данных, характеризующих состояние объектов управления (информации состояния) и в анализе причин возможного срыва выполнения поставленных задач.
Следует всегда помнить, что эффективность оперативного управления в целом тесно связана с качеством разработанного плана, в том числе совокупности прогнозируемых воздействий (команд) для его реализации. Воздействия, переданные к исполнению объектом управления, превращают план в действительность. Вместе с тем из-за влияния многочисленных внешних факторов среды переход системы в необходимое состояние может осуществляться с отклонениями от плана. Это приводит к рассогласованию плана с реальным поведением управляемого объекта.
Чтобы осуществлять оперативное управление КСЗИ, надо уметь прежде всего определять степень расхождения действительного поведения объекта управления от планового и при необходимости корректировать плановые управляющие воздействия с целью максимального устранения выявленного рассогласования. Кроме того, под влиянием тех же внешних условий или по каким-либо другим причинам может меняться как траектория поведения объекта управления, так и цель управления. Следовательно, и это важно, надо уметь корректировать план в целом.
Вырабатывать план и управляющие воздействия для его реализации необходимо таким образом, чтобы объект управления имел возможность их выполнения с минимальными затратами ресурсов, т.е. из всех воздействий надо уметь выбирать оптимальные или близкие к оптимальным.
Как для процесса управления в целом, так и для оперативного управления в частности основу деятельности должностных лиц составляют процедуры (работы), направленные на выработку обоснованных решений и соответствующих им управляющих воздействий (команд).
Исходя из целевого предназначения и условий функционирования объектов управления, можно выделить три основных класса задач оперативного управления КСЗИ:
1) задачи по созданию (построению, развертыванию), эксплуатационному обслуживанию, наращиванию и восстановлению КСЗИ;
2) задачи по защите, безопасности и всестороннему обеспечению КСЗИ;
3) задачи, направленные на организацию информационного обмена в КСЗИ.
Общая типовая схема решения задач оперативного управления в КСЗИ может быть представлена следующим образом:
1) сбор данных о состоянии элементов КСЗИ и условиях их функционирования; данные о состоянии объектов управления поступают, как правило, от подчиненных и взаимодействующих пунктов управления нижнего уровня иерархии;
2) учет (документирование) полученной информации (в том числе техническими средствами);
3) анализ полученной информации: определение соответствия между фактическим и плановым состоянием объекта управления;
4) сбор — при необходимости — дополнительной информации и принятие решений;
5) оформление принятого решения и постановка задач исполнителям для его реализации;
6) контроль выполнения принятого решения.
Прежде всего оперативное управление — это процесс воздействия управляющего органа на объект управления. Чтобы управляющее воздействие могло направлять поведение объекта управления на достижение поставленной цели (приведение в плановое состояние), оно должно удовлетворять трем основным требованиям:
1) своевременность выработки и передачи управляющего воздействия на объект управления;
2) правильность определения характера действия, которое должен выполнить объект управления;
3) однозначность понимания того, какое именно действие объект управления должен выполнить.
Эти требования предъявляются к значениям показателей соответствующих свойств:
• оперативность — способность органов управления своевременно исправлять или направлять действия объектов управления;
• обоснованность — способность органов управления находить нужное (адекватное, правильное) воздействие, выбор которого подтверждается фактами или серьезными доводами;
• категоричность — способность передавать воздействие на управляемый объект в ясной, безусловной, не допускающей иных толкований форме.
Тема 17.