Промышленный подъем США и Германии в конце 19 в

В последней трети XIX века промышленность стала играть основную роль в хозяйственной жизни страны, и в начале XX века там было занято уже 43 % населения против 29 %, занятых в сельском хозяйстве. Технический уровень немецкой, относительно новой промышленности был выше английской и французской старой. Поэтому немецкая промышленность практически не знала проблемы перевооружения.

Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, развивалась легкая и пищевая промышленность, что определялось недостаточной емкостью внутреннего рынка. Промышленный подъем сопровождался значительной концентрацией производства и капитала.

Монополистические объединения в Германии имели свои особенности: господство картелей и трестов; более полный, но не глубокий характер; меньший политический вес; более ранние и быстрые сроки создания. Несоответствие развития производства платежным способностям внутреннего рынка, а также необеспеченность страны некоторыми видами сырья, в особенности нефтью, вынуждали немецкие монополии активно действовать на мировом рынке, и к 1910 году насчитывалось уже около 100 международных монополий с участием Германии. Однако германский торговый баланс был пассивным, т.к. стоимость ввозимого сырья и продовольствия превосходила стоимость экспорта промышленных товаров. Дефицит торгового баланса покрывался прибылями от иностранных инвестиций немецкого капитала в развивающиеся страны.

Высокими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности, особенно новые. Только за первые десять лет XX века мощность электростанций увеличилась в 100 раз, производство серной кислоты — почти в 20 раз. Выплавка стали почти сравнялась с производством чугуна. Резко повысила Германия военное производство, обогнав к 1913 году опережавшую ее Францию в 4 раза.

Промышленный подъем Германии обусловил изменение структуры ее экономики — теперь промышленность по удельному весу существенно превысила долю сельского хозяйства, и Германия стала индустриальной страной. Тяжелая промышленность по темпам развития опережала легкую. Особенно важное значение среди отраслей тяжелой промышленности в Германии имели электрическая, машиностроение, химическая, железнодорожное строительство.

Центральное звено промышленного развития Германии — это металлургия и машиностроение. Они развивались опережающими темпами, причем в начале XX века темпы были выше, чем в период 1870-1900 гг. Выплавка чугуна и стали в 1913 году достигла соответственно 19,3 млн. т и 18,3 млн. т, и Германия заняла второе место после США. Металлургическая промышленность была хорошо оснащена технически, металл производился высокого качества и при низких издержках производства. Эта отрасль служила базой для роста выпуска машин и различных механизмов.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания и электричества оказало благотворное влияние на развитие машиностроения. Увеличилась численность занятых в этой отрасли с 385 тыс. в 1895 до 907 тыс. в 1907 гг. Продукцию металлургической промышленности и машиностроения Германия стала вывозить на экспорт. На рубеже веков интенсивное развитие получили новые отрасли, возникшие в результате второй НТР: электротехническая и химическая. Гигантских объемов достигло производство серной кислоты (75 тыс. т в 1870 и 1,7 млн. т в 1913 гг.). Германия производила синтетические красители, химические удобрения. В мировом экспорте химизделий доля Германии достигла 50%.

Исключительное значение приобрело железнодорожное строительство. Уже в 70-е годы XIX века в Германии была создана сеть железных дорог, причем строились не только магистральные линии, но и подъездные пути к промышленным предприятиям. В результате широкого железнодорожного строительства достигли расцвета горнозаводская промышленность, а также транспортное машиностроение. Германия стала крупнейшим экспортером железнодорожного оборудования. Строительство транспортных путей значительно удешевило перевозки

 

Социально-экономические изменения, принесенные Гражданской войной, вызвали в 60-х годах новых подъем американской экономики. Темпы, которыми развивалось американское хозяйство в этот период, были невиданными в истории капитализма. За 1860-1870 гг. (см. приложение, табл. 4) пятикратно возросло добыча угля, трехкратно — выплавка чугуна, шестикратно — протяженность железнодорожной сети. К 1870 г. американская индустрия вышла на второе место в мире по объему производства (после Англии). В промышленности произошли не только количественные, но и большие качественные изменения, особенно в отношении концентрации производства: новые предприятия были настоящими гигантами, оборудованными по последнему слову техники. Особенно большие сдвиги произошли в машиностроении, что определило полную независимость американской промышленности от Англии. За короткий срок американский станочный парк был пополнен новыми видами металлорежущих станков (револьверный, фрезерный и пр.) и обогнал по количеству и качеству европейское оборудование. США стали производить различные машины и механизмы в масштабах, недосягаемых тогда для других стран. Всемирная выставка в Вене (1873 г.) наглядно продемонстрировала производственно-техническое преимущество США над Великобританией.

После того как в середине XIX в. в Пенсильвании, а затем и в других штатах были обнаружены месторождения нефти, возникла нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, которая быстро стала одной из ведущих отраслей в американской экономике. На базе изобретенного метода вулканизации каучука стала развиваться резиновая промышленность.

В ходе индустриального подъема 60-х и 70-х годов США превратились в высоко развитую индустриальную страну. Если в 50-е годы XIX в. Соединенные Штаты по сути являлись еще аграрной страной, то в 1880 г. стоимость валовой продукции их промышленности уже в 2,5 раза превышала стоимость сельскохозяйственной продукции

 




double arrow
Сейчас читают про: