Понятие и общая характеристика правового регулирования оценочной деятельности

Оценочная деятельность по своему существу относится к предпринимательской, поскольку параметр "рыночная стоимость" становится все чаще и чаще юридически значимым. Для определения рыночной стоимости требуется проведение соответствующей оценки. Это обусловило появление специального законодательства.

Само понятие оценочной деятельности закреплено в ст. 3 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ": под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Этим же базовым законом провозглашены принципы оценочной деятельности. Основными являются:

принцип независимости права на проведение оценки объекта — это право является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления различных видов государственного учета;

принцип презумпции достоверности рыночной или иной стоимости объекта оценки.

Ст. 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" устанавливает случаи обязательной оценки объектов, принадлежащих полностью или частично публичным образованиям. Такими случаями являются (перечень открытый: "в том числе"):

· определение стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

· использование объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

· продажа или иное отчуждение объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

· переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

· передача объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки;

· выкуп или иное предусмотренное законодательством РФ изъятие имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

· проведение оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

· при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества;

· в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

· в случаях, установленных ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";

· в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

· в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в соответствии с ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено законом.

Ряд случаев обязательного проведения оценки установлен в иных законах: корпоративное законодательство, страховое законодательство.

 

В настоящее время базовый ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" оброс большим количеством подзаконных актов, например, стандарты оценки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 №519. На указанных стандартах базируются частные методики оценки.

Также существует еще целая масса различных актов, например, примерные договоры. Также можно указать на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 №92.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: