Оценочная деятельность по своему существу относится к предпринимательской, поскольку параметр "рыночная стоимость" становится все чаще и чаще юридически значимым. Для определения рыночной стоимости требуется проведение соответствующей оценки. Это обусловило появление специального законодательства.
Само понятие оценочной деятельности закреплено в ст. 3 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ": под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Этим же базовым законом провозглашены принципы оценочной деятельности. Основными являются:
принцип независимости права на проведение оценки объекта — это право является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления различных видов государственного учета;
принцип презумпции достоверности рыночной или иной стоимости объекта оценки.
|
|
Ст. 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" устанавливает случаи обязательной оценки объектов, принадлежащих полностью или частично публичным образованиям. Такими случаями являются (перечень открытый: "в том числе"):
· определение стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
· использование объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
· продажа или иное отчуждение объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
· переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
· передача объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки;
· выкуп или иное предусмотренное законодательством РФ изъятие имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
· проведение оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:
· при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества;
|
|
· в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
· в случаях, установленных ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";
· в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
· в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в соответствии с ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено законом.
Ряд случаев обязательного проведения оценки установлен в иных законах: корпоративное законодательство, страховое законодательство.
В настоящее время базовый ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" оброс большим количеством подзаконных актов, например, стандарты оценки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 №519. На указанных стандартах базируются частные методики оценки.
Также существует еще целая масса различных актов, например, примерные договоры. Также можно указать на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 №92.