Существование — способа передачи благ, заключающийся в их ритуализированном дарении, по Карлу Поланьи, альтернативный рынку и перераспределению являются главными признаками наличия такого развитого общества.
Вячеслав Котов пишет: «Археологи поражены находкой украшений, выполненных в виде обточенных бусинок из зеленого серпентинита — этот материал был относительно мягким и легко поддавался шлифовке. Несколько предметов были выполнены из сланцев и костей, похожих на бивни мамонта, кроме того, была найдена глиняная лампа, что явилось одной из самых редких археологических находок той эпохи. К сожалению, большая часть культурного слоя была уничтожена разливами Шульгана и постоянной высокой влажностью в нижней пещере, но и эти находки позволили открыть немного больше в истории развития человечества на территории Урала и Западной Сибири. Вполне возможно, что и сегодня открыты далеко не все тайны пещеры Шульган-Таш и она ждет новые поколения туристов, ученых, исследователей, чтобы подкинуть им новые загадки. Недаром башкиры всегда населяли эту пещеру умными, хитрыми и таинственными персонажами».
|
|
на фото №20 – каменное рубило,
на фото №21 –скребок для чистки шкур
на фото №№ 22 и 23 костяные шила для шитья одежды из шкур.
Фото №24 Обработанная фигурная галька кварцито-песчаника.
На фото №№ 25; 26; 27 и 28. Украшения.
Существование предметов роскоши, к которым мы можем отнести украшения, говорит и о существовании способов передачи благ, заключающийся в их ритуализированном дарении. А это значит, что обшество Шульганташа позднего палеолита было развытым.
Вячеслав Котов продолжает – «Во многом неожиданными находками стали маленькие (диаметром 0,6 см) круглые нашивки: одна из бивня мамонта плоско-выпуклой формы, а две другие — из позвонков рыбы. Нашивкой следует считать и маленькую раковину с проколотым отверстием, аналогичную той, что была найдена в раскопе В.Е. Щелинского в зале Знаков (Щелинский, 1997. С. 33, рис. 4). Очевидно, она являлась нашивкой — украшеним костюма. Кроме того, был обнаружен загадочный предмет, представляющий собой изделие из известняка продолговатой формы, у которого были оформлены ретушью по центру по всем граням выемки, так же как у изделия из скола кальцитового натека в предыдущем горизонте. Вероятнее всего, они являются нашивками. Очевидно, эти и другие нашивки были украшениями ритуального костюма участника ритуалов. Обращает на себя внимание отбор материалов (рыба, мамонт, раковина, пещерный камень — известняк и кальцит), что может свидетельствовать о том, что в данном случае этот набор украшений костюма имел ориентацию на нижний мир».
|
|
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции — эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п.
В первобытных обществах амулеты носит всякий; у многих племен каждый человек в то же время является своим собственным шаманом и, следовательно, постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев, металлических и всяких других фетишей. Постепенно такие объекты, в неизменённом виде или видоизменённые эстетическими влияниями, становятся украшениями, обычными принадлежностями туалета.
Многие исследователи упускают превращение украшений в предметы роскоши и тем самым перестают рассматривать их как атрибуты власти или благ.
Мы думаем, в культуре Шульганташа существовали и ритуализированное дарение, раз существовали сами предметы роскоши. А это уже главный признак существования развитого сообщества культуры Шульганташа!
Читатель должен понимать, что до установления истины в этом вопросе еще долго ждать. Но мы рады, что гипотеза оказалась корректной (научно обоснованной) и сейчас осталось только доказать ее. Главное то, что мы смогли донести до читателя в увлекательном варианте наше представление истории палеолита на Урале.
На следующих публикациях перейдем к истории государств, существующих на современных землях Башкортостана в бронзовом веке и далее до 350 года до рождества Христова.
Вместо заключения истории палеолита в Башкортостане мы размещаем таблицу корреляциии пиктограм Шульганташа с историческими видами письменностей применяемых древними нашими предками на нынешних территориях Республики Башкортостан.
№ п\п | Пиктограммы Шульганташа | Иероглифы и гетерограммы Башкортостана | Буквы письма кхароштхи из Башкортостана | Руны Башкортостана | |
Иероглифы | Гетерограммы | ||||
Тб(кельт; топор) | Тб(кельт; топор) | Не известны | Не известно | Не известно | |
hд(лошадь) | hд(лошадь) | hд(лошадь) | Не известно | Дд | |
Мhм; hт (мамонт; мамонтенок) | Не известно | Не известно | Бhу | Ма h | |
Крк (шерстистый носорог) | Не известно | Не известно | Не известно | Не известно | |
Тр (шкура) | Тр (шкура) | Тр (шкура) | Не известно | Не известно | |
Му (бизон) | Му (бизон) | Му; Бу (бизон) | Ма | Бб (Мм) | |
Ск (кабан) | Не известно | Не известно | Са | Не известно | |
Мр (пещерный лев) | Не известно | Не известно | Ра Ро | Рр | |
Мз (обезьяна) | Мз (обезьяна) | Мз (обезьяна) | Не известно | Бб | |
Лп (рыба) | Лп (рыба) | Лп (рыба) | Ла | Лл | |
Тнh (стена) | Тнh (стена) | Тнh (стена) | Не известно | Дд | |
Днк (стрелец) | Днк(стрелец) | Днк(стрелец) | Дhа | Дд |