Э.В. Ильенков // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 354–359, 716–719

Вопросы и задания (добавить к ответу 3.8 №1)

Почему марксизм является порождением западной культуры?

Маркс - такой же «сын Запада», как Платон и Аристотель, как Декарт и Спиноза, как Руссо или Гегель, как Гёте или Бетховен. Иными слова­ми, система идей, именуемая «марксизмом», - это, естественно, созрев­ший результат развития традиций «западной культуры», или, если быть совсем точным, - западноевропейской цивилизации.

Стало быть, отказ «западной культуры» от Маркса - это отказ ее от известных - на наш взгляд - лучших, передовых традиций своего собственного прошлого.

Россия, где в силу сложившихся обстоятельств марксизм впер­вые утвердился в качестве официально узаконенной идеологии, была интегральной частью «западного мира», и революция 1917 года была вынуждена решать типично «западную» проблему. Именно поэтому ее теоретиком и лидером оказался Ленин — такой же «сын Запада», как и Маркс.

«Отсталость» экономического и культурного развития не только не способствовала утверждению идей марксизма на русской почве, но, как раз наоборот, была той наиболее косной силой, которая всячески этому сопротивля­лась. С отсталостью была связана не «легкость», а, наоборот, трудность реализации этих идей - как в сознании, так и в экономике.

Победа идей Маркса в России была прямым следствием того факта, что Россия - при всей ее отсталости — была втянута в орбиту наиболее острых противоречий мира частной собственности. Именно мир частной собственности превратил тогда Россию, находившуюся на географичес­кой «периферии» западного мира, в центр и средоточие всех имманент­ных антиномий этого мира. Они-то и вызвали революционный взрыв.

Вся «западная культура», развивалась и расцвела на почве «частной собственности» - это исторически достоверный факт. Теория марксизма всегда по справедливости оценивала исторически прогрессивную роль частной собственности, подчеркивая ее преимущества по сравнению с добуржуазными, сословно-феодаль-ными формами организации человеческой жизнедеятельности.

И Маркс, и Энгельс начинали свою биографию именно в качестве наиболее радикальных теоретиков буржуазной демократии, в качестве наиболее решительных защитников принципа «частной собственности», которая сливалась тогда и в их глазах с принципом полной и безогово­рочной свободы личной инициативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: