Играя на стороне истощенного жизненного мира, философия стимулирует актуализацию имманентно присущей ему коммуникативности. Опираясь на спонтанно возникшие потоки коммуникации, в которые включена общественность, в принципе способная к аргументативному достижению согласия, философия помогает общественности стабилизировать и воспроизводить себя. Именно отнесенное к самому себе воспроизводство общественности обозначает тот пункт, к которому обращены надежды на суверенную самоорганизацию общества. Сплетаясь в автономную коммуникативную сеть, объединения открытой общественности становятся реальной силой, заставляющей политические институты считаться с собой и воздействующей на процессы принятия решений.
Сферы социальной жизни техногенного общества. Понятие соц структуры
(Вопрос № 50 канд. экз.)
Трансформация социальной жизни в процессе глобализации. Современный мир-системный анализ
(Вопрос № 51 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 475-509.
|
|
Как формируются основные сферы социальной жизни общества и научные дисциплины, изучающие эти сферы?
В рамках естественно-правовой парадигмы социального знания каждый индивид наделяется неотъемлемыми правами человека, а легитимность государственной власти определяется согласием на эту власть со стороны подданных (общественный договор). В этом случае открыто выражается или молчаливо подразумевается, что главная функция государства заключается в защите естественных прав его граждан, главными из которых являются право на жизнь, на свободу деятельности и собственность. Таким образом, уже в естественно-правовой теории выделяются две сферы жизни общества: политическая сфера, связанная с деятельностью государства, и частная жизнь граждан этого государства, которые являются автономными по отношению друг к другу.
Таким образом, наряду с государством и публичной политикой, которые являлись предметом изучения политической и правовой теории, возникают новые сферы социальной Жизни общества: хозяйственно-экономическая, связанная с системой обще-ценного промышленного производства, крупной торговли и т.д. и сфера взаимоотношений между отдельными социальными группами (нациями, классами, профессионально-производственными коллективами и др.). Все это приводит к новой дифференциации социального знания, к появлению политэкономии и социологии как наук, изучающих функционирование и развитие новых сфер социальной жизни.