Проблема взаимосвязи природы и общества является в современную эпоху одной из самых обсуждаемых проблем философии. Безусловно, в первую очередь, повышенное внимание философов, представителей социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин к данной проблеме объясняется тем широкомасштабным экологическим кризисом, который переживает современное человечество. Тем не менее, следует отметить, что данная проблема отнюдь не была чужда социальной мысли прошлого.
Уже на ранних этапах развития общества в системе мифологического мышления тема взаимосвязи природы и общества была приоритетной. При этом такие особенности мифологического мышления как анимизм, тотемизм и магия указывают на то, что в мифологическом мышлении общество еще не отделялось от природы. Природные процессы рассматривались как независимые от человека одушевленные силы, которые по своему произволу могли благоприятно, или неблагоприятно относиться к деятельности человека. Первобытные коллективы людей вели свою родословную от животных. Одним из важнейших способов влияния человека на силы природы являлась магия, свидетельствующая о том, что эти стихийные силы человек рассматривал как антропоморфные, которые можно убедить с помощью заклинаний и магических процедур действовать в благоприятном для него направлении. Мифологическое понимание взаимосвязи природы и человека свидетельствует как о практически полной зависимости общества от постоянно меняющихся естественно-природных условий его жизни, так и о полной зависимости отдельного индивида от родовой жизни первобытного коллектива.
Само появление философии свидетельствует о резких изменениях в процессе взаимосвязи общества и окружающей человека природной среды. Представления о постоянных законах, управляющих природными стихиями, которые необходимо знать, чтобы выстраивать жизнь общества в соответствии с этими законами, подтверждают, что человек научился управлять некоторыми стихийными процессами природы для того, чтобы гарантировать, несмотря на изменчивость природных процессов, свое существование в будущем. Эти представления, несмотря на принципиальные отличительные характеристики, свойственны и восточной и западной философии. Законосообразность и закономерность природных и социальных процессов, которые утверждаются уже на ранних этапах развития философской мысли, характерны для достаточно развитых цивилизаций, где уже не только общество приобретает относительную автономию в своей взаимосвязи с природой, но и личность приобретает относительную автономию в своих взаимоотношениях с обществом.