Б.Л. Губман // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 706-709

Как развивались идеи кризиса культуры в истории западной философии XX в.?

Западные мыслители нашего столетия единодушны в признании кризиса гуманистической культуры, но их понимание его истоков и путей преодоления сложившейся ситуации являет собою мозаику разнообразных идей и мнений.

Уже в теории локальных цивилизаций было поставлено под вопрос существование единого человечества, его прогрессивного социокультурного развития по пути к лучшему будущему.

Экзистенциальная философия предложила глубокий взгляд на кризис гуманистической культуры, его причины, отправляясь от аналитики онтологии человеческого существования. Для М. Хайдеггера гуманизм предстал итогом общей установки метафизической эпохи, пораженной субъективизмом, забвением бытия, а потому чреватой тягчайшими последствиями для человека. Воззрения Сартра радикально полярны построениям Хайдеггера: первоначально отвергнув гуманизм как посягающий на уникальность индивидуальной свободы, он заговорил позднее о необходимости его экзистенциальной интерпретации. Императив экзистенциального гуманизма выглядит у Сартра необходимым условием постоянной трансформации культуры, призывая к сопротивлению извечному гнету созидаемым людьми оковам отчуждения и уважению человеческой свободы. Однако камнем преткновения для экзистенциальной философии Сартра осталась проблема универсальных ценностей, необходимых человеку. В полемике с сартровским нигилизмом, знающим лишь абсолютную ценность свободы, Г. Марсель призвал к уважению позитивного арсенала культурно-исторической традиции в свете религиозно-гуманистической установки. Обнаруживая корни восстания людей против «человеческого», он предложил религиозно-нравственную перспективу исцеления зашедшей в тупик гуманистической культуры Запада. Рассуждая о постоянно нарастающих коммуникативных связях, порожденных в истории человечества импульсом «философской веры», К. Ясперс связывает преодоление современного кризиса с единением начал науки, гуманизма и религии. В философии X. Арендт гуманистические ценности рассматриваются в перспективе их активной защиты Через гражданскую активность личности, политическое действие, противостоящее любым формам авторитаризма и тоталитаризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: