double arrow

Тема: Проблема бытия в философии.

1

Тема: Философия Нашего времени.

План.

1 Феноменология.

2 Герменевтика.

3 Аналитическая философия.

4 Постмодернизм.

 

 

Д.з. Рефераты. 1) Лосев. 2) Витгенштейн. 3) Бердяев.

 

Свое распространение феноменология получила в ФРГ, где очень сильны философские традиции. «Феномен» в переводе с греческого «то, что является».

Феноменология это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем является Эдмунд Гуссерль. В России – Шпет, Лосев.

 

Феноменологический метод.

1. Соотношение Субъекта и Объекта.
Гуссерль был не доволен жестким противостоянием субъекта объекту. При таком противопоставлении преувеличивается либо значение субъекта (что приводит к субъективизму) либо объекта (приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму и полагают, что содержание науки берется исключительно из сознания. Натурализм понимает познание как пассивное отражение реальности.

Вывод: в явлениях сознания субъект и объект даны в их соотносительности.

2. Эпохе, феноменологическая редукция, интенция.
Не навсегда, а на время анализа надо внешний мир заключить в скобки, воздержатся от поспешных суждений о нем (такое воздержание греки называли эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут », сведен (редуцирован) к явлениям сознания. Наше сознание явл. интенционально т.е. направленно на предмет.

3. Индентирование. Эйдос.
Индентирование – это схватывание одинакового в различных вещах. Эйдос – (термин ввел Гуссерль) это идея не потерявшая своей конкретности и образности. Эйдос всегда направлен на предмет.

Вывод –феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем обогащая созерцание мыслями, и только после этого получ. эйдос возвращается к предмету.

 

ІІ

Герменевтика, так же как и Феноменология получила распространение в ФРГ. В Германии крупнейшими представители – Хайдеггер, Ясперс, Гадамер. Во Франции – Рикер, в Италии – Бетти. В России – Булгаков, Флоренский, Лосев.

Герменевтика – философия о бытии человека в мире и понимание этого мира посредством языка и переживаний. Представителем (основателем) часто считают Гадамера (ученика Хайдеггера) однако по праву можно считать основателем Хайдеггера.

Представители стали отказываться от рамок “ничто – человек” (ничто принцип свободы) (представ нового времени) и поставили в центр своих высказываний “бытие человека в мире”, а сокращенно “бытие – в – мире” где два дефиса отображают единство человека и мира – эту позицию разработали Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер.

Ясперс – бывший врач-психиатор, рассматривает существование человека в терминах переживания (страсть, смерть, вина, сомнение, отчаянье). Человек подлинен в пограничном состоянии, особенно перед страхом смерти.

Ясперс по своим взглядам - экзистенциалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям человеком своего существования в мире.

Хайдеггер – считает, что философия начинается с учения не о познании (как считали философы Нового времени) а о бытии человека в мире.

Хайдеггер уделял пристальное внимание онтологии. Онтология – учение о бытии.

ІІІ

Аналитическая философия получила своё распространение в Англии и США.

Аналитическая философия – философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.

Представители (основатели) – Фреге, Рассел, Мур.

Фреге и Рассел считали, что здравой философией является логика, т.к. она начинается с объяснения предположений того, что может быть истинным или ложным, а это задача логики. Логика занимается высказываниями, предположениями, состоящими из слов, т.е. имеет языковой характер.

Мур выступал в защиту здравого смысла в Философии и предлагал неясные, спорные суждения переформировать в более ясные.

 

Логический позитивизм образовался в конце 18- нач. 19 в. Основалась эта теория в Англии (Кембридж). Основоположники – Мур, Рассел, Витгенштейн. В военные годы это направление прекратило существование. И заново образовалось в 20 веке и получил 2-е название –неопозитивизм.

Представителями в наше время являются Карнап, Конт, Мах. Неопозитивизм переместился в Вену и Берлин.

1) Отрицание философии как науки.

По мнению Карнапа, истинность философских предположений невозможно обосновать, от философии следует отказаться в пользу науки лишь она представляет собой обоснованное знание.

2) Аналитические и синтетические предложения.

Нео- считают, что все предположения науки являются либо аналитическими либо синтетическими. Пример: в квадрате все углы равны – аналитическое.

Наша кошка родила 5 котят - синтетическое.

Аналитические предположения – логически необходимы. Синтетические предложения эмпиричны, они отражают данные эксперимента. В соответствии с этим все науки можно разделить на:

а) экспериментальные (химия, физика, психология, социология);

б) не экспериментальные – точные (логика, математика).

А предложение философии не аналитические и не синтетические, т.е. они бессмысленны.

3) Верификация (проверяемость).

Согласно данному принципу достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения, и затем сопоставить их с фактами.

4) Физикализм.

Физикализм– это убеждение, что в эмпирических науках все предположения должны в конечном счете сводится к предположениям физики. В основе физиологизма лежит стремление к ясности.

5) Добро

Добро– это чувство, а чувства нельзя обосновать фактами. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чужда идеалом науки.

 

Постпозитивизм.

Пост зародился в 20 в. в Англии. Представители – англичане Поппер и Лакатос, американцы Фейерабенд и Кун.

Нео- и пост объединяет стремление к четкому уяснению себя и другим содержание научных знаний. Однако нео и пост- имеют четкие различия. Нео- считают, что человек способен на ясные на века знания. Пост- считают, что человек, существо ошибающиеся и это означает, что вечное знание не может быть достигнуто, так как одна теория непрерывно сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

1) Принцип фальсифицирования.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно фальсифицировать, т.е. опровергнуть. Доказывал Карл Поппер.

По Попперу, мы не можем сказать, что теория истинна т.к. рано или поздно теория проявит свою недостаточность.

Главные выводы Поппера:

1) в основе теории находятся гипотезы (т.е. предположения). Научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, т.к. истинность нельзя доказать;

2) из гипотез по законам дедукции выводят предположения, которые можно сопоставить с фактами;

3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предположение не противоречит фактам, в таком случае теория является истинной и продолжает жить, либо предположение не совпадает с фактами, фальсифицируется, в таком случае теория становится ложной и начинается поиск новой теории.

2) Философия является научной.

Нео- отрицают философию как науку, а пост- считали что философия научна.

3) Парадигма.

Томас Кун ввел понятие научной парадигмы. Парадигма - совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

4) Добро – это принцип.

Нео - добро считали чувством, эмоцией и выводила за пределы науки. Однако пост- считают, что этика является наукой, т.к. она начинается с предписаний „делай так, это добро”, не делай этого, ибо это зло”. Когда даны предписания в силу вступают законы логики, а там где есть логика – есть наука.

 

ІV

Постмодернизм.

Получил свое развитие во Франции, однако, много сторонников также в США. Крупнейшим постмодернистами являются французские философы Жак Деррида и Жан Лиотар.

Слово”постмодерн” означает после «модерна». Французское слово “модерн” означает современный.

Постмодерн - философия, которая направлена против философии Нового времени.

Призыв постмодернистов: Больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувствительности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, отсутствие единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, неустойчивость.

 

Жак Деррида.

В центр своей философии ставит язык, но не речь, а письменный текст. Письмо намного богачи речи т.к. письмо открыто для самых различных его интерпретаций. Для этого Деррида настаивает на методе деконсрукции, т.е разложение на части структуры – философские, политические, культурные. Текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.

 

Жан Лиотар.

Лиотар, один из лидеров постмодернизма. Сближают этику с эстетикой и развивает в этой связи своебразную этику возвышенного. Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышенное.

Постмодернисты завоевали себе право на существование, особенно в мире искусства.

 

Основные положения постмодернизма.

Язык – главная среда человеческого существования.

Письмо богаче речи, оно более многозначно.

Слова, текст надо деконструировать (Деррида).

Назначение текста – доставлять удовольствие, чувство возвышенного(Лиотар).

Меньше единобразия, власти, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.

 

Тема: Проблема бытия в философии.

План.

1. Основное понятие о бытие. Субстанция. Материя.

2. Движение развитие.

3. Пространство и время.

 

 

Д.З. Конспект: Движение развитие. (основные формы движения материи механическ., физическ., химическ., биологическ., социальн..

Пространство и время. Что характерно для пространства (трехмерность и обратимость) и время(одномерность необратимость).

 

1.

Впервые категорию «бытие» ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир. Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир который развивается и постоянно изменяется. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми, физ. частицами – атомами. Для Демокрита «бытие» – основа мира, а не весь мир. Платон под «бытием» понимал нечто вечное и неизменное, что может быть познано только разумом и свел бытие к бестелесному созданию - идее. Аристотель ввел уровни «бытия» от чувственно-конкретного до всеобщего.

Бурное развитие науки и техники в XVII-XVIII в. отразилось на понимании бытия. Оно стало рассматриваться как материальная реальность, как природа которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Особенно полное развитие на проблему бытия получило в классической немецкой философии. Кант понимал бытие как способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального. У Фихте создавалась деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.

II точка зрения на «Б» сущ. В марксистской Ф. (Маркс, Энгельс, Ленин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: