Проблемы человека и мира в китайской философии и мифологии

Раздел II. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития

Раздел I. Введение в философию.

Лекция 1.

Тема 1. Предмет и специфика философского знания.

Тема 2. Философия Древнего мира

/ 2 часа /

План занятия:

1. Понятие мировоззрения: содержание, структура и основные виды. Философия как мировоззрение. Предмет, специфические черты и методы философии.

2. Философия и наука.

3. Основные функции философии.

4. Философия Древней Индии и Древнего Китая.

5. Раннегреческая натурфилософия.

6. Классическая древнегреческая философия.

7. Эллинистическо-римская философия: стоики и эпикурейцы.

Темы докладов и рефератов:

1. В чём смысл движения «от мифа к логосу»?

2. Философия и культура – историческая взаимосвязь.

3. Предмет философии в истории философии.

4. Основные направления и школы древнеиндийской философии.

5. «Книга перемен» в формировании философии Древнего Китая.

6. Становление и особенности раннегреческой натурфилософии.

7. Философия софистов.

8. Философские взгляды Сократа.

9. Идеализм Аристотеля.

10. Философская система Платона.

11. Философия эллинизма: от универсализма классики к этике индивидуализма.

Литература:

Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969-1972.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 1999.

Асмус В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998.

Библер В.С. Что такое философия. Очередное возвращение к исходному вопросу / Вопросы философии, 1995, №1.

Блинников Л.В. Великие философы: Слов.-справ. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Большаков А.В. и др. Основы философских знаний: Учебное пособие. М.: Общество «Знание» России, 1996.

Введение в философию. 1 и 2 т.т. – М.: Политиздат, 1989.

Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Минск, 1995.

Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2000.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998.

Канто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. – М.: Политиздат, 1990.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова – М.: Юнити, 2000.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии: Пер. с нем. С.Л. Франк. СПб.: Алтейя, 1996 – (Античная библиотека. Исследования).

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1999.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.

Философия как разновидность мировоззрения

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нём. Выделяются три основные формы мировоззрения:

ü мифология;

ü религия;

ü философия.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

ü происхождение Вселенной, Земли, человека;

ü объяснение природных явлений;

ü жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

ü вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

ü очеловечивание природы;

ü наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

ü отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

ü практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.);

ü однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф.

Основными мировыми религиями являются:

ü христианство;

ü ислам;

ü буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространёнными в мире национальными религиями являются:

ü синтоизм;

ü индуизм;

ü иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

ü объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

ü культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);

ü нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

ü основано на знании;

ü рефлексивно (мысль обращена на саму себя);

ü логично (внутреннее единство и система);

ü опирается на чёткие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

ü космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции);

ü теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе);

ü антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

ü имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

ü однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания, которое:

ü имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

ü носит предельно общий, теоретический характер;

ü содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

ü во многом субъективно – несёт в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

ü является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

ü изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

ü имеет качество рефлексии – обращённости мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само себя);

ü испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

ü в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;

ü опирается на категории – предельно общие понятия;

ü неисчерпаемо по своей сути;

ü ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождения бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём.

Предмет и методы философии

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

ü онтология (учение о бытии);

ü гносеология (учение о познании);

ü человек;

ü общество.

В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

ü сущность бытия;

ü происхождение бытия;

ü материя (субстанция), её формы;

ü сознание, его происхождение и природа;

ü взаимоотношение материи и сознания;

ü бессознательное;

ü человек, его сущность и существование;

ü душа, духовный мир человека;

ü общество;

ü общество и человек;

ü природа;

ü природа и человек;

ü духовная сфера жизни общества;

ü материально-экономическая сфера жизни общества;

ü социальная сфера общества;

ü общественно-экономические формации, цивилизации;

ü перспективы человека, общества;

ü экология, проблемы выживания;

ü особенности познания;

ü влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

ü ограниченность и безграничность познания;

ü движение;

ü философские категории;

ü диалектика и её законы;

ü иные вопросы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

ü диалектика;

ü метафизика;

ü догматизм;

ü эклектика;

ü софистика;

ü герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

ü обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

ü статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

ü однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не сознаётся их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно – кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.

Одновременно и направлениями философии, и философскими методами являются:

ü материализм;

ü идеализм;

ü эмпиризм;

ü рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской).

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, её воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространён в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

Рационализм – философский метод и направление в философии, в процессе которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. («Всё можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума»).

Функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. Принято выделять:

ü мировоззренческую,

ü методологическую,

ü мыслительно-теоретическую,

ü гносеологическую,

ü критическую,

ü аксиологическую,

ü социальную,

ü воспитательно-гуманитарную,

ü прогностическую

функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет своей целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX-начала XX вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основной вопрос и основные направления философии

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или не познаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

ü объективный идеализм;

ü субъективный идеализм;

ü материализм;

ü вульгарный материализм;

ü дуализм;

ü деизм;

гносеологической стороны:

ü гностицизм;

ü агностицизм;

ü эмпиризм (сенсуализм);

ü рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

ü материализм;

ü идеализм;

ü дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считают, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

ü материя реально существует;

ü материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

ü материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своём существовании ни в чём, кроме самой себя;

ü материя существует и развивается по своим внутренним законам;

ü сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

ü сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

ü сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные знания (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, её механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространён в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичными считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

ü субъективный идеализм (Беркли, Юм);

ü объективный идеализм (Платон, Гегель и др.).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

ü реально существует только идея;

ü идея первична;

ü вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

ü «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

ü «мир вещей» – материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

ü каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

ü большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

ü отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты считали, что:

ü всё существует только в сознании познающего субъекта (человека);

ü идеи существуют в разуме человека;

ü образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

ü вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идеи) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) лавными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

ü существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

ü всё в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой из указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

ü в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

ü материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны одного бытия;

ü основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога. По их мнению, сотворив мир, он уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворённой и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

ü эмпиризмом (сенсуализмом);

ü рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всём, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве. («Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

ü мир познаваем;

ü возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

ü мир непознаваем;

ü возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант, согласно которому, человеческий разум обладает большими возможностями, но эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бог не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, всё равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решён ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешённой) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни, своего места в жизни и счастья.

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

ü цзин;

ü ци;

ü шэнь.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

ü «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

ü «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни

Ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

ü вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;

ü духовную ци - душу человека и других живых существ.

Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый - «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека.

Китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

ü ян - мужская сексуальная энергия;

ü инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы, так и неживой природы (ян - Солнце, небо, день, сухость, легкость; а инь - Луна, Земля, равнины, ночь, влага).

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей:

ü не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа;

ü начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

ü не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти.

Проблематика человека связана с господствующими религиозными воззрениями.

] Основателем конфуцианства считается мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в IV-V вв. до н.э. Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность» включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям и т.д. В понятие «чувство долга» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде - всего себя он посвящает служению людям и поиску истины. Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, согласно которым общество должно состоять из двух категорий: управляющих и повинующихся. Основой социального порядка является строгое повиновение старшим. Семья – сердцевина государства.

] Конфуцианство как религия совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками и главами семей. Большое место занимает культ предков и вера в духов. Самым главным считается соблюдение точно установленных предками правил. Обряд служит средством упорядочения и облагораживания жизни.

] В IV-III вв. до н.э. в Китае зародился даосизм, основателем которого считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге Дао-де цзин. В центре этого учения лежит доктрина о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует во всём и везде, всегда и безгранично. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – вот смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через дэ, и если Дао всё порождает, то дэ всё вскармливает. Последователи даосизма проповедуют идею о бессмертии человека, которого могут достичь праведные отшельники, ушедшие от повседневных страстей и суетности жизни. Трансформация человека в бессмертного считалась очень сложной, доступной лишь для немногих. Для даосизма характерны практика гадания и врачевания, суеверий и оберегов, веры в духов, культ божеств и патронов, магия. Таким образом, даосизм удовлетворял все потребности населения. В его пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-Цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои. В честь них даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы обслуживались монахами, выполнявшими по совместительству функции магов, гадателей, врачевателей и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: