Геннадий Романович Копцев

был актером высокой квалификации, большим тружеником, всегда полон творческих замыслов…

 

 

Родился 26 октября 1942 г. в д. Куруктуры (Курыктӱр) ныне Волжского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. Рано осиротел: отец погиб на фронте в 1943 г. В детстве научился играть на гармошке. В 1960 г. окончил Помарскую среднюю школу и поступил в Государственный институт театрального искусства им. A.B. Луначарского, на курс Н.Ф. Чефрановой и П.В. Лесли (I национальная студия).

В 1965 г. после окончания учёбы был принят в труппу Марийского драматического театра им. М. Шкетана, где проработал до последних дней. Поначалу был преимущественно занят в ролях комедийного плана. В первой же большой роли – Тимошка (А. Волков. «Каче–влак» / «Женихи», 1966) – уверенно заявил о себе как о самобытном, думающем актёре. Душевная простота и непосредственность его героев, таких как Кузяк (Н. Айзман. «Кай, кай Йыванлан» / «Выйди, выйди за Ивана», 1971), Чопай и голодный Дружка (С. Николаев. «Салика», 1966), Анан Пагул (М. Шкетан. «Эреҥер», 1967) и др., стали воплощением народного юмора и оптимизма.

Драматическое дарование актёра раскрылось в таких ролях, как Янгелде (С. Николаев. «Айвика, пост. 1962), Карандышев (А. Островский. «Кузыкдымо ӱдыр» / «Бесприданница», 1968), Осып (М. Шкетан. «Ачийжат–авийжат!..» / «Эх, родители!..», 1972), Лазыр Семон (Н. Лекайн. «Кӱртньӧ вий» / «Железная сила», 1971) и др. Он по праву стал одним из самых репертуарных актёров театра, снискал горячую любовь зрителей.

В 1977 г. Г. Копцеву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Марийской АССР».

 

 

 

Актёр создал галерею убедительных и запоминающихся образов в спектаклях классического репертуара: Прохор Храпов (М. Горький. «Васса Железнова», 1976), Сиплый (Вс. Вишневский. «Оптимистическая трагедия», 1980), Шут (В. Шекспир. «Лир кугыжа» / «Король Лир», 1984), Стенли Ковальский (Т. Уильямс. «Языкан йӱд» / Трамвай «Желание», 1992), Иван Павлович Яичница (Н. Гоголь. «Каче пазар» / «Женитьба», 1994) и другие.

Масштабные, полные жизненной силы характеры современников создал актёр в пьесах советских драматургов – Элыксандр (Т. Миннуллин. «Чодыраял Элыксандр» / «Белая ворона», 1981), Михай Груя (И. Друцэ. «Илыш сескем» / «Святая святых», 1982), Дурмишхан (О. Иосселиани. «Орва кумыкталтын» / «Арба перевернулась», 1985), Мужчина (А. Гельман. «Пиалем, ит кодо!..» / «Скамейка», 1988) и т.д.

Глубина и подлинно народная природа таланта Г. Копцева раскрылись в пьесах марийских драматургов. Сложный, противоречивый характер купца Фёдора Голованова создал актёр в драме К. Коршунова «Кӱдырчан ӱжара» («Грозовое зарево», 1977). Несгибаемость воли и благородство души солдата Великой Отечественной воплотил он в образе Истак Миклай в драме Миклая Рыбакова «Венгр рапсодий» («Венгерская рапсодия», 1983). Достойным идейным противником предводителя народного восстания Акпатыра из одноимённой пьесы С. Чавайна (пост. 1987) предстал в его исполнении староста Пекеш Сави. Воплощением народной мудрости, юмора и остроумия стал Савик, главный герой инсценировки одноименного романа Н. Игнатьева (1989). Яркие характеры создал актёр в комедиях Н. Арбана: Одоким («Кеҥеж йӱд» / «Летняя ночь», 1973), Тукманов («Тулар ден тулаче» / «Сват и сваха», 1983 и др. Едкой сатирой пронизаны образы персонажей в пьесах Миклая Рыбакова – предводитель чертей Иявуй («Онарын кердыже» / «Меч Онара», 1989), крупный чиновник застойнозастольного периода Байгузин («Мокмыр» / «Похмелье», 1990), ловкий предприниматель Тоймар («Тӱрлемӱдыр» / «Кружевница», 1991) и другие.

Профессионализм, драматический темперамент, масштабность мышления позволяли актёру поднять любой из создаваемых образов до уровня художественного обобщения. Актёру было присуще стремление к раскрытию внутреннего мира героя, к изображению человеческих судеб в момент социально–исторических сдвигов.

В 1989 г. Г. Копцеву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».

В начале 90–х годов Г. Копцев заявил о себе и как режиссёр, поставив на сцене театра им. М. Шкетана комедию турецкого драматурга А. Несина «Ӧндал мыйым, пиктен пушт» («Задуши меня, голубчик», 1993).

На протяжении многих лет актёр плодотворно работал на Марийском радио: поставил ряд инсценировок произведений марийских авторов, более 20 лет вел популярную литературно–музыкальную передачу «Поро кас» («Добрый вечер»), в фондах радио хранятся его исполнительские записи. Г. Копцев известен в республике и как автор музыки популярных песен, среди которых «Эрвел лыве» («Восточная бабочка»), «Продавщица», «Ит мужед, таҥем» («Не гадай, любимая») и другие.

Среди последних ролей Г. Копцева следует особо отметить роль Мужчины в шляпе в народной трагедии Ю. Байгузы «Порсын лӱҥталтыш» («Шёлковые качели», 1992). Актёр создал масштабный образ властного, хитрого, честолюбивого человека, стоящего на промежуточной ступени между верховной властью и народом.

Г.Р. Копцев трагически погиб 28 сентября 1994 года.

Литература:

• Кульбаева Н. И. Артисты Марийского театра: биобиблиогр. справ. / Н. И. Кульбаева. – Йошкар-Ола, 2005. – С. 99-102.

• МБЭ. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 182.

• Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2009. – С. 448.

* * *

• Белкова С. Ила тудо калыкын чонышто / С. Белкова // Марий Эл. –2012. – 31 окт. – С. 1, 6.

• Константинова Г. Просто большой артист / Г. Константинова // Марине, правда. – 2002. – 7 дек.

• Попов И. Поро, сай ыле, чылаштым йӧратен / Игорь Попов // Кугарня. – 2012. – 26 окг. – С. 10.

• Регеж–Горохов В. Марий Никулин, марий де Фюнее / В. Регеж-Горохов // Марий Эл. – 2002. – 25 окт.

• Соловьёва Г. Кече гай волгалгын, пеленна ила / Г. Соловьёва // Марий Эл. – 2003. – 18 янв.

• Шылтален, тунамак туныктен, полшен: [памяти Г. Р. Копцева посвящается] // Марий Эл. – 2009. – 24 окт. – С. 1,6.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: