Анализ исторических прототипов одежды для женского населения Киргизии

Киргизы, народ в Средней Азии, основное население Киргизии (3,128 млн чел., 1999), живут также вУзбекистане (175 тыс человек), Китае (141,5 тыс чел.). Российской Федерации 31,8 тыс киргизов (2002). Настоящее время начисляется уже 6 млн человек. Киргизский язык относится к кипчакской группе тюркских языков. Верующие киргизы— мусульмане-сунниты.

Киргизы населяют горную страну, пересеченную хребтами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, которая лежит в верховьях Сырдарьи на самом юго-востокеСредней Азии.

Натуральный характер хозяйства сказывался и на одежде киргизов. Широко использовались овечья иверблюжья шерсть, домашней выделки шкуры и войлок. Завозившиеся хлопчатобумажные ткани, бархат ишелк приобретали в основном зажиточные скотоводы; их использовали для изготовления праздничнойодежды. Одежду знати шили из добротного материала, она украшалась дорогим мехом, вышивкой,серебряной чеканкой [3].

Внешний вид может очень многое сказать о человеке и его народе. Традиционная одежда жителей Кыргызстана по праву является составной частью материальной и духовной культуры нации и тесно связана с историей страны. С древности кыргызы отражали во внешнем виде колорит и обычаи своего народа. Стиль любой традиционной одежды неразрывно связан с особенностями климатических и природных условий региона, поэтому кыргызы делали акцент на практичность и сохранение тепла в своей национальной одежде. Поскольку основные торговые ветки Великого Шёлкового пути проходили через земли киргизских племён Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и шли для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях [3].

Кочевое прошлое киргизов хорошо прослеживается в их народных обычаях и обрядах. До сих пор глубоко почитаемой формой жилища является юрта.

У киргизов бытовало два типа решетчато-войлочных юрт — с высоким коническим и низким сферическимкуполом. В покрытии и расстановке утвари в юрте имелись локальные различия. Общим было членение намужскую и женскую половины, выделение почетного места — «тера», наличие центрального открытого очагаиспользование простых и декоративных войлоков и шкур животных. Юрты родовой аристократии и богачейпокрывались нарядными белыми войлочными кошмами, которые стягивались узорными цветными полосами.

Юрты внутри украшали вышитые покрывала, ворсовые ковры, орнаментированные аппликациями сумки дляприпасов и утвари, покрытые тиснеными узорами кожаные сосуды, богатая серебряная упряжь, окованныецветным металлом сундуки, зеркала и покупная посуда. Вся бытовая и хозяйственная утварь киргизскойсемьи изготавливалась в самом хозяйстве или за натуральную оплату мастерами, жившими в том же аиле.Даже в настоящее время все праздничные церемонии просто немыслимы без этого древнего жилища, даже флаг республики украшен изображением "тундука" - центрального круга юрты, на котором скрещиваются удерживающие её шесты. Юрты всегда считались и символом социального статуса хозяина, и основным образчиком народных традиций.

На протяжении 700 лет традиционный костюм кыргызских мужчин и женщин остается неизменным, и с годами обретает все большую ценность.

Традиционный киргизский женский костюм включает два компонента – это набедренная одежда в виде распашной юбки бельдемчи и шапочка, надевающаяся под тюрбан.

Нарядные бельдемчи из черной блестящей ткани, из пестрых среднеазиатских шелков, иногда из домотканого сукна украшались вышивкой. Вышивку выполняли специальные мастерицы. На повседневныхбельдемчи вышивка отсутствовала. По подолу и полам нарядные бельдемчи обшивались мехом выдры. Нарядные, богато вышитые бельдемчи надевали с праздничным национальным костюмом, отправляясь на свадьбу или в гости, а дома – принимая гостей, в дни семейных праздников. Такие бельдемчи давали в приданое, причем дочь получала их от матери, когда через год после свадьбы приезжала в дом к родителям. Бельдемчи надевали чаще всего поверх камзола (кемсал), имевшего короткие или длинные рукава, иногда – поверх платья. Зимой женщины одевали шубу - "ичик". Зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Шапочка плотно охватывала голову и закрывала волосы. Обычно она украшалась вышивкой, причем вышивка выполнялась разными швами. Основные узоры выполнялись ярко-красными (типичный цвет длякиргизкой вышивки) нитками, а небольшие промежутки между швами заполнялись преимущественно желтыми, белыми, зелеными нитками. Головным убором девушек была небольшая шапочка, отороченная мехом и украшенная на макушке перьями, - "тебетей". У женщин бытовал сложный двойной головной убор, состоящий из вышитой шлемообразной шапочки, закрывавшей волосы, и высокого белого тюрбана - "элечек".

Его форма у разных групп киргизов была различна: у одних он напоминал широкий цилиндр, у других - свободно повязанную чалму. В комплекс одежды богатых женщин также входили ювелирные украшения, имевшие значение оберегов.Готовую шапочку обшивали красной Укыргызов не принято бросать головной убор, забывать, где попало, обменивать, ходить с непокрытой головой и т.д. При избрании хана на его голову одевали красную шапку - "кызылтебетей" с кисточкой из цветных нитокшелковой тесьмой [4]

Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась только качеством материала и количеством украшений у женщин. Источники 18 века сообщают, что старейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шёлковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин - "колпак", который вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских киргизских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О "колпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы".

У женщин бытовали накосники: длинные бархатные полоски в виде трубочек, в которые прятали косы - "чачпак" или "чачкап". На них нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - "чач учтук", "чач мончок", серьги - "сойке", "сойке желбурееч", нагрудные - "тумар", "бой тумар", браслеты - "билерик", кольца - "шакек" и др. Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - "топчу", "бучулук", кораллом - "шуру", различными амулетами и оберегами. Богатые женщины носили ювелирные украшения, имевшие значение оберегов.

Во второй половине 19 в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и в традиционный костюмкиргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.

К середине XX века традиционная одежда стала уступать место европейскому костюму, повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые киргизские халаты, вышивка, работы по металлу и коже, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения, особенно в провинции[4].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: