Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения Государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования областных и региональных потребностей.
Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по-прежнему является приоритетной задачей налоговых органов.
Реформирование налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнут сто процентный уровень собираемости налогов.
А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут без эффективного налогового администрирования.
Важная задача налогового администрирования – оптимальное соотношение фискальной и распределительной функций в налоговой системе.[13] Налоговое администрирование проводится на основе следующих форм и методов:
Таблица 1
Формы и методы налогового администрирования
Продолжение таблицы 1
К методам налогового стимулирования относят:
- изменение срока уплаты налога (отсроченное налоговое обязательство);
- предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов;
- предоставление налоговых кредитов;
- дестимулирующие методы: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.
Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
Можно выделить следующие основные формы налогового контроля:
- контроль за своевременным поступлением платежей;
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки; г) реализация материалов налоговых проверок;
- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.
Эффективность налогового контроля характеризуется:
- уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
- полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.
В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба Российской Федерации и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, - таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.
Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.
Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений.
Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов.
В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Система налогового стимулирования предполагает:
- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании.
Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.
Совокупность налоговых льгот - часть системы налогового стимулирования, к которым относят:
- льготы, путем предоставления сокращений налоговых баз;
- льготы, путем предоставления уменьшения налоговых ставок.
Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.
Отсроченные налоговые обязательства могут возникать в следствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо в следствие имеющих место в отчётном периоде налогооблагаемых временных разниц.
Временные разницы – это разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и их налоговой базой.
Они делятся на 2 группы:
- ОНО, которые возникают вследствии предоставления налоговых каникул органами государственной власти;
- ОНО, которые возникают при распределении налогов между отчётными периодами.
Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Налоговое льготирование представляет собой систему льгот по налогам и сборам, в виде преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы и льготные категории налогоплательщиков определяются налоговым законодательством.
К налоговым льготам относятся:
- льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
- льготы, предоставляемые посредствам уменьшения налоговой ставки.
Распределение налоговых поступлений является важным регулирующим элементом системы налогообложения, целью которого является распределение финансовых ресурсов, полученных в виде налогов, между бюджетами различных уровней.
В концепции налогового администрирования необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепленных в основах налоговой системы [9, 10, 11].
А именно:
1. Построение отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на принципах равноправия и баланса обязанностей и прав сторон.
2. Принцип экономической эффективности (соответствие средств поставленным целям).
3. Обеспечение неотвратимости наказания. Любые неуплаты или неполные уплаты налоговых платежей налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным для него последствиям.
Обеспечение презумпции невиновности налогоплательщика. Становление налогового администрирования в России происходило путем заимствования институтов налогового администрирования, применяющихся в развитых государствах.
За последние 20– 25 лет значительно возросли объемы налогового администрирования. В США и Голландии в два раза, в Канаде – утроились. Усложнились и умножились налоговые режимы, процедуры, и налоговая отчетность, они стали сложными для понимания.
В условиях финансово-экономического кризиса и в посткризисном экономическом развитии происходит упрощение налогового законодательства, уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объемы налоговых льгот [17].
Заключение
В заключении исследования можно сделать следующие выводы:
Налоговая система – важный инструмент осуществления экономической политики государства, регулирования экономики и социальной сферы страны.
Налоговое администрирование – система государственного управления налоговым процессом, цель которого выстроить определенные отношения государства и налогоплательщиков, а так же повысить эффективность функционирования налоговой системы.
Цель налогового планирования – оценить и обеспечить обоснованные качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов различных уровней с целью удовлетворить потребность бюджета.
Снизить налоговую нагрузку – одна из целей государственной политики в области организации налогообложения.
Данное снижение сопряжено с сокращением поступлений налоговых доходов в бюджет.
Восполнение налоговых доходов возможно тогда, когда будут применены дополнительные меры, к основным из которых могут быть: увеличение собираемости налогов и совершенствование налогового администрирования.
Уровень собираемости налогов – своеобразный индикатор качества функционирования системы налогового администрирования.
На данном этапе, проблем налогового администрирования существует немало, как в его практическом функционировании, так и теоретических аспектах
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ - часть 1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ и часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-Федеральный Закон.
2. Артеменко Д.А. Институт налогового консультиро- вания в механизме налогового администрирования // Финансы. – 2015. – № 3. – С. 31.
3. Абдулгалимова В. Развитие проектного финансирования в условиях формирования механизмов государственного партнерства // Экономика. – 2016. – № 3. – С. 62.
4. Леонова О.И. Как оптимизировать налог на имущество по договору лизинга// Главбух, 2016. - № 2. – С. 6.
5. Милякова М.И. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Проспект, 2014.
6. Налогообложение: Уч. пос.. Под. ред. О. А. Илюшина. - М.: Экономика, 2015.
7. Макарова П.Д. Практическое пособие по налогообложению. – Уч. пос. - М.: АСТ, 2014.
8. Панскова Г. В.Налоги и налогообложение в России. Учебник. - М.: Инфра –М, 2015.
9. Юткина Ф. Т.Налоги и налогобложение. Учебник - М.: Инфра –М, 2015.
10. Черникова А.А. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Проспект, 2015.
12. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2015.
13. Налоги: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- М.: Проспект, 2015.