Методы налогового администрирования

 

Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения Государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования областных и региональных потребностей.

Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по-прежнему является приоритетной задачей налоговых органов.

Реформирование налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнут сто процентный уровень собираемости налогов.

А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут без эффективного налогового администрирования.

Важная задача налогового администрирования – оптимальное соотношение фискальной и распределительной функций в налоговой системе.[13] Налоговое администрирование проводится на основе следующих форм и методов:

Таблица 1

Формы и методы налогового администрирования


Продолжение таблицы 1

 

К методам налогового стимулирования относят:

- изменение срока уплаты налога (отсроченное налоговое обязательство);

- предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов;

- предоставление налоговых кредитов;

- дестимулирующие методы: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля:

- контроль за своевременным поступлением платежей;

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки; г) реализация материалов налоговых проверок;

- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

- уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

- полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба Российской Федерации и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, - таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.

Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений.

Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов.

В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании.

Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.

Совокупность налоговых льгот - часть системы налогового стимулирования, к которым относят:

- льготы, путем предоставления сокращений налоговых баз;

- льготы, путем предоставления уменьшения налоговых ставок.

Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства могут возникать в следствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо в следствие имеющих место в отчётном периоде налогооблагаемых временных разниц.

Временные разницы – это разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и их налоговой базой.

Они делятся на 2 группы:

- ОНО, которые возникают вследствии предоставления налоговых каникул органами государственной власти;

- ОНО, которые возникают при распределении налогов между отчётными периодами.

Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

 


Налоговое льготирование представляет собой систему льгот по налогам и сборам, в виде преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы и льготные категории налогоплательщиков определяются налоговым законодательством.

К налоговым льготам относятся:

- льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;

- льготы, предоставляемые посредствам уменьшения налоговой ставки.

Распределение налоговых поступлений является важным регулирующим элементом системы налогообложения, целью которого является распределение финансовых ресурсов, полученных в виде налогов, между бюджетами различных уровней.

В концепции налогового администрирования необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепленных в основах налоговой системы [9, 10, 11].

А именно:

1. Построение отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на принципах равноправия и баланса обязанностей и прав сторон.

2. Принцип экономической эффективности (соответствие средств поставленным целям).

3. Обеспечение неотвратимости наказания. Любые неуплаты или неполные уплаты налоговых платежей налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным для него последствиям.

Обеспечение презумпции невиновности налогоплательщика. Становление налогового администрирования в России происходило путем заимствования институтов налогового администрирования, применяющихся в развитых государствах.

За последние 20– 25 лет значительно возросли объемы налогового администрирования. В США и Голландии в два раза, в Канаде – утроились. Усложнились и умножились налоговые режимы, процедуры, и налоговая отчетность, они стали сложными для понимания.

В условиях финансово-экономического кризиса и в посткризисном экономическом развитии происходит упрощение налогового законодательства, уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объемы налоговых льгот [17].

 

Заключение

В заключении исследования можно сделать следующие выводы:

Налоговая система – важный инструмент осуществления экономической политики государства, регулирования экономики и социальной сферы страны.

Налоговое администрирование – система государственного управления налоговым процессом, цель которого выстроить определенные отношения государства и налогоплательщиков, а так же повысить эффективность функционирования налоговой системы.

Цель налогового планирования – оценить и обеспечить обоснованные качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов различных уровней с целью удовлетворить потребность бюджета.

Снизить налоговую нагрузку – одна из целей государственной политики в области организации налогообложения.

Данное снижение сопряжено с сокращением поступлений налоговых доходов в бюджет.

Восполнение налоговых доходов возможно тогда, когда будут применены дополнительные меры, к основным из которых могут быть: увеличение собираемости налогов и совершенствование налогового администрирования.

Уровень собираемости налогов – своеобразный индикатор качества функционирования системы налогового администрирования.

На данном этапе, проблем налогового администрирования существует немало, как в его практическом функционировании, так и теоретических аспектах


Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ - часть 1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ и часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-Федеральный Закон.

2. Артеменко Д.А. Институт налогового консультиро- вания в механизме налогового администрирования // Финансы. – 2015. – № 3. – С. 31.

3. Абдулгалимова В. Развитие проектного финансирования в условиях формирования механизмов государственного партнерства // Экономика. – 2016. – № 3. – С. 62.

4. Леонова О.И. Как оптимизировать налог на имущество по договору лизинга// Главбух, 2016. - № 2. – С. 6.

5. Милякова М.И. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Проспект, 2014.

6. Налогообложение: Уч. пос.. Под. ред. О. А. Илюшина. - М.: Экономика, 2015.

7. Макарова П.Д. Практическое пособие по налогообложению. – Уч. пос. - М.: АСТ, 2014.

8. Панскова Г. В.Налоги и налогообложение в России. Учебник. - М.: Инфра –М, 2015.

9. Юткина Ф. Т.Налоги и налогобложение. Учебник - М.: Инфра –М, 2015.

10. Черникова А.А. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Проспект, 2015.

12. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2015.

13. Налоги: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- М.: Проспект, 2015.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: