1. Каково происхождение мифологического рассказа (былички) как факта устной прозы?
2. Как в поэтике былички прослеживается ее первоначальная установка на достоверность?
3. Определите отличие былички от бывальщины. Почему в бывальщине проявляются более сильные тенденции к трансформации в сказку, чем в быличке?
4. Почему Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей являются героями сказки, а леший, домовой, русалка – былички?
5. Как В.Я.Пропп объясняет генезис сказки?
6. Почему установка на достоверность или установка на художественный вымысел является ключом к определению жанра былички и сказки? Какой из этих жанров устной народной прозы вы считаете более архаическим и почему?
7. Можно ли считать процесс перехода былички в бывальщину, а бывальщины в сказку необратимым?
ЛИТЕРАТУРА
Народная проза / сост., вступ. ст., подгот. текстов и ком. С.Н.Азбелев. М.: Советская Россия, 1992 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 12).
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 3-27 (или Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. С. 173-256).
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986. С. 52-111, 352-362.
Кащей Бессмертный // Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.