Тема: Основные классы неорганических соединении

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

     
  Физика и инженерная защита среды  
  (наименование кафедры)  
     
  Силимянкин Сергей Алексеевич  
  (фамилия, имя, отчество студента)  
     
  Институт Севмашвтуз курс   группа      
 
  Автоматика и управление в технических системах
  (код и наименование направления подготовки/специальность)

 

 
     
  ОТЧЁТ  
  о лабораторном практикуме  
     
  По дисциплине       Химия      
  Основные классы неорганических соединений  
                 
                 
                 
                 
  Отметка о зачёте          
              (дата)  
                 
  Руководитель практикума          
          Т.И.  
  Доцент       Белозёрова  
  (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
  Северодвинск2014_  
     
                 
                             

 

Лабораторная работа №1

Тема: Основные классы неорганических соединении

Цель работы: ознакомиться со свойствами неорганических соединений и способами их получения.

Общие сведенья:

1.Оксиды -это сложные вещества, в состав которых атомы кислорода какого-либо другого элемента (ЭхОу). Степень окисления кислорода в оксидах равна-2.

Основные оксиды – оксиды, которые образуют соль при взаимодействии с кислотами и кислотными оксидами.

Кислотные оксиды – оксиды, которые образуют соль при взаимодействии с основаниями и основными оксидами.

Амфотерные оксиды – оксиды, которые образуют соль при взаимодействии, как с кислотами, так и с основаниями.

2.Основания(гидроксиды) - сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов (катионов) и одна или несколько гидроксильных групп-Ме(ОН)n.

3.Кислоты - сложные вещества, в состав которых входят катионы водорода, способные замещаться на катионы металлов, и кислотные остатки (анионы). В зависимости от числа атомов водорода в молекуле кислоты, способных замещаться на металл, кислоты делятся на одно- и многоосновные. Например, НСl(соляная) и НNО3 (азотная) – одноосновные кислоты, H2SO4 (серная) - двухосновная, Н3РО4 (фосфорная) - трёхосновная.

4.Соли - это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в кислоте на атомы металла или гидроксогрупп в основании на кислотные остатки. В случае полного замещения образуются средние (нормальные соли). В случае частичного замещения получаются кислые и основные соли.

Средние соли – соли, которые образуются при полном замещении водорода в молекуле кислоты

Кислые соли – соли, которые образуюся при не полном замещении водорода в молекуле кислоты

Основные соли – соли, которые образуются при частичном замещении гидроксогрупп, в главном гидроксиде, кислотными остатками.

Ход работы:

Опыт №1.Получение оксидов и гидроксидов.

1)Несколько кристалликов дихромата аммония нагрейте на спиртовке напишите

уравнение реакций.

(NH4)Cr2O7→Cr2O3+H2O+N2

(NH4)Cr2O7 – дихромат аммония, оранжевый цвет

Cr2O3 – оксид хрома (III), амфотерный оксид, зеленый цвет.

2)К 2-3 мл соляной кислоты прибавьте кусочек мела. Обратите внимание на выделение пузырьков газа. Напишите уравнение реакции.

CaCO3+2HCl→CaCl2+H2CO3

H2CO3→H2O+CO2

Выделяются пузырьки углекислого газа.

3)В металлической ложке в пламени спиртовки сожгите немного красного фосфора.

Что при этом получиться? Напишите уравнение реакций.

4P+5O2→2P2O5

Красный фосфор горит ярким пламенем. После того как пламя гаснет, остается

Р2О5 – оксид фосфора (V), вещество белого света.

4)К 2-3 мл нитрата ртути (II) прибавьте гидроксида натрия. Что выпало в осадок?

Напишите уравнение реакции.

Hg(NO3)2+2NaOH→HgO↓+2NaNO3+H2O

HgO – оксид ртути (II), основной оксид, осадок желтого цвета.

5)К 2-3 мл сульфата меди (II) прибавьте щелочи. Обратите внимание на Cu(OH)2. Напишите уравнение реакции. Разделите осадок на 2 части. Одну нагрейте на спиртовке. Что произошло с цветом осадка? Напишите уравнение реакции. Другую часть осадка сохраните для опыта 7.

CuSO4­­+2NaOH→Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), остаток синего цвета.

Cu(OH)2→ CuO+H2O

CuO – оксид меди (II), черный цвет.

6)К 2-3 мл сульфата хрома (III) прилейте до осадка гидроксида натрия. Выпавший осадок разделите пополам. К одной части осадка прилейте еще гидроксида натрия, а к другой – раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций.

Cr2(SO4)3+6NaOH→3Na2SO4+2Cr(OH)3

 

Cr(OH)3 – гидроксид хрома (III), осадок темно-зеленного цвета.

Cr(OH)3+NaOH→NaCrO2+H2O

NaCrO2 – метахромит натрия

Cr(OH)3+3HCl→CrCl3+3H2O

CrCl3 – хлорид хрома (III)

Опыт №2.Получение солей.

7. К полученному в опыте 5 осадку гидроксида меди (II) прилейте соляной кислоты. Напишите уравнение реакции. Назовите образующуюся соль.

Cu(OH)2+2HCl→CuCl2+2H2O

CuCl2 – хлорид меди (II)

8. К раствору нитрата свинца (II) прилейте раствор иодида калия. Обратите внимание на осадок выпавшей соли. Напишите уравнение реакции. Назовите соли.

Pb(NO3)2+2KI→2KNO3+PbI2

KNO3 – нитрат калия

9. В раствор разбавленной азотной кислоты опустите кусочек меди. Нагрейте содержимое. Напишите уравнение реакции, если в результате образуется соль, газ (одноокись азота) и вода.

4HNO3+Cu→Cu(NO3)2+ 2NO2↑+H2O

10. К раствору сульфата меди (II) прилейте раствора гидроксида аммония до появления светло – зеленного осадка основной соли. Напишите уравнение реакции. Назовите соли.

2CuSO4+2NH4OH→(CuOH)2SO4↓+(NH4)2SO4

(CuOH)2SO4 – дигидроксосульфат меди (II), основная соль, осадок голубовато- зеленого цвета.

11. Через раствор хлорида кальция пропустите диоксид углерода (из аппарата Киппа). Выпадет осадок карбоната кальция. Продолжайте пропускать диоксид. Осадок исчезнет, т.е. образуется растворимая соль гидрокарбоната кальция. Напишите уравнение реакции.

CaCl2+CO2+H2O→CaCO3↓+HCl

CaCO3 – карбонаткальция.

CaCO3+CO2+H2O→Ca(HCO3)2

Ca(HCO3)2 – гидрокарбанат кальция, кислая соль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: