Структура и содержание учебной дисциплины

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Сибирский профессиональный колледж»

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины

Живопись с основами цветоведения

 

для специальности

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

 

Омск, 2016

Одобрена цикловой методической комиссией дизайна и рекламы     протокол № 1 от «13» сентября 2016 г.   Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям)    
Председатель ЦМК   ____________ Е.Н.Вдовина (подпись)   Заместитель директора по УР __________________ Н.А.Шевченко (подпись)

Ор­га­ни­за­ция-раз­ра­бот­чик: БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж»

 

Раз­ра­бот­чики:

Вдовина Е.Н., преподаватель БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж»

Вдовиченко Н.В., преподаватель БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж»

Голодных Ю.Н., преподаватель БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж»

 

 

Рекомендована учебно-методическим советом БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» для применения в учебном процессе, протокол №1 от «27» сентября 2016 г.

 

 

 

© Сибирский профессиональный колледж


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Живопись с основами цветоведения»

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ и др.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин – ОП 04.

1.3. Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами:

· ОП 01 Материаловедение;

· ОП 03. Рисунок с основами перспективы;

· ОП 06. История изобразительного искусства

· ОП 05. История дизайна

· ОП 06. История изобразительного искусства

· МДК 01.01. Дизайн-проектирование

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Код Наименование результата обучения
У1. Технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;
У2. Составлять хроматические цветовые ряды;
У3 Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
У4 Анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
У5 Анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе;
У6 Выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Код Наименование результата обучения
З1. Природу и основные свойства цвета
З2. Теоретические основы работы с цветом
З3. Особенности психологии восприятия цвета и его символику
З4. Теоретические принципы гармонии цветов в композиции
З5. Различные виды техники живописи

 

Вариативная часть

За счет часов вариативной части углубляются и расширяются следующие умения базовой части:

Код Наименование результата обучения
У1. Технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;
У2. Составлять хроматические цветовые ряды;
У3 Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты

За счет часов вариативной части углубляются и расширяются следующие знания базовой части:

 

Код Наименование результата обучения
З1. Природу и основные свойства цвета
З2. Теоретические основы работы с цветом
З3. Особенности психологии восприятия цвета и его символику
З4. Теоретические принципы гармонии цветов в композиции

 

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и подготовке к формированию профессиональных компетенций (ПК):

Код Наименование результата обучения
ПК 1.4 Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта

 

В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):

Код Наименование результата обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения задания
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологии профессиональной деятельности

 

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:

 

Максимальной учебной нагрузки обучающегося:

Раздел 1. Цветоведение - 57 часов,

Раздел 2. Живопись - 255 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося:

Раздел 1. Цветоведение - 38 часов,

Раздел 2. Живопись - 170 часов;

самостоятельной работы обучающегося:

Раздел 1. Цветоведение - 19 часов,

Раздел 2. Живопись - 85 часов.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись  
 
 
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись 38
170
в том числе:  
лабораторные работы Не предусмотрено
практические занятия  
Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись 38
170
контрольные работы Не предусмотрено
курсовая работа (проект) Не предусмотрено
самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись 19
85
Итоговая аттестация в форме:
Раздел 1. Цветоведение 1/3 семестр - дифференцированный зачет
Раздел 2. Живопись 2/4 семестр - другие формы контроля (просмотр творческих работ) 3/5 семестр - дифференцированный зачет 4/6 семестр - экзамен

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Требования к знаниям, умениям Уровень освоения
         
Раздел 1. Цветоведение      
    Практические занятия      
Тема 1. Введение в цветоведение. Основные понятия и явления Схема курса цветоведения. Составление схемы курса (предмет и задачи цветоведения, сведения из области физических основ цвета, спектр видимого излучения, теория о цвете И. Ньютона, основные характеристики (собственные качества) цвета, систематики цвета, хроматические и ахроматические цвета, цветовые гармонии и контрасты, красители и пигменты).   З 2  
Ахроматические цвета. Построение равноступенной ахроматической растяжки с равномерным изменением по светлоте   У 1-3 З 1-2  
Ахроматические гармонии. Выполнение ахроматических композиций на равноступенный и неравноступенный контраст   У 1-3 З 1-2  
Основные характеристики цвета. Выполнение упражнений по изменению основных характеристик цвета (по светлоте, по насыщенности). Выполнение растяжки 3-х основных цветов   У 1-3 З 1-2  
Аддитивный синтез. Изучение механизма временного и пространственного смешения цветов при помощи самостоятельно изготовленных волчков в момент их вращения   У 1-3 З 1-2  
Субтрактивный синтез. Выполнение упражнения на пространственное оптическое синтезирование цвета при помощи самостоятельно изготовленных цветных полос   У 1-3 З 1-2  
Дополнительные цвета. Выполнение упражнения на субтрактивный синтез при помощи лессировки   У 1-3 3 1-2  
Тема 2. Закономерности восприятия цвета   Основные закономерности восприятия цвета. Составление таблицы основных закономерностей восприятия цвета (трехкомпонентная теория цветового зрения Юнга-Гельмгольца, аномалии цветового зрения, дальтонизм, закон Вебера-Фехнера, эффект Пуркинье, хроматическая адаптация, цветовое утомление, явление цветовой индукции, контрасты)   У 1-3 3 1-2  
Одновременный контраст. Выполнение упражнения на отработку одновременного контраста (одновременная цветовая индукция, одновременный контраст)   У 1-3 3 1-2  
Последовательный контраст. Выполнение упражнения на отработку последовательного контраста (последовательная цветовая индукция, последовательный контраст)   У 1-3 3 1-2  
Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Составление таблицы несобственных качеств цвета (цветовая культура и символика цветов, цветовые ассоциации и предпочтения, визуально-пространственные и корректирующие свойства цвета)   У 1-3 3 1-3  
Преобразование формы цветом. Изменение визуального восприятия объемной структуры куба посредством использования пространственных свойств цвета   У 1-3 3 1-3  
Систематики цвета. Составление таблицы систематик (И.Ньютон, Ф.О.Рунге, В.Оствальд, Манселл, Майер, Ламберт, Хефлер, Шеврель, Рихтер, Рабкин). Выполнение трехчастного и четырехчастного цветовых кругов   У 1-3 3 1-3  
Тема 3. Теория цветовых гармоний Гармония цвета. Ознакомление с понятием цветовой гармонии, цветовым кругом как основой построения схем гармонических сочетаний хроматических цветов (В.М.Шугаев), группами цветов, видами гармонических цветовых сочетаний.   У 1-3 3 1-4  
Гармония однотоновых цветов. Выполнение растяжки однотоновых цветов. Выполнение серии композиций на основе однотоновых гармоний     У 1-3 3 1-4  
Гармония родственных цветов. Выполнение серии композиций на основе родственных гармоний     У 1-3 3 1-4  
Гармония родственно-контрастных цветов по трехчастному кругу. Выполнение серии композиций на основе родственно-контрастных гармоний по трехчастному кругу     У 1-3 3 1-4  
Гармония родственно-контрастных цветов по четырехчастному кругу. Выполнение серии композиций на основе родственно-контрастных гармоний по четырехчастному кругу     У 1-3 3 1-4  
Гармония дополнительных цветов. Выполнение серии композиций на основе дополнительных гармоний   У 1-3 3 1-4  
  Самостоятельная работа      
  Выполнение презентации с анализом трехтоновых ахроматических композиций в дизайне Выполнение презентации с анализом композиций, построенных на основе собственных качеств цвета в дизайне Оформление упражнений на форматах Выполнение предварительного макета куба по развертке Выполнение трехчастного цветового круга Выполнение презентации с анализом использования цветовых гармоний в дизайне   У 1-3 3 1-4  
Раздел 2. Живопись      
  Практические занятия      
Тема 1. Натюрморт в технике гризайль Этюды. Гризайль. Выполнение краткосрочных этюдов овощей и предметов быта в технике гризайли (компоновка в формате, отрисовка группы предметов, определение общих тоновых отношений, передача объема с учетом конкретного освещения)   У2, 3, З1,2    
Натюрморт в технике гризайль. Изображение натюрморта из бытовых предметов разного тона на фоне нейтральных драпировок в технике гризайли Определить общие цветотоновые отношения, скомпоновать изображение в формате, нарисовать, написать группу предметов, передать объем и цвет их с учетом конкретного освещения.   У2, 3, З1,2 2
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить 2 краткосрочных этюда овощей в ахроматической гамме на передачу общих тональных отношений.      
    Практические занятия          
Тема 2. Монохромный натюрморт Монохромные упражнения. Выполнение упражнений различных приемов акварели.   У4, З1,2,4, 5 2
Монохромные этюды. Выполнение краткосрочных этюдов овощей и предметов быта с использованием различных приемов акварели (компоновка в формате, передача объема и цвета предметов различными приемами акварели с учетом конкретного освещения)  
Монохромный натюрморт. Изображение натюрморта в технике монохромной живописи. Композиционное решение и выбор материала. Линейно-конструктивное построение. Работа в цвете    
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить этюды натюрморта в монохромной гамме: в технике а-ля прима, в технике лессировка, в технике пуантилизм, в технике «по-сырому», в смешанной технике        
    Практические занятия        
Тема 3.Цветовые гармонии в натюрморте   Цветовой паспорт. Выполнение цветового паспорта натюрморта в сближенной и контрастной гамме   У4, З 1,2,4,5 1
Натюрморт в сближенной гамме. Выполнение этюда натюрморта в сближенной гамме (компоновка в формате, отрисовка плоскостной композиции натюрморта, плоскостное цветовое решение натюрморта с учетом конкретного освещения и взаимовлияния цветов предметов в пространстве, обобщение и выявление центра через насыщенность, контрастность)  
Натюрморт в контрастной гамме. Выполнение этюда натюрморта в контрастной гамме (компоновка в формате, отрисовка плоскостной композиции натюрморта, плоскостное цветовое решение натюрморта с учетом конкретного освещения и взаимовлияния цветов предметов в пространстве, обобщение и выявление центра через насыщенность, контрастность)  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы натюрморта. Выполнить этюд натюрморта в контрастной теплой гамме. Выполнить этюд натюрморта в сближенной холодной гамме  
  Практические занятия      
Тема 4. Натюрморт из белых предметов Этюд натюрморта. Выполнение ряда форэскизов. Выполнение этюдов натюрморта в технике акварели, состоящего из предметов быта на фоне драпировок. Отработка техник (лессировка, а-ля прима «по-сухому», «по-сырому»).     У4, З4,5 2
Натюрморт. Выполнение натюрморта в технике акварели Композиционное решение и выбор материала. Колористическое решение. Проработка планов. Обобщение и выявление центра через насыщенность, контрастность. Проработка рефлексов  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскиз натюрморта. Выполнить компоновку в формате. Выполнить этюд в технике а-ля прима  
  Практические занятия          
Тема 5. Натюрморт с гипсовым орнаментом Этюд натюрморта с гипсовым орнаментом. Выполнение этюда натюрморта, состоящего из предметов быта на фоне драпировок с гипсом. Компоновка в формате. Линейно-конструктивное построение.   У4, З1,2,4,5 2
Натюрморт с гипсовым орнаментом. Выполнение натюрморта в технике лессировки, состоящего из нюансных по цвету нескольких предметов быта на фоне драпировки. Общие цветотоновые отношения. Воздушная перспектива.  
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы. Выполнить компоновку в формате Выполнить этюд в технике лессировки с преобладанием теплых цветов в родственной гамме    
Подведение итогов семестра Просмотр творческих работ      
  Практические занятия        
Тема 6.Натюрморт на контражур Эскизы. Выполнение ракурсных зарисовок (форэскизы, композиционное решение)   У4-6, З4,5 3
Этюды. Выполнение краткосрочных этюдов на выбор материала и техники. Нанесение локальных цветов. Решение от общего к частному. Выявление центра. Обобщение дальнего плана. Деталировка переднего плана  
Построение. Выполнение линейно-конструктивного построения.    
Колорит. Выполнение натюрморта, состоящего из контрастных по цвету нескольких предметов быта на фоне драпировки в технике пастозного мазка (виды освещения, понятие «контражур» в натюрморте, особенности исполнения пастозного мазка). Цветовое решение натюрморта с передачей особенностей освещения предметов, оказавшихся в наибольшей степени силуэтами на фоне света, акцент на цвет рефлексов.  
Деталировка. Выполнение тщательной цветотоновой моделировки переднего плана  
Обобщение. Выполнение обобщения дальнего плана. Передача воздушной перспективы  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы натюрморта. Выполнить компоновку в формате Выполнить цветовой паспорт. Нанести локальные цвета Выполнить этюд натюрморта с преобладанием холодных цветов в родственно-контрастной гамме в технике пастозного мазка  
  Практические занятия        
Тема 7.Декоративный натюрморт Эскизы. Декоративное решение натюрморта из нескольких предметов быта на фоне драпировки с орнаментом (виды орнамента, специфика построения орнамента, особенности живописного решения орнамента в натурной постановке) Выполнение 3-4 форэскизов   У4-6, З4, З5 3
Компоновка. Перенос удачного форэскиза на формат. Линейно-конструктивное построение  
Колорит. Определение локального цвета, цветовой гармонии (по выбору студента). Выявление пятнового ритма, центра  
Декорирование. Колористическое решение натюрморта в определенной цветовой гармонии с передачей специфики орнаментального строя. Обобщение фона и выделение центра  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскиз драпировки с орнаментом. Выполнить компоновку в формате Выполнить отрисовку орнамента на драпировке Выполнить этюд драпировки с орнаментом в цвете  
  Практические занятия      
Тема 8. Статика и динамика в натюрморте Форэскизы натюрморта на ракурс. Выполнение 3-4 форэскизов. Статика и динамика в натюрморте   У4-6,З2-5 3
Этюды на ракурс. Определение локального цвета, цветовой гармонии (по выбору студента). Выявление пятнового ритма, центра  
Статичный натюрморт. Построение. Перенос статичного форэскиза на формат. Линейно-конструктивное построение  
Статичный натюрморт. Цвет. Колористическое решение натюрморта в определенной цветовой гармонии  
Статичный натюрморт. Деталировка. Обобщение фона и выделение центра  
Динамичный натюрморт. Построение. Компоновка в формате. Ритмическое построение композиции  
Динамичный натюрморт. Цвет. Колористическое решение натюрморта в определенной цветовой гармонии  
Подведение итогов семестра Просмотр творческих работ  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить линейную зарисовку натюрморта Выполнить варианты стилизованного натюрморта в эскизной форме на статику и динамику Выполнить компоновку статичного и динамичного натюрмортов на форматах Выполнить этюд статичного натюрморта в сближенной гамме Выполнить эскиз динамичного натюрморта в контрастной гамме  
  Практические занятия        
Тема 9. Передача фактуры и материальности средствами живописи Зарисовки. Выполнение эскизов натюрморта с разных ракурсов на выявление оптимальной композиции   У1-5, З3-5 3
Этюды. Выбор материала в ходе работы над краткосрочными этюдами. Выбор цветовой гаммы и оформление цветового паспорта. Выполнение этюдов.  
Построение. Выполнение натюрморта из бытовых предметов различных фактур и материалов. Компоновка в формате. Уточнение композиционного решения. Линейно-конструктивное построение  
Цветовое решение. Решение от общего к частному, нанесение локальных цветов. Обобщение дальнего плана и выявление центра  
Выявление фактуры. Уточнение фактур через характер мазка, через специфику светотеневой моделировки  
Материальность предметов. Уточнение специфики материала предметов через контрастность по светлоте  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы. Выполнить перенос на формат Выполнить этюд металлического предмета на нейтральном фоне Выполнить этюд металлического предмета на цветном фоне Выполнить этюд металлического предмета на контражур  
  Практические занятия        
Тема 10. Натюрморт в интерьере Эскизы. Выполнение эскизов натюрморта в интерьере мастерской на поиск оптимального ракурса и композиции в целом   У1-5, З3-5 3
Построение. Выполнение компоновки в формате и линейно-конструктивного построения  
Локальный цвет предметов. Поиск общих цветотоновых отношений, поиск локальных цветов предметов, составление цветового паспорта  
Передача пространства. Передача иллюзии трехмерного пространства посредством соблюдения воздушной перспективы  
Деталировка переднего плана. Выявление материальности предметов переднего плана посредством усиления контрастности и насыщенности оттенков  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы натюрморта в интерьере в разных ракурсах (по воображению). Выполнить компоновку в формате. Уточнить композицию Выполнить этюд натюрморта      
  Практические занятия        
Тема 11. Интерьер Эскизы. Выполнение поисковых эскизов на специфику композиции, на ракурс   У1-5, З3-5 3
Этюды. Выполнение этюдов на выявление общих цветотоновых отношений. Выявление воздушной перспективы  
Построение. Компоновка в формате. Уточнение композиции. Линейно-конструктивное построение.  
Цветовое решение. Поиск общих цветотоновых отношений, поиск оттенков с учетом специфики освещения  
Деталировка. Передача воздушной перспективы. Деталировка переднего плана. Поиск нюансных отношений. Уточнение формы и пространственных характеристик  
  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы интерьера. Выполнить компоновку в формате Выполнить линейно-конструктивное построение Выполнить нанесение локальных цветов Выполнить этюд интерьера по воображению      
Всего:      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: