Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Сибирский профессиональный колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
Живопись с основами цветоведения
для специальности
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Омск, 2016
| Одобрена цикловой методической комиссией дизайна и рекламы протокол № 1 от «13» сентября 2016 г. | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям) | |
| Председатель ЦМК ____________ Е.Н.Вдовина (подпись) | Заместитель директора по УР __________________ Н.А.Шевченко (подпись) |
Организация-разработчик: БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»
Разработчики:
Вдовина Е.Н., преподаватель БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»
Вдовиченко Н.В., преподаватель БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»
Голодных Ю.Н., преподаватель БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»
Рекомендована учебно-методическим советом БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» для применения в учебном процессе, протокол №1 от «27» сентября 2016 г.
© Сибирский профессиональный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. | |
| 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Живопись с основами цветоведения»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин – ОП 04.
1.3. Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами:
· ОП 01 Материаловедение;
· ОП 03. Рисунок с основами перспективы;
· ОП 06. История изобразительного искусства
· ОП 05. История дизайна
· ОП 06. История изобразительного искусства
· МДК 01.01. Дизайн-проектирование
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
| Код | Наименование результата обучения |
| У1. | Технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения; |
| У2. | Составлять хроматические цветовые ряды; |
| У3 | Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; |
| У4 | Анализировать цветовое состояние натуры или композиции; |
| У5 | Анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе; |
| У6 | Выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
| Код | Наименование результата обучения |
| З1. | Природу и основные свойства цвета |
| З2. | Теоретические основы работы с цветом |
| З3. | Особенности психологии восприятия цвета и его символику |
| З4. | Теоретические принципы гармонии цветов в композиции |
| З5. | Различные виды техники живописи |
Вариативная часть
За счет часов вариативной части углубляются и расширяются следующие умения базовой части:
| Код | Наименование результата обучения |
| У1. | Технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения; |
| У2. | Составлять хроматические цветовые ряды; |
| У3 | Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты |
За счет часов вариативной части углубляются и расширяются следующие знания базовой части:
| Код | Наименование результата обучения |
| З1. | Природу и основные свойства цвета |
| З2. | Теоретические основы работы с цветом |
| З3. | Особенности психологии восприятия цвета и его символику |
| З4. | Теоретические принципы гармонии цветов в композиции |
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и подготовке к формированию профессиональных компетенций (ПК):
| Код | Наименование результата обучения |
| ПК 1.4 | Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
| Код | Наименование результата обучения |
| ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| ОК 2 | Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. |
| ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития |
| ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
| ОК 6 | Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения задания |
| ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологии профессиональной деятельности |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося:
Раздел 1. Цветоведение - 57 часов,
Раздел 2. Живопись - 255 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося:
Раздел 1. Цветоведение - 38 часов,
Раздел 2. Живопись - 170 часов;
самостоятельной работы обучающегося:
Раздел 1. Цветоведение - 19 часов,
Раздел 2. Живопись - 85 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
| Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись | 38 |
| 170 | |
| в том числе: | |
| лабораторные работы | Не предусмотрено |
| практические занятия | |
| Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись | 38 |
| 170 | |
| контрольные работы | Не предусмотрено |
| курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
| самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
| Раздел 1. Цветоведение Раздел 2. Живопись | 19 |
| 85 | |
| Итоговая аттестация в форме: | |
| Раздел 1. Цветоведение 1/3 семестр - дифференцированный зачет | |
| Раздел 2. Живопись 2/4 семестр - другие формы контроля (просмотр творческих работ) 3/5 семестр - дифференцированный зачет 4/6 семестр - экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Требования к знаниям, умениям | Уровень освоения |
| Раздел 1. Цветоведение | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 1. Введение в цветоведение. Основные понятия и явления | Схема курса цветоведения. Составление схемы курса (предмет и задачи цветоведения, сведения из области физических основ цвета, спектр видимого излучения, теория о цвете И. Ньютона, основные характеристики (собственные качества) цвета, систематики цвета, хроматические и ахроматические цвета, цветовые гармонии и контрасты, красители и пигменты). | З 2 | ||
| Ахроматические цвета. Построение равноступенной ахроматической растяжки с равномерным изменением по светлоте | У 1-3 З 1-2 | |||
| Ахроматические гармонии. Выполнение ахроматических композиций на равноступенный и неравноступенный контраст | У 1-3 З 1-2 | |||
| Основные характеристики цвета. Выполнение упражнений по изменению основных характеристик цвета (по светлоте, по насыщенности). Выполнение растяжки 3-х основных цветов | У 1-3 З 1-2 | |||
| Аддитивный синтез. Изучение механизма временного и пространственного смешения цветов при помощи самостоятельно изготовленных волчков в момент их вращения | У 1-3 З 1-2 | |||
| Субтрактивный синтез. Выполнение упражнения на пространственное оптическое синтезирование цвета при помощи самостоятельно изготовленных цветных полос | У 1-3 З 1-2 | |||
| Дополнительные цвета. Выполнение упражнения на субтрактивный синтез при помощи лессировки | У 1-3 3 1-2 | |||
| Тема 2. Закономерности восприятия цвета | Основные закономерности восприятия цвета. Составление таблицы основных закономерностей восприятия цвета (трехкомпонентная теория цветового зрения Юнга-Гельмгольца, аномалии цветового зрения, дальтонизм, закон Вебера-Фехнера, эффект Пуркинье, хроматическая адаптация, цветовое утомление, явление цветовой индукции, контрасты) | У 1-3 3 1-2 | ||
| Одновременный контраст. Выполнение упражнения на отработку одновременного контраста (одновременная цветовая индукция, одновременный контраст) | У 1-3 3 1-2 | |||
| Последовательный контраст. Выполнение упражнения на отработку последовательного контраста (последовательная цветовая индукция, последовательный контраст) | У 1-3 3 1-2 | |||
| Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Составление таблицы несобственных качеств цвета (цветовая культура и символика цветов, цветовые ассоциации и предпочтения, визуально-пространственные и корректирующие свойства цвета) | У 1-3 3 1-3 | |||
| Преобразование формы цветом. Изменение визуального восприятия объемной структуры куба посредством использования пространственных свойств цвета | У 1-3 3 1-3 | |||
| Систематики цвета. Составление таблицы систематик (И.Ньютон, Ф.О.Рунге, В.Оствальд, Манселл, Майер, Ламберт, Хефлер, Шеврель, Рихтер, Рабкин). Выполнение трехчастного и четырехчастного цветовых кругов | У 1-3 3 1-3 | |||
| Тема 3. Теория цветовых гармоний | Гармония цвета. Ознакомление с понятием цветовой гармонии, цветовым кругом как основой построения схем гармонических сочетаний хроматических цветов (В.М.Шугаев), группами цветов, видами гармонических цветовых сочетаний. | У 1-3 3 1-4 | ||
| Гармония однотоновых цветов. Выполнение растяжки однотоновых цветов. Выполнение серии композиций на основе однотоновых гармоний | У 1-3 3 1-4 | |||
| Гармония родственных цветов. Выполнение серии композиций на основе родственных гармоний | У 1-3 3 1-4 | |||
| Гармония родственно-контрастных цветов по трехчастному кругу. Выполнение серии композиций на основе родственно-контрастных гармоний по трехчастному кругу | У 1-3 3 1-4 | |||
| Гармония родственно-контрастных цветов по четырехчастному кругу. Выполнение серии композиций на основе родственно-контрастных гармоний по четырехчастному кругу | У 1-3 3 1-4 | |||
| Гармония дополнительных цветов. Выполнение серии композиций на основе дополнительных гармоний | У 1-3 3 1-4 | |||
| Самостоятельная работа | ||||
| Выполнение презентации с анализом трехтоновых ахроматических композиций в дизайне Выполнение презентации с анализом композиций, построенных на основе собственных качеств цвета в дизайне Оформление упражнений на форматах Выполнение предварительного макета куба по развертке Выполнение трехчастного цветового круга Выполнение презентации с анализом использования цветовых гармоний в дизайне | У 1-3 3 1-4 | |||
| Раздел 2. Живопись | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 1. Натюрморт в технике гризайль | Этюды. Гризайль. Выполнение краткосрочных этюдов овощей и предметов быта в технике гризайли (компоновка в формате, отрисовка группы предметов, определение общих тоновых отношений, передача объема с учетом конкретного освещения) | У2, 3, З1,2 | ||
| Натюрморт в технике гризайль. Изображение натюрморта из бытовых предметов разного тона на фоне нейтральных драпировок в технике гризайли Определить общие цветотоновые отношения, скомпоновать изображение в формате, нарисовать, написать группу предметов, передать объем и цвет их с учетом конкретного освещения. | У2, 3, З1,2 | 2 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить 2 краткосрочных этюда овощей в ахроматической гамме на передачу общих тональных отношений. | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 2. Монохромный натюрморт | Монохромные упражнения. Выполнение упражнений различных приемов акварели. | У4, З1,2,4, 5 | 2 | |
| Монохромные этюды. Выполнение краткосрочных этюдов овощей и предметов быта с использованием различных приемов акварели (компоновка в формате, передача объема и цвета предметов различными приемами акварели с учетом конкретного освещения) | ||||
| Монохромный натюрморт. Изображение натюрморта в технике монохромной живописи. Композиционное решение и выбор материала. Линейно-конструктивное построение. Работа в цвете | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить этюды натюрморта в монохромной гамме: в технике а-ля прима, в технике лессировка, в технике пуантилизм, в технике «по-сырому», в смешанной технике | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 3.Цветовые гармонии в натюрморте | Цветовой паспорт. Выполнение цветового паспорта натюрморта в сближенной и контрастной гамме | У4, З 1,2,4,5 | 1 | |
| Натюрморт в сближенной гамме. Выполнение этюда натюрморта в сближенной гамме (компоновка в формате, отрисовка плоскостной композиции натюрморта, плоскостное цветовое решение натюрморта с учетом конкретного освещения и взаимовлияния цветов предметов в пространстве, обобщение и выявление центра через насыщенность, контрастность) | ||||
| Натюрморт в контрастной гамме. Выполнение этюда натюрморта в контрастной гамме (компоновка в формате, отрисовка плоскостной композиции натюрморта, плоскостное цветовое решение натюрморта с учетом конкретного освещения и взаимовлияния цветов предметов в пространстве, обобщение и выявление центра через насыщенность, контрастность) | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы натюрморта. Выполнить этюд натюрморта в контрастной теплой гамме. Выполнить этюд натюрморта в сближенной холодной гамме | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 4. Натюрморт из белых предметов | Этюд натюрморта. Выполнение ряда форэскизов. Выполнение этюдов натюрморта в технике акварели, состоящего из предметов быта на фоне драпировок. Отработка техник (лессировка, а-ля прима «по-сухому», «по-сырому»). | У4, З4,5 | 2 | |
| Натюрморт. Выполнение натюрморта в технике акварели Композиционное решение и выбор материала. Колористическое решение. Проработка планов. Обобщение и выявление центра через насыщенность, контрастность. Проработка рефлексов | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскиз натюрморта. Выполнить компоновку в формате. Выполнить этюд в технике а-ля прима | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 5. Натюрморт с гипсовым орнаментом | Этюд натюрморта с гипсовым орнаментом. Выполнение этюда натюрморта, состоящего из предметов быта на фоне драпировок с гипсом. Компоновка в формате. Линейно-конструктивное построение. | У4, З1,2,4,5 | 2 | |
| Натюрморт с гипсовым орнаментом. Выполнение натюрморта в технике лессировки, состоящего из нюансных по цвету нескольких предметов быта на фоне драпировки. Общие цветотоновые отношения. Воздушная перспектива. | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы. Выполнить компоновку в формате Выполнить этюд в технике лессировки с преобладанием теплых цветов в родственной гамме | ||||
| Подведение итогов семестра | Просмотр творческих работ | |||
| Практические занятия | ||||
| Тема 6.Натюрморт на контражур | Эскизы. Выполнение ракурсных зарисовок (форэскизы, композиционное решение) | У4-6, З4,5 | 3 | |
| Этюды. Выполнение краткосрочных этюдов на выбор материала и техники. Нанесение локальных цветов. Решение от общего к частному. Выявление центра. Обобщение дальнего плана. Деталировка переднего плана | ||||
| Построение. Выполнение линейно-конструктивного построения. | ||||
| Колорит. Выполнение натюрморта, состоящего из контрастных по цвету нескольких предметов быта на фоне драпировки в технике пастозного мазка (виды освещения, понятие «контражур» в натюрморте, особенности исполнения пастозного мазка). Цветовое решение натюрморта с передачей особенностей освещения предметов, оказавшихся в наибольшей степени силуэтами на фоне света, акцент на цвет рефлексов. | ||||
| Деталировка. Выполнение тщательной цветотоновой моделировки переднего плана | ||||
| Обобщение. Выполнение обобщения дальнего плана. Передача воздушной перспективы | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы натюрморта. Выполнить компоновку в формате Выполнить цветовой паспорт. Нанести локальные цвета Выполнить этюд натюрморта с преобладанием холодных цветов в родственно-контрастной гамме в технике пастозного мазка | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 7.Декоративный натюрморт | Эскизы. Декоративное решение натюрморта из нескольких предметов быта на фоне драпировки с орнаментом (виды орнамента, специфика построения орнамента, особенности живописного решения орнамента в натурной постановке) Выполнение 3-4 форэскизов | У4-6, З4, З5 | 3 | |
| Компоновка. Перенос удачного форэскиза на формат. Линейно-конструктивное построение | ||||
| Колорит. Определение локального цвета, цветовой гармонии (по выбору студента). Выявление пятнового ритма, центра | ||||
| Декорирование. Колористическое решение натюрморта в определенной цветовой гармонии с передачей специфики орнаментального строя. Обобщение фона и выделение центра | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскиз драпировки с орнаментом. Выполнить компоновку в формате Выполнить отрисовку орнамента на драпировке Выполнить этюд драпировки с орнаментом в цвете | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 8. Статика и динамика в натюрморте | Форэскизы натюрморта на ракурс. Выполнение 3-4 форэскизов. Статика и динамика в натюрморте | У4-6,З2-5 | 3 | |
| Этюды на ракурс. Определение локального цвета, цветовой гармонии (по выбору студента). Выявление пятнового ритма, центра | ||||
| Статичный натюрморт. Построение. Перенос статичного форэскиза на формат. Линейно-конструктивное построение | ||||
| Статичный натюрморт. Цвет. Колористическое решение натюрморта в определенной цветовой гармонии | ||||
| Статичный натюрморт. Деталировка. Обобщение фона и выделение центра | ||||
| Динамичный натюрморт. Построение. Компоновка в формате. Ритмическое построение композиции | ||||
| Динамичный натюрморт. Цвет. Колористическое решение натюрморта в определенной цветовой гармонии | ||||
| Подведение итогов семестра | Просмотр творческих работ | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить линейную зарисовку натюрморта Выполнить варианты стилизованного натюрморта в эскизной форме на статику и динамику Выполнить компоновку статичного и динамичного натюрмортов на форматах Выполнить этюд статичного натюрморта в сближенной гамме Выполнить эскиз динамичного натюрморта в контрастной гамме | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 9. Передача фактуры и материальности средствами живописи | Зарисовки. Выполнение эскизов натюрморта с разных ракурсов на выявление оптимальной композиции | У1-5, З3-5 | 3 | |
| Этюды. Выбор материала в ходе работы над краткосрочными этюдами. Выбор цветовой гаммы и оформление цветового паспорта. Выполнение этюдов. | ||||
| Построение. Выполнение натюрморта из бытовых предметов различных фактур и материалов. Компоновка в формате. Уточнение композиционного решения. Линейно-конструктивное построение | ||||
| Цветовое решение. Решение от общего к частному, нанесение локальных цветов. Обобщение дальнего плана и выявление центра | ||||
| Выявление фактуры. Уточнение фактур через характер мазка, через специфику светотеневой моделировки | ||||
| Материальность предметов. Уточнение специфики материала предметов через контрастность по светлоте | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы. Выполнить перенос на формат Выполнить этюд металлического предмета на нейтральном фоне Выполнить этюд металлического предмета на цветном фоне Выполнить этюд металлического предмета на контражур | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 10. Натюрморт в интерьере | Эскизы. Выполнение эскизов натюрморта в интерьере мастерской на поиск оптимального ракурса и композиции в целом | У1-5, З3-5 | 3 | |
| Построение. Выполнение компоновки в формате и линейно-конструктивного построения | ||||
| Локальный цвет предметов. Поиск общих цветотоновых отношений, поиск локальных цветов предметов, составление цветового паспорта | ||||
| Передача пространства. Передача иллюзии трехмерного пространства посредством соблюдения воздушной перспективы | ||||
| Деталировка переднего плана. Выявление материальности предметов переднего плана посредством усиления контрастности и насыщенности оттенков | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы натюрморта в интерьере в разных ракурсах (по воображению). Выполнить компоновку в формате. Уточнить композицию Выполнить этюд натюрморта | ||||
| Практические занятия | ||||
| Тема 11. Интерьер | Эскизы. Выполнение поисковых эскизов на специфику композиции, на ракурс | У1-5, З3-5 | 3 | |
| Этюды. Выполнение этюдов на выявление общих цветотоновых отношений. Выявление воздушной перспективы | ||||
| Построение. Компоновка в формате. Уточнение композиции. Линейно-конструктивное построение. | ||||
| Цветовое решение. Поиск общих цветотоновых отношений, поиск оттенков с учетом специфики освещения | ||||
| Деталировка. Передача воздушной перспективы. Деталировка переднего плана. Поиск нюансных отношений. Уточнение формы и пространственных характеристик | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить форэскизы интерьера. Выполнить компоновку в формате Выполнить линейно-конструктивное построение Выполнить нанесение локальных цветов Выполнить этюд интерьера по воображению | ||||
| Всего: |






