Экспериментальная часть

 

Опыт 5. Определение среды растворов различных солей

Приготовить растворы солей, из числа предложенных преподавателем (для растворения использовать несколько кристалликов). Определить рН растворов с помощью универсального индикатора. Сделать вывод, в каком случае протекает гидролиз, занести результаты в таблицу.

 

Формула соли Цвет индикатора рН Среда Уравнение гидролиза в молекулярном и ионно-молекулярном виде
           
           
           

Опыт 6. Изучение влияния заряда катионана его поляризующее действие и гидролиз по катиону

С помощью универсальной индикаторной бумаги сравнить рН растворов FeSO4 и FеСl3. Какая из двух солей гидролизуется сильнее и почему? Записать уравнения ступенчатого гидролиза этих солей в молекулярном и ионном виде.

Опыт 7. Изучение влияния условий проведения гидролиза на полноту его протекания

а) Влияние концентрации. В пробирку налить 2-3 капли концентрированного раствора хлорида железа (III). Установить с помощью индикаторной бумаги среду раствора (рН). Раствор в пробирке разбавить дистиллированной водой, увеличив объем в 3-4 раза и установить рН разбавленного раствора. Наблюдается ли помутнение раствора при добавлении воды? Написать уравнения гидролиза соли по первой и второй ступеням. Сделать вывод о влиянии концентрации соли на полноту ее гидролиза. К содержимому пробирки добавить по каплям концентрированную соляную кислоту до полного растворения осадка. В какую сторону сдвигается равновесие гилролиза?

б) Влияние температуры. В пробирку налить 0,1 н раствор ацетата натрия, добавить 2-3 капли раствора фенолфталеина. Отметьте цвет содержимого пробирки. Что наблюдается при нагревании пробирки? Чем это объясняется? Почему цвет раствора с индикатором изменяется при охлаждении пробирки? Составьте уравнение реакции гидролиза ацетата натрия в молекулярном и ионном виде.

В пробирку налить раствор FeCl3 и прокипятить на спиртовке. Что наблюдается? Написать уравнения гидролиза по всем ступеням, имея в виду, что вторая и третья ступени гидролиза возможны при нагревании. Сделать вывод о влиянии температуры на полноту гидролиза солей.

Опыт 8. Взаимное усиление гидролиза двух солей

К 5-6 каплям раствора сульфата алюминия прибавить такой же объем раствора карбоната натрия. Что наблюдаете? Почему при смешивании растворов выделяется газ? Какой это газ? Написать уравнение реакции и объяснить, присутствует ли в осадке карбона-ион? Каков состав осадка? Почему образуется не карбонат, а гидроксид алюминия? Повторить опыт в другой пробирке с использованием сульфата алюминия и сульфида натрия (тяга!). Определить по запаху, какой газ при этом выделяется. Написать уравнение реакции и объяснить, почему образуется не сульфид, а гидроксид алюминия. Как убедиться в том, что осадок не является сульфидом?

Опыт 9. Растворение металлов в продукте гидролиза их солей

Растворить хлорид цинка, опустить в пробирку кусочек цинка и нагреть пробирку. Какой газ выделяется? Чем объяснить выделение газа? Составить уравнение реакции.

 

Контрольные вопросы

 

1 Какие реакции относятся к реакциям двойного обмена?

2 На какие ионы ступенчато диссоциируют H2SO4,H3PO4,Ba(OH)2?

3 Какие равновесия возникают при диссоциации амфотерного гидроксида Sb(OH)3? Изобразите в виде ионно-молекулярных уравнений реакции растворения этого соединения в кислоте и щелочи.

4 Что такое произведение растворимости труднорастворимого электролита? Какие условия необходимы: а) для образования осадка? б) для растворения осадка?

5 Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза сульфита калия, хлорида алюминия, сульфида натрия, хлорида хрома (III), сульфида алюминия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: