Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическая культура можно рассматривать как общение 2-х индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры (культурологическая теория диалога):
v Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается, как: «Я» в «них» и «Ты» в «Я»;
v Создание педагогического мира как среды духовного, интеллектуального, эстетического развития субъектов педагогического взаимодействия;
v Открытие личности для себя в другой личности.
В структуру педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога. Педагогическая позиция – это определенный моральный выбор, который делает педагог. Педагогическая позиция включает мировоззренческую и поведенческую стороны, отношение к педагогическому труду, нравственные качества, гуманизм, объективизм, социальную активность, гражданственность.
|
|
Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним, которое определяется уровнем мышления (критичность сознания, проблемно-вариативное осмысление ситуаций).
Педагогическая культура - это:
· Гармония развития интеллектуальных и организаторских качеств;
· Высокое педагогическое мастерство и организованность в деятельности;
· Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования;
· Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность;
· Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств.
Культура педагога включает:
o Передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;
o Развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практических сфер психики;
o Укрепление здоровья детей;
o Формирование эстетического отношения к действительности;
o Обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе.