Театр, кино, телевидение, пресса

Тема 9.

План лекции.

1. Театр, кино, телевидение, пресса.

Музеи Британии.

Достопримечательности: Вестминстерское Аббатство, Здание Парламента, Букингемский Дворец, Планетарий.

Театр, кино, телевидение, пресса.

Культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи.

Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. "Битлз" были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир. Британские модельеры прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона.

Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Количество учеников, продолжающих обучение после окончания школы, значительно увеличилось во второй половине 40- годов 20-го века. В то же время значительно увеличилось количество университетов, колледжей и других обучающих организаций.

В это время правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века.

Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство

Английская драматургия.

Театр Великобритании пережил сложную историю. Своего расцвета он достиг в эпоху Возрождения, когда появились светские тенденции в культуре. В течение долгих столетий церковь старалась использовать народную жажду зрелищ для усиления своего влияния на массы. Церковники драматизировали церковную службу – литургию, что привело к возникновению литургической драмы, церковники перенесли ее из храма на паперть, где ее могли смотреть тысячи людей. Постепенно литургическая драма стала отрываться от религиозной первоосновы. Сюжеты драмы стали заимствоваться уже не из Библии, а из «житий святых», т.е. жизнеописаний вполне реальных людей, совершавших в обыденной обстановке «чудеса». Эти пьесы с чудесами назывались мираклями (miraclum).

Наконец, в XIV и особенно в XV вв. основным видом театрального зрелища становится мистерии – грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из Библии, светский, бытовой элемент становился в них преобладающим. Актерам предоставлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлеемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом. В другом популярном драматургическом жанре этого времени – моралите, действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия или черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Сила, Смерть, Красота и т.п. Эти образы приобретали вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались философские и морально-этические проблемы той эпохи. В крестьянской сфере были очень популярны весенние празднества в честь популярного народного героя Робина Гуда: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями, сотни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни. Уже в первой половине XVI в. в мистерии и моралите ворвалась политическая борьба. Условные образы моралите были уже носителями не абстрактных понятий или человеческих качеств, а реальных противоборствующих сил. Таков был один поток, который впоследствии влился в бурное море великолепного театра конца века. Второй поток возник в связи с развитием гуманизма и первоначально стоял в стороне от народной традиции. В школах преподаватели-гуманисты ставили силами учеников пьесы античных авторов. Студенты университетов ставили главным образом античные трагедии. Затем возникли английские комедии в подражание Плавту и Горацию. В этих подражаниях вскоре появились и мотивы, заимствованные из моралите, и наряду с реальными персонажами фигурируют весьма условные герои типа Порока или Плутовства. Так началось слияние античной и народной традиции, обогащавшее и ту и другую.

Первые постоянные актерские труппы, преимущественно из ремесленников, возникали при дворах королей и крупнейших лордов. Вскоре появились и специальные театральные помещения на окраинах Лондона. Первый театр был построен самими актерами в 1576 г., а к началу XVII в. в Лондоне было уже 20 театров. 200 - тысячное население Лондона, множество прибывавших в столицу купцов, моряков, чиновников обеспечивали постоянную аудиторию.

Наибольшее значение имели массовые, так называемые публичные театры, которые актеры содержали на паях. Простой помост, не отделенный от зрителей занавесом, огромный партер (более чем на 1000 мест) без сидячих мест и без крыши, крытые ложи с более дорогими местами по бокам – так выглядели эти сооружения. Но именно здесь были созданы великолепные творения английской драматургии. Именно на подмостках этих театров разыгрывались великие трагедии Шекспира и его современников.

В XVII в. в годы революции публичные театры были разрушены, актеры разогнаны, демократические традиции народного театра перечеркнуты. Были построены ярусные театры, близкие к современному типу. Из Италии и Франции заимствовались технические новшества, декорации. Впервые на английской сцене появились женщины, раньше женские роли исполнялись мужчинами. Однако попытка привезти из Франции не только технику, но и господствовавший там стиль классицизма оказалась менее успешной. Театральная публика периода Реставрации хотела видеть в театре веселую и непременно непристойную комедию. После долгих лет скитаний по иностранным дворам вернувшаяся знать жаждала наслаждений, роскоши, блеска, и сам король показывал пример в вызывающей «свободе нравов». Распутный двор видел в театре свое точное отражение и не обижался, потому что безнравственность считалась хорошим тоном. Не удивительно, что театр этого времени не мог создать крупных художественных ценностей.

В XVIII в. просветительство и реализм проникли во все сферы искусства. Большую роль в развитии театра в этот период сыграл великий актер и реформатор сцены Девид Гаррик. Современный ему английский театр не мог предложить Гаррику ролей, достойных его гения. Он обращается к Шекспиру и заново открывает его образы. В качестве директора крупнейшего лондонского театра Гаррик ввел целую серию новшеств. Он изгнал аристократического зрителя со сцены, и Макбету не приходилось более произносить свой монолог, стоя в двух шагах от светского франта. По его инициативе было введено ламповое освещение, расширена сцена, декорации и костюмы стали изготавливаться с подлинным художественным вкусом и исторической достоверностью. Все эти преобразования, а главное – реалистическое актерское мастерство Гаррика принесли ему всемирную славу. Его считают основоположником сценического реализма в английском и общеевропейском масштабе.

С конца XVIII в. в связи с социальными сдвигами и подъемом демократического движения стала меняться театральная аудитория. Вновь, как это было в конце XVI в., в театр хлынули массы городского населения. Количество театров росло, но право ставить классические или современные пьесы было предоставлено в Лондоне лишь двум – Друри-Лейну и Ковент-Гардену. В остальных театрах Лондона и провинции ставились лишь развлекательные спектакли фарсы, пантомима, музыкальные комедии. Весь XIX в. был отмечен деятельностью выдающихся актеров.

На рубеже двух театральных эпох ведущее место в английском театре занимали великие актеры Сара Сиддонс (1755 - 1831), её брат Джон Кембл (1757 - 1833) и Эдмунд Кин (1789 - 1833). Во второй половине этого века известными актерами были Генри Ирвинг (1838 - 1905) и Элен Терри. В репертуаре английских театров преобладала классика, в основном В. Шекспир; проблемная драматургия Ибсена и Шоу не допускалась на сцены ведущих театров. Выдающуюся роль в ознакомлении английского зрителя с лучшими произведениями современной драматургии и в развитии подлинного реалистического театра сыграл Независимый театр. Его основал в 1891 г. при поддержке Б. Шоу ДжекобГрайн. Актеры, жаждавшие вырваться из рутины ведущих театров, не требовали платы за труд. Грайн и его друзья положили начало «репертуарному театру», т. е. театру с разнообразным репертуаром, в противоположность уже установившейся системе, при которой одна пьеса ежевечерне ставилась до тех пор, пока приносила сборы. Репертуарные театры возникли в Манчестере, Ливерпуле. В 1899 г. прогрессивные актеры и писатели учредили Театральное общество. Оно считалось клубом, т. е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. Был, наконец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и блестящая драматургия Шоу завоевала призвание. В XX в. его пьесы ставились и в театре «Олд - Вик» (с 1818г.), где играл известный актер Джон Гилгуд. В театре «Олд - Вик» начал свою деятельность великий актер Лоуренс Оливье. Его партнершей была талантливая Вивьен Ли.

Во время второй мировой войны прославленные актеры с труппами разъезжались по шахтерским поселкам, промышленным городам. В Лондоне был особенно активен театр «Юнити», ставивший произведения М. Шолохова, Л. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова.

В 50 – 60 – е годы возникли новые театры с постоянным составом актеров, среди них театр «Уоркмон», а в 1963 г., был, наконец, открыт Национальный (т.е. государственный) театр с постоянной труппой, возглавляемой Лоренсом Оливье.

В настоящее время немногие из театров Великобритании имеют свое помещение и постоянную труппу. Чаще помещение снимается в аренду для какого – либо представления, подготовленного определенной труппой. Лишь некоторые театры получают государственные субсидии, а большинство держаться на частных пожертвованиях, и на сборах от спектаклей.

Бернард Шоу назвал Лондон «ужасно не музыкальным городом». Здесь следует сразу оговориться: музыкальное развитие страны пошло не столько вглубь, сколько вширь. Англия вовсе не стала страной великих композиторов и музыкантов, она стала страной квалифицированных слушателей. И сейчас каждый второй концерт в британской столице – это выступление гастролера.

В дополнение к так называемой «большой пятерке» (пяти крупнейшим лондонским симфоническим оркестрам) в городе постоянно выступают 3-4 провинциальных и зарубежных оркестра. К этому следует добавить 4 первоклассных городских камерных оркестра, регулярно выступающих в течение всего музыкального сезона. Среди них такие всемирно известные коллективы, как Английский камерный оркестр и Лондонская симфониетта. Так же в городе работает от 100 до 200 различных профессиональных коллективов, исполняющих классическую музыку. Понятно, что такое изобилие городских оркестров потребовало соответствующего количества сценических площадок для выступлений.

Крупнейшие лондонские концертные залы: BarbicanHall (резиденция Лондонского симфонического оркестра, хотя выступают там и другие оркестры), художественный комплекс TheSouthBank, включающий 3 концертных зала: RoyalFestivalHall, QueenElizabethHall и PurcellRoom. Камерные концерты регулярно проводятся и в WigmoreHall. Следует упомянуть и огромный концертный зал RoyalAlbertHall, где проходят знаменитые Променадные концерты (в просторечии промс) – крупнейший фестиваль классической музыки, начиная с третьей недели июля по середину сентября. Билеты на эти концерты в три-пять раз дешевле, чем в других залах.

Существует еще 5-6 не столь престижных залов, где звучит классическая музыка. Наиболее известны StJohn’sSmithSquare и StMartin –in-the-Fields – некогда церковные помещения.

Два оперных театра – Королевская опера Ковент Гарден и Английская национальная опера – вполне справляются с удовлетворением самых изощренных вкусов оперных меломанов. В Ковент Гардене (где цены доходят до 130 фунтов за билет) поют международные звезды первой величины. Здесь все спектакли идут на языке оригинала. В Английской национальной опере нравы попроще и цены пониже; спектакли здесь ставятся только на английском языке.

Еще один оперный очаг находится в часе езды от Лондона в городке Глайндборн (Glyndbourne). С мая по август там даются превосходные оперные спектакли. Попасть туда (несмотря на высокие цены, на билеты) можно главным образом по предварительной подписке.

В последние годы крупнейшие залы Лондона начали устраивать ежегодные серии концертов джазовой музыки. Но, как правило, истинные джазфэны предпочитают слушать джаз в джаз-клубах, а их в Лондоне сейчас более десятка. Самый известный и знаменитый – Клуб Ронни Скотта в Сохо.

Одновременно с этим Лондон является признанным центром мировой поп-индустрии.

Английский кинематограф имеет довольно непростую историю развития. Почти полвека кино Великобритании называли «дремлющим» и его развитие шло довольно медленно, если сравнивать его темпы с тем же Голливудом. Однако английский кинематограф подарил миру достаточно много шедевров киноискусства и звезд киноиндустрии. История английского кино началась с имени Уильяма Поля. Он работал в те же годы, что и братья Люмьер, и его аппарат для съемки фильмов назывался «биоскоп». В 1897 году появились его первые короткие и очень простые фильмы «Новая служанка», «Детский чай», «Расклейщик афиш». В 1898 году У.Поль построил в Лондоне свою первую киностудию.

Наибольшее значение для Английского кино первых лет имела Брайтонская группа, куда входили Э. Коллинз, У. Фризе-Грин, Дж. А. Смит, Дж. Уильямсон. Режиссёры группы смело использовали технические нововведения: двойную экспозицию, съёмку с движения, пано­рамирование, обратную съёмку, стоп-кадр. Смит в своих лентах «Бабушкина лупа» и «Что видно в телескоп» (1900) ввёл чередование планов разной крупности, что положило начало технике монтажа. Уильямсон, начинавший работу в кино оператором хроники, использовал в своих лентах репортажную технику: свободное перемещение действия с одного места на другое, съёмки на натуре и др.

Великобритания явилась родиной нового и типично кинематографического жанра погони, наметившегося уже в лентах Уильямсона и получившего развитие в картинах Ф. С. Моттершоу «Ограбление почтовой кареты» и «Бесстрашное ограбление средь бела дня». Две ленты 1903 о побеге и гибели известного преступника Чарлза Писа утвердили позиции приключенческого жанра в Великобритании. Также пользовались успехом и мелодрамы С. Хепуорта «Спасённая Ровером» и «Ложно обвинённый» (1905) и др. Первой экранизацией У. Шекспира был фильм «Ромео и Джульетта» (1908). Широкое обращение к литературе началось после фильма «Генрих VIII» (1911), где в роли кардинала Уолси продюсер У. Г. Баркер снял знаменитого трагика Г. Бирбома. Баркер одним из первых стал использовать массовки, вводя их в качестве социального фона в мелодрамах из жизни лондонского «дна» («Лондон ночью», «В лапах у лондон­ских жуликов», «Большое ограбление банка», «Большая кража золотых слитков» - все 1913, и др.).

В работе пионеров Английского кинематографа большое место занимала хроника. Среди первых хроникальных сюжетов есть «Регата в Хенли» Уильямсона и «Рысистые испытания Дерби» Пола. В начале своей карьеры почти исключительно хроникой занимался Баркер. Значит, вклад в создание документалистики, видовых и научно-популярных лент внёс работавший в Великобритании американец Ч. Урбан, продюсер-прокатчик, отправлявший операторов на съёмки сюжетов в разные концы света. Сенсацией стала лента Г. Понтинга «Путешествие Роберта Скотта в Антарктиду» (1913).

С 1908 начался кризис кинематографа. Большая часть капиталов помещалась в эксплуатацию кинозалов, а не в кинопроизводство. Лучшая в Европе сеть кинотеатров (ок. 4000 к 1914 году) прокатывала поэтому преимущественно зарубежные фильмы (до 90% в 1914 году). Система продажи «блок-букинг»: когда в придачу к одной престижной ленте кинотеатры должны были покупать несколько фильмов-поделок, - тормозила прокат отечественной продукции.

За годы 1-й мировой войны кинопроизводство в стране сократилось, и уже в 1926 пресса писала о практическом его прекращении. Кампания общественного мнения в поддержку национального кино (и в частности, организация в 1925 Лондонского общества кино, ставившего целью пропаганду художественных достижений кино не только Великобритании, но и СССР, Германии и Франции) привела к принятию в 1927 «Закона о квоте», который обязывал прокат к демонстрации определённого процента национальных фильмов. В результате в 1929 году производство выросло до 129 фильмов.

Однако стремление к созданию дорогостоящих картин с участием международных «кинозвёзд» обрекало Английский кинематограф на безнадёжное соревнование с Голливудом. Такую политику проводил на студии «Элстри» глава фирмы «Бритиш ннтернэшонал пикчерс» Д. Максвелл. Более чуткими к потребностям внутреннего рынка были М. Бэлкон, продюсер студии «Гейнсборо пикчерс» и Г. Б. Вулф, руководитель «Бритиш инстракшонал». У Вулфа начинал А. Асквит, впоследствии один из ведущих английских режиссёров, создавших фильм «Звезды на съёмках» (1927), «Подземка» (1928) и «Коттедж в Дартмуре» (1930).

А. Хичкок, дебютировав в 1925 англо-немецкой постановке «Сад удовольствий», приобрёл популярность снятым на студии «Гейнсборо» триллером «Жилец» (1926). Успехом у демократической аудитории пользовались близкие к народной традиции мюзик-холла комедии режиссер Дж. Пирсона с Б. Бальфур, а также комедии У. Форда «Поживём - увидим» (1928) и «Можно ли в это поверить?» (1929), где сам режиссёр выступил в главной роли.

В 1929 был поставлен первый английский звуковой фильм «Шантаж» (реж. Хичкок). С окончательным приходом звука в кино совпал подъём кинематографа Англии, которая не ощутила кризиса, потрясшего экономику капиталистических стран на рубеже 30-х гг. (в 30-е гг. выпускалось 150-200 ф. в год).

В то же время в английском коммерческом кинематографе усилилась тенденция ухода в вымышленный мир. Это привело к кристаллизации условных жанров, что было выражением разрыва между экраном и действительностью, при котором сюжеты и драматические ситуации фильмов соответствовали не столько самой объективной реальности, сколько идеализированным представлением зрителей о ней. Чёткое деление фильмов на комедии, мелодрамы, «костюмные», музыкальные и авантюрно-детективные сохранилось на всём протяжении 30-х гг. Первые звуковые фильмы были по большей части экранизациями популярных в то время театральных спектаклей.

Бум в английском кинопроизводстве начался с появления фильма «Частная жизнь Генриха VIII» (1933) режиссёра Александра Корды, организовавшего кинокомпанию «Лондон филмс» (1932). Модернизированный, временами подчёркнуто бытовой подход к персонажам исторического «костюмного» фильма отвечал реалистическим устремлениям демократичного зрителя. Успеху зрелища, созданного Кордой, способствовал высокий профессиональный уровень всех участников фильма, и прежде всего исполнителя главной роли Ч. Лоутона. Картина, сделавшая огромные сборы за границей, открыла для Английского кинематографа широкие перспективы экспорта. На «Лондон филмс» стали приглашаться зарубежные знаменитости. Среди режиссёров, работавших здесь есть швед В. Шёстрём («Под красной мантией»: 1936, в прокате «Под кардинальской мантией»), немец П. Циннер («Екатерина Великая», 1934), французы Р. Клер («Призрак едет на Запад», 1935) и Ж. Фейдер («Рыцарь без лат», 1937) и другие.

По рецептам фильма «Из частной жизни» Корда выпустил серию картин («Частная жизнь Дон - Жуана», 1934; «Пламя над Англией», 1936; «Рембрандт», 1936), но так и не сумел повторить предыдущего успеха.

Патерналистские настроения английской буржуазии отражала снятая 3. Кордой (братом А. Корды) «колониальная серия» студии «Лондон филмс»: «Сандерс с реки» (1935), «Маленький погонщик слонов» (1937, с Р. Флаэрти), «Барабан» (1938), «Четыре пера» (1939). Локальные национальные сюжеты разрабатывал пришедший в 1937 на студию Корды Сэвилл. В его фильме («Саут Райдинг», 1938, и др.) был тщательно передан характер быта и нравов английской провинции.

Для развития кинематографа Англии в 30-е гг. значительной была деятельность Балкона на посту руководителя производства фирмы «Гомон бритиш». В сотрудничестве с нею Хичкок снял свои лучшие авантюрно-детективные фильмы довоенного периода («Человек, который слишком много знал», 1934, «39 шагов», 1935, «Леди исчезает», 1938). Здесь же работал до перехода к Корде Сэвилл, ставивший фильмы в самых разных жанрах: комедии («Джек, вот это парень», 1932), мюзиклы («Вечно юная», 1934), «костюмные» фильмы («Любовные приключения диктатора», 1936) и другие.

К концу 30-х гг. наметился спад кинопроизводства. Языковая общность и отсутствие культурных барьеров затрудняли английскому кинематографу конкуренцию с американским, более мощной в экономическом и организационном отношениях. Практически всячески обходился закон о квоте; для этого часто создавались крайне дешёвые и низкие по качеству картины, не привлекавшие зрителей и предназначенные исключительно для заполнения требуемой квоты. Английские фильмы не окупались на внутреннем рынке, где продолжала доминировать американская продукция; планы завоевания внешнего рынка не осуществились. Производства, объединения стали закрываться. На первый план вышла фирма миллионера А. Рэнка, скупавшая не только студии, но и кинотеатры. «Второй закон о квоте», наметивший её рост с 12,5% в 1938 до 25% в 1947 и направленный против малобюджетных «квотных ско­роспелок», предусматривал возможность вложения иностранного капитала в английские филь­мы.

Первым англо-американским фильмом была комедия «Янки в Оксфорде» (1938, реж. Дж. Конвей). В 30-е гг. А. к., следуя голливудской «системе кинозвёзд» выдвинула таких актёров, как Л. Хоуард, Лоутон, Г. Филдс, Дж. Мэтыос, А. Нигл, М. Локвуд, В. Ли, Р. Харрисон, Л. Оливье, Г. Уилкокс.

Выразителем национальной художественной традиции оказался в 30-е гг. документальный кинематограф. Глава школы документального кино Дж. Грирсон основывал своё искусство на принципе «творческой интерпретации действительности» в целях общественного просвещения. Примером «социального функционирования» кинематографа в области пропаганды Грирсон считал советское кино. Поэзией труда проникнута первая лента новой документальной школы «Рыбачьи суда», снятая Грирсоном в 1929.

Школа Грирсона, в которую вошли П. Рота, Б. Райт, Э. Энстей, А. Элтон, X. Уотт, Д. Тейлор, С. Легт, А. Кавалканти и др., стала самой авторитетной среди документалистов Зап. Европы. В 1933 группа Грирсона перешла в ведение Гос. почтового ведомства, а в 1940-1951 существовала в виде группы «Краун» при министерстве информации. Фильмы снимались по заказам различных правительств, организаций, а также частных фирм. Обращение к насущным социальным проблемам - безработице («Сегодня мы живём?», 1937, режиссеры Р. Грирсон, Р. Бонд), условиям труда («Лицо угля», 1936, режиссер Кавалканти), жилищным условиям («Жилищная проблема, 1935, режиссеры Энстей, Элтон, Тейлор), - шло рука об руку с поисками поэтической выразительности показываемого на экране жизненного материала. Всего в 30-е гг. группой Грирсона было снято около 300 фильмов.

Под влиянием школы Грирсона в некоторых фильмах наметилось сближение между документальным и игровым кино. Так в одном из игровых фильмов «На краю света» (1937, реж. М. Поуэлл) были использованы непрофессиональные исполнители, подобранные по типажному принципу.

В годы 2-й мировой войны выполненная в документальной манере игровая реконструкция реального эпизода боевых действий стала одним из основных завоеваний английского кино («... в котором мы служим», 1942, режиссеры Н. Коуард, Д. Лин). Усиление авторского эмоционального начала в организации документального материала характерно для X. Дженнингса («Слушайте Британию», 1942, «Начались пожары», 1943, «Дневник для Тимоти», 1945). Ассоциативный монтаж, контрапункт звукового сопровождения и изображения он использовал для создания метафоры, сообщая драматизм казалось бы будничным действиям. Игровые ленты тоже так или иначе были связаны с войной, будь то «костюмные» картины о деятелях прошлого или фильмы непосредственно посвященные современности. Особую категорию составили ф. с мелодраматическим уклоном и интересом к проявлениям психопатологии, выражавшие настроения усталости от войны. Независимые продюсеры военных лет работали в основном на прокат Рэнка, приобретшего к концу войны главенствующее положение. Ободрённый успехом экранизации шекспировского «Генриха V» (1944), сделанной исполнителем главной роли Оливье, Рэнк взял курс на немногочисленные суперфильмы («Гамлет», 1948, режиссер Оливье), делавшиеся с расчётом на международный успех. Однако они так и не завоевали американский рынок. После значительного свёртывания производства в 1949 была введена система поощрительных дотаций квотным фильмам (с 1950 установлена квота в 30%) из фонда, образованного наценкой на билеты.

Возвращение английского общества в привычную колею довоенного бытия вызвало настроение разочарованности, ощущение бессилия человека перед инертностью общественного уклада. Реалистичная драма «Короткая встреча» (1945) Лина проводила эту тему, изображая победу семейного долга над внезапно вспыхнувшим чувством.

Жанровый кинематограф, строящийся по принципу подчинения реального жизненного содержания строго стилизованным формам, оказался ещё более созвучным подобным настроениям. Многочисленные «фильмы ужасов», картины, использовавшие мотивы преступ­лений на психопатологической почве («Глубокой ночью», 1945, режиссеры Б. Дирден, Р. Хеймер, Ч. Крайтон, Кавалканти; «Мой собственный палача, 1947, режиссер А. Кимминс; «Коридор зеркал», 1947, режиссер Т. Янг), создавали особый мир страшного, необычного, противопоставляя этот мир действительности и угадывая в ней его очертания.

Враждебность банальной повседневности человеку, оказавшемуся её загнанной жертвой, подчёркивалась в фильмах Рида «Выбывший из игры» (1947), «Поверженный идол» (1948), «Третий человека (1949). Несомненным успехом были диккенсовские экранизации Лина «Большие надежды» (1946) и «Оливер Твист» (1947).

В начале 50-х гг. на первое место в Английском кинематографе выдвинулся комический жанр, представленный «илингской комедией» (т. е. снятой на студии «Илинг», возглавлявшийся в то время Бэлконом). Комедия строилась на том, что изначальная абсурдная ситуация развивалась по логике привычных, господствующих в обществе представлений и правил. В фильме ставились под сомнение сами эти правила и представления. Среди комедиографов, приглашавших новыми глазами взглянуть на действительность, наибольший успех имели А. Маккендрик («Виски в изобилии», 1949, «Человек в белом костюме», 1952, «Убийцы леди», 1955), Г. Корнелиус («Паспорт в Пимлико», 1949, «Женевьева» 1953), Крайтон («Бандас Лавендер Хилл», 1951), М. Дзампи («Смех в раю», 1950).

Условному жанровому кинематографу, как и в 30-е гг., противостояли документалисты. Группа режиссёров (Л. Андерсон, К. Рейс, Т. Ричардсон), снявшая ряд документальных фильмов под эгидой «эксперимент кинофонда», выпустила манифест «Свободное кино», где провозгласила «значительность каждодневного» и необходимость «поэтического отклика на предмет изоб­ражения».

Демонстрация программ «Свободное кино» в феврале 1956 совпала с волной протеста в стране, проявившегося в литературе и театре как движение «рассерженных молодых людей». Глубоко заинтересованное, личное отношение молодёжи к общественным, политическим и бытовым проблемам определило эмоциональный характер реалистического искусства кон. 50-х - нач. 60-х гг. Основным было требование активной авторской позиции как проявления социальной ответственности художника. Лучшие фильмы этого времени — экранизации нашумевших «сердитых» пьес и романов: «Место наверху» (по Дж. Брейну, 1958, реж. Дж. Клейтон, в прокате «Путь в высшее общество»), «Оглянись во гневе» (по Дж. Осборну, 1958), «Вкус мёда» (по Ш. Дилэни, 1961) и «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (по А. Силли-тоу, 1962) - все режиссера Ричардсона, «В субботу вечером, в воскресенье утром» (по Силлитоу, 1960, реж. Рейс), «Эта спортивная жизнь» (по Д. Стори, 1963, режиссер Андерсон). Заметные фильмы снял Дж. Шлезингер - «Билли-лжец» (1963) и «Дорогая» (1965).

Однако к середине 60-х гг. произошло смешение акцентов: не социальные мотивировки бунтарства, а сам бунт как способ выявления жизненной активности личности оказался в центре внимания. Первый фильм, в котором наиболее отчётливо выразилась эта тенденция - «Том Джонс» (по Г. Филдингу, 1963) Ричардсона, заявляющего не только о праве жить по собствнной воле, но и наслаждаться жизнью. Обеспечить большой успех, сняв картину в цвете с вы­сокооплачиваемыми актёрами, смогла американская компания «Юнайтед артисте».

С этого момента началась активная американизация британской кинопромышленности (в 1967 ок. 75% английских фильмов финансировалось из-за рубежа). Американские прокатчики вкладывали деньги в дорогие престижные фильмы.

Появились фильмы, где на первый план выступало либо восприятие жизни как шумной эскапады («Сноровка... и как ее приобрести», 1965 и «На помощь!», 1965 - оба режиссера Р. Лестера), либо отклонение от общепринятой нормы («Мадемуазель», 1966, реж. Ричардсон; «Морган: подхо­дящий случай для лечения», 1966, реж. Рейс). Такой поворот в трактовке «молодёжной проблематики» сделал возможным её усвоение и переработку в коммерческом духе «индустрией развлечения». Стала возможна эксплуатация реакционных шовинистических идей и сексуальных фантазий (фильм с Джеймсом Бондом и др.).

Процесс замещения реальности иллюзией впечатляюще раскрыл итальянский режиссёр М. Антониони, снявший в Лондоне «Фотоувеличение» (1967). Тему иллюзорности незыблемых когда-то социальных отношений и традиций развивал в своих фильмах Дж. Лоузи («Слуга», 1963, «Несчастный случай», 1967, «Романтическая англичанка», 1975). Из участников движения «свободное кино» наиболее значительное произведение на рубеже 70-х гг. создал Андерсон - «Если...» (1968), «О, счастливчики (1973). В этих фильмах режиссёр соединяет острую наблюда­тельность со смелой обобщённостью в передаче социальных конфликтов современности.

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. внезапный отток американского капитала, связанный с ожив­лением внутренней конъюнктуры в США, привёл Английский кинематограф к очередному кризису. Основная продукция в 70-е гг. - посредственные коммерческие картины, среди которых большое место занимают «фильмы ужасов».

Выдвинувшиеся в 60-е гг. англ. режиссёры предпочитают работать за границей (Дж. Шлезингер, Дж. Бурмен, Рейс).

Отсутствие денег на большие постановки возрождает традицию документального реализма («Кес», 1969, и «Семейная жизнь», 1972 - оба режиссера К. Лоача; «Безрадостные эпизоды», 1972, режиссер М. Ли; «Скакун», 1970, и «Частная дорога», 1972 - оба режиссера Б. Платс-Милса; «Оверлорд», 1975, режиссер С. Купер). Эту же традицию поддерживает отдел Британского киноискусства (трилогия - «Моё детство», 1972, «Мои родичи», 1973, и «Мой путь к дому». 1976 - все режиссера Б. Дугласа; «Братья и сестры», 1981, режиссер П. Вули).

К нач. 80-х гг. кризис кинематографа усугубляется. Прекратили производство компания «Рэнк»и некоторые другие компании. Только крупные транснациональные корпорации могут снимать зрелищное, рассчитанное на широкую международную аудиторию кино.

Постановочной пышности модных фантазий на космическую тему, снятых на деньги американских компаний («Чужой» (1979) Р. Скотта, «Флэш Гордон» (1980) М. Ходжеса, «Супермен III» (1983) Р. Лестера) противостоят камерные малобюджетные картины, предназначенные как для экрана, так и для ТВ («Подонки» (1980) А. Кларка, «Вещи Ричарда» (1980) А. Харви, «Девушка Грегори» (1981) Б. Форсайта, «Взгляды и улыбки» (1981) К. Лоача).

Экспериментальные радиопередачи были проведены в конце девятнадцатого века, а в начале двадцатого системы были усовершенствованы. После периода ограниченного доступа публики государственная радиовещательная компания была создана в 1922 году, когда была создана Британская Вещательная Компания (British Broadcasting Company) под руководством Джона Рейта (John Reith).

В 1927 году Рейт стал первым генеральным директором Британской Вещательной Корпорации (нынешней ВВС) и должен был установить тон и стиль для дальнейшего развития ВВС. ВВС обладала монополией в вещании и тяготел к патернализму, который до сих пор существует в определенной мере. Рейт был озабочен тем, что ВВС должна была быть независимой от правительства и коммерческих структур, что она должна бороться за качество и что она должна быть общественной вещательной организацией, целью которой будет информировать, образовывать и развлекать. С тех пор ВВС приобрел репутацию беспристрастной подачи новостей и качественных программ, как для британцев так и для всего мира через сеть радио и спутникового телевидения.

ВВС продолжало монопольно владеть рынком вещания (как радио, так и телевещания) до 50-х годов. Постепенно нарастало давление политических и коммерческих структур, направленное на расширение спектра вещания. Результатом явилось появление независимого (коммерческого) телевидения, финансируемого рекламой и находящегося под наблюдением Независимой Вещательной Организации (Independent Broadcasting Authority (IBA)), которая была создана в 1954 году, а уже в 195 году вышла в эфир первая передача. В 1972 году парламент принял закон, по которому была отменена монополия ВВС на радиовещание и было позволено создавать независимые радиостанции по всей стране, финансирующиеся местными рекламодателями. Таким образом, исторически ВВС было серьезно задето созданием независимого радио и телевидения.

В то время две организации охватывали британское вещание: ВВС и IBA. Это привело к мирному разделению рынка вещания, где общественный сектор был отдан ВВС, а коммерческий (независимый) - IBA. Это разделение с годами расширяется с созданием кабельного, спутникового и других вещательных услуг в последние годы. Таким образом качество британского вещания определяется конкуренцией между ВВС и независимыми организациями.

В 1988 году правительство объявило о ряде мер по улучшению британского вещания, большинство из которых были введены в действие в начале 90-х годов. Количество телевизионных и радиоканалов увеличилось, а IBA была заменена Независимой Телевизионной Комиссией (Independent Television Commission (ITC)). Эти меры были рассчитаны на обеспечение большей дерегуляции и конкуренции между вещательными компаниями и большего выбора потребителю.

Этот новый режим вещания противоречив по своей сути и подвергается активной критике за его упор на конкуренцию и коммерциализацию, а не качество. Большее количество каналов могут и не обеспечить больший выбор, а скорее доступ к менее качественным программам, которые ВВС и ITC могут показывать в охоте за зрителями. Число телезрителей конечно; бюджеты рекламодателей не могут быть растянуты на обхват всех доступных независимых телевизионных каналов, и рекламодателей обычно притягивают программы, которые пользуются большей популярностью у зрителей. Тем не менее, в 1992 году телевидение составляло 31,7% всего рынка рекламы Великобритании.

ВВС базируется в Лондоне, но имеет студии и телевизионное оборудование по всей стране, которые обеспечивают работу сети национальных и региональных телевизионных каналов и радиостанций на территории Великобритании. ВВС было создано королевским указом; оно управляется советом директоров, который отвечает за наблюдение за структурой и уместностью программ. Директора назначаются монархом по совету премьер-министра, и предполагается, что они добавляют элемент независимости в организацию ВВС. Ежедневная работа корпорации контролируется генеральным директором, который выбирается советом директоров в сотрудничестве с премьер-министром.

ВВС финансируется субсидиями от парламента, которые поступают в основном от дохода от телевизионных лицензий. Эту лицензию оплачивает всякий, кто владеет телевизором, и она составляет 80 фунтов стерлингов в год. По закону, принятому в 1990 году, ВВС обязано искать альтернативные способы финансирования, такие, как платные услуги и подписка, а также должна выпускать в эфир по меньшей мере 25% постановок независимых телевизионных компаний. ВВС также получает значительный доход от продажи своих программ за рубеж и от продажи своего еженедельника с программой передач (Radio Times), книг, видеокассет и журналов.

Внешние услуги ВВС, такие, как радиовещание на английском языке (World Service) и на 32 других языках по всему миру, были основаны в 1932 году и финансируются непосредственно из правительства, в основном из министерства иностранных дел. Эти радиовещательные услуги обладают высокой репутацией объективной подачи новостей и качественных программ. Но, из-за снижающегося количества радиослушателей, ВВС в 1991 году начало трансляцию телевизионных программ в Европе на кабельных каналах, а также через спутники в странах Азии и Африки. ВВС намеревается развиться в мирового телевизионного лидера.

ВВС - негосударственная организация в том смысле, что она не контролируется правительством. Но это и не такая политически независимая организация, как полагают многие британцы и иностранные граждане. По уставу ВВС министр внутренних дел может вмешиваться и препятствовать показу программ, которые кажутся правительству спорными или антиобщественными. Директора ВВС, хотя и предположительно независимые, на самом деле назначаются правительством. В последние годы ВВС борется за сохранение своей позиции как традиционной общественной вещательной корпорации, финансируемой доходами от лицензий. Оно не пытается быть нейтральным в освещении политических событий до такой степени, что все главные политические партии Великобритании периодически жалуются, что ВВС очерняет их деятельность. Основные британские партии имеют равные права вещать как по ВВС, так и по независимому телевидению.

В 1994 году правительство признало, что внутренняя организационная реформа ВВС была достаточно эффективной, и продлило еще на 10 лет устав, по которому ВВС является общественной вещательной корпорацией, спонсируемой телевизионными лицензиями. С тех пор давление правительства на ВВС немного снизилось.

Исторически сложилось, что на ВВС в значительной мере повлияло изобретение телевидения, которое изменило привычные развлечения населения и создало доминирующий источник новостей. ВВС владеет двумя телевизионными каналами (ВВС 1 и ВВС 2). Программы канала ВВС 1 состоят из новостей, пьес и театральных постановок, комедий, игр, разнообразных представлений, спортивных и документальных передач. ВВС 2 склонно показывать более серьезные программы, как-то: новости и анализ текущих событий, документальные программы, телевизионные постановки романов и повестей, оперу, концерты и немного спорта. Это канал меньшинства, который смотрят только 10% всех телезрителей.

Аудитория радио ВВС постоянно уменьшается, но радио по-прежнему является важным источником информации. У ВВС 5 британских радиостанций, 39 местных радиостанций, обслуживающих многие районы Англии, и множество местных и региональных радио служб в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Все они конкурируют с независимыми радиостанциями за слушателей. Национальные радиостанции специализируются в разных областях: Radio 1 передает поп-музыку, Radio 2 - легкую музыку, новости и комедии, Radio 3 - классическую и современную серьезную музыку, ток-шоу, обсуждения и радио пьесы, Radio 4 - новости, анализ текущих событий, ток-шоу и пьесы и Radio 5, открытое в 1990 году, передает спортивные и образовательные программы.

Правительственная реформа теле- и радиовещания 1990 года значительно повлияла на независимое телевидение и радио. На место IBA пришла ITC (Independent Television Commission), которая контролирует действия независимых телевизионных компаний (включая кабельное и спутниковое телевидение) и состоит из назначенных правительством директора и рядовых членов комиссии.

ITC не производит программы. В дополнение к наблюдению за спутниковым и кабельным телевидением она выдает лицензии и контролирует трансляционные компании, которые отвечают за производство программ для двух основных коммерческих каналов - ITV/Channel 3 и Channel 4.

На данный момент работают 15 компаний, производящих программы для ITV. Эти компании создают телевизионные программы для четырнадцати регионов Великобритании, на которые ее делит ITV для своих целей.

Лицензии, выдаваемые компаниям ITV, обновляются каждые шесть лет, и компании должны конкурировать с любыми другими заинтересованными организациями. Продление лицензии зависит от качества прошлых программ компании, финансовом состоянии организации и намерения производить качественные и региональные программы. Эти компании не получают дохода от продажи лицензий на право владения телевизором: эти деньги идут только ВВС. Поэтому компании зависят от денежных средств, которые они получают от рекламодателей, продаж программ, видеокассет, книг, записей и др.

ITV - старейший независимый канал, и раньше передавал только весьма легкомысленные развлекательные передачи. Но качество передач постепенно улучшилось, в основном благодаря конкуренции с ВВС, и теперь ITV держит марку в таких областях телевещания, как новости, документальные фильмы и художественные постановки. По новому закону ITV обязано транслировать передачи про регионы, представленные компанией-производителем передач.

Channel 4 был создан в 1982 году для того, чтобы создать независимую альтернативу каналу ВВС 2. Теперь это корпорация, управляемая и лицензируемая ITC, которая самостоятельно продает рекламное время. Предполагалось, что этот канал предложить что-то новое меньшинству серьезных телезрителей, а также будет транслировать программы на уэльском языке на территории Уэльса. Сначала у канала были серьезные проблемы с рекламодателями, но теперь он твердо встал на ноги и является прибыльным предприятием.

Управление радио контролирует около 150 местных и региональных независимых радиостанций по всей стране, которые работают благодаря рекламодателям и передают в основном поп-музыку, выпуски новостей и программы местного значения. Это коммерческие организации, и цифры дохода в области радиовещания доказывают, что радио - самое быстрорастущее средство массовой информации в Великобритании.

Правительство создает несколько новых общенациональных коммерческих радиостанций, чтобы расширить радиовещание. Лицензия первой станции была выдана Classic FM в 1991 году, которая передает популярную классическую музыку и выпуски новостей. Вторая лицензия была выдана Virgin 1215 в 1992 году. Эта станция специализируется на рок-музыке. Расширение радиовещания проводится и на уровне города и района, потому что эта отрасль СМИ была дерегулирована правительством в попытке повысить разнообразие предлагаемых программ и охватить больше вкусов и интересов.

Телевидение и ассоциируемые с ним технологические разработки стали очень привлекательными и прибыльными в Великобритании. В определенный период времени считалось, что кабельное телевидение на основе подписки значительно расширят эти возможности. Но кабельное телевидение в Великобритании, хотя и растет постепенно и имеет потенциал дальнейшего расширения и разнообразия услуг, вынуждено соперничать с двумя серьезными конкурентами - сектором продажи видеоаппаратуры и спутниковым телевидением.

Спутниковое телевидение в Великобритании было доступно с 1989 году. Самая крупная компания, предоставляющая услуги спутникового телевидения - BSkyB (British Sky Broadcasting), которая предлагает 15 каналов, включая новостные, спортивные и развлекательные каналы с частного спутника Астра, изображение с которого передается на частные спутниковые тарелки. Выбор спутниковых каналов в Великобритании постоянно растет. Но компании не очень преуспевают в привлечении подписчиков: качество программ часто оставляет желать лучшего.

Однако, в тех домах, где был доступ к кабельному и спутниковому телевидению, доли просмотра тех или иных каналов распределились следующим образом: 31,6% -кабельные и спутниковые каналы, 23,6% - ВВС 1, 7,4% - ВВС 2, 30,5% - ITV и 6,8% - Channel 4.

Телевидение - влиятельное и доминирующее средство массовой информации в современной Великобритании, а также очень популярное развлечение. Более 99% населения имеют телевизоры, из которых около 95% - цветные, а более половины всех семей имеют по два и более телевизора. Некоторые люди предпочитают арендовать, а не покупать телевизоры, потому что в этом случае они бесплатно ремонтируются и поддерживаются в рабочем состоянии.

Большое количество программ, показываемых на телевидении, сделаны в Великобритании, хотя присутствует значительное количество американских сериалов. Горстка программ - австралийского, новозеландского и канадского производства. Программы в основном англоязычные, если же фильм на иностранном языке - его дублируют или добавляют титры.

Выбор программ, доступных обычному британскому телезрителю, довольно значителен, но программы также отличаются и по качеству. Несмотря на то, что за границей британское телевидение ценится очень высоко, жители Великобритании постоянно критикуют качество показываемых программ и их высокую повторяемость. Новости, документарные фильмы и обзоры текущих событий обычно очень высокого качества, как и спортивные, образовательные, драматические и культурные программы. Однако, наряду с ними показывают сериалы, фильмы, игры и разные шоу весьма сомнительного качества.

Конкуренция между ВВС и независимым телевидением очень сильна, и битва рейтингов программ указывает на отдельные популярные программы на разных каналах. Считается, что конкуренция за большие аудитории приводит к снижению качества программ.

Также одной из важных проблем британского телевидения является увеличение сцен насилия на экране, особенно после 9 вечера. Были предприняты попытки снизить количество жестоких сцен, но, так как официальной цензуры не существует, приходится полагаться на самосознание руководства того или иного канала.

Первые газеты в Великобритании появились более трехсот лет назад. В наши дни выходит более 130 ежедневных и воскресных газет, 1800 еженедельных и более 7000 периодических изданий. Национальные газеты имеют тираж более 13 миллионов экземпляров по выходным дням, число же читателей, по крайней мере, в два больше.Британская пресса состоит из различных газет. Национальные газеты, которые продаются по всей стране, издаются в Лондоне. В восьмидесятые годы прошлого столетия тираж национальных газет сократился. Некоторые из них были закрыты, так как они не оправдывали средства, выделяемые на их издание. Другие газеты, наоборот, повысили свой тираж в эти же годы, например, The Sun u The Daily Star.

Жители Великобритании покупают больше газет по воскресным дням, чем в будние дни и поэтому воскресные газеты имеют больший тираж, чем ежедневные газеты. В добавление к этим газетам имеются также вечерние газеты, такие как Londons Evening Standard и Evening News. Провинциальные или местные газеты читают жители небольших городов и местностей, расположенных вне Лондона; некоторые из них являются довольно известными как, например, газета The Birmingham Post.Большинство газет имеют свою собственную политическую точку зрения. Они представляют на своих страницах мнения, которые поддерживают ту или иную политическую партию или группу.

В Великобритании имеется два основных вида национальных газет - качественные

(Quality, Broadsheets, Heavies) ипопулярные (Popular, Tabloids, Gutter Press). Такое разделение газет произошло на рубеже 19-20-го веков. После введения закона о всеобщем начальном образовании возникли предпосылки для появления более широкого круга читателей, для которых и были в основном предназначены массовые газеты, дешево стоившие и имеющие большие тиражи, например, Daily Mail, Daily Express. Состоятельные и хорошо образованные читатели сгруппировались вокруг The Times, The Daily Telegraph, которые отражали интересы финансово-промышленных кругов.

Качественную (элитарную) прессу и популярную (массовую) прессу считают соответственно прессой мнений и прессой новостей. Эти характеристики вбирают в себя особенности проблематики аудитории, стиля, оформлен. Традиционно к качественным относят следующие британские национальные ежедневные газеты: Financial Times, The Times, The Daily Telegraph, The Guardian, The Independent. Кмассовымгазетамотносят Daily Mirror, Daily Star, The Star, The Sun, Daily Mail, Daily Express, Today. Рассмотрим основные характеристики этих двух видов газет.

Качественные газеты

Качественные газеты отличаются крупным размером, они дороже, чем популярные. Их характеризует аналитичность, взвешенность оценок в публикациях, надежность фактов и обоснованность мнений, сдержанность, спокойный тон сообщений. Качественные газеты рассказывают о национальных и международных событиях, освещают социальные и культурные проблемы. Специальные страницы отведены для спортивных новостей, финансовых бюллетеней, обзоров и рецензий; есть также страницы, публикующие материал, предназначенный только женщинам. Качественные газеты, анализируя и комментируя события, обращаются к логическому мышлению своих читателей, что возможно только, если люди имеют достаточно высокий уровень образованности. В статьях преобладает эмоциональный фон глубокого размышления, размеренности; автор рассуждает, собеседует со своими читателями. Для текстов качественных газет характерны такие синтаксические особенности как использование автором статьи обособленных конструкций, сложных предложений, длинных цепочек определений. Информация о главном действующем лице статьи, как правило, находится в первом абзаце, а в дальнейшем автор статьи использует имя собственное или личное местоимение, когда ему нужно сделать ссылку на этого героя. Сам же герой остается как бы в тени. На передний план выдвигаются анализ и оценка его действий, а также их комментарий. Такая синтаксическая структура, по мнению исследователей, отражает стремление качественной прессы освещать события более объективно и давать им разносторонний анализ и оценку.

Как уже было упомянуто, читательская аудитория популярных и качественных газет различается. Согласно данным социологических исследований читателями качественной прессы являются люди, в руках которых находится экономическая и политическая власть. Они нуждаются в подробной и достоверной информации, чтобы на ее основе принимать решения или использовать ее в работе для других целей. Средний класс Великобритании, имеющий высокий уровень образования и культуры, предпочитает читать качественную прессу. Кроме того, эту прессу читают те люди, которые считают, что в современной жизни важно знать о том, что происходит в мире и хорошо в этом разбираться.

Популярные газеты

Популярные газеты гораздо меньше качественных по размеру и их стоимость значительно ниже. Их отличают большие, яркие заголовки, оповещающие о предмете публикации. Очень часто в качестве заголовков используются повелительные предложения, побуждающие читателей к действию или призывающие примкнуть к той или иной точке зрения. В этом проявляется стремление журналиста уже с помощью заголовка установить более тесные, неформальные отношения с читателями, то, что принято называть «in group solidarity». Статьи чаще всего посвящены политическим, криминальным, спортивным событиям, необычным происшествиям. Небольшие по объему публикации привлекают внимание читателей к личному мнению журналиста по поводу событий, описываемых им. Значительное внимание уделяется скандалам, сплетням, подробностям из жизни знаменитых людей, включая королевскую семью, описанию жизни богатых людей. Обилие фотографий, цветных картинок, карикатур, комиксов - основная черта дизайна популярных газет.

Для популярных газет в большей степени, чем для качественных газет, характерно широкое использование разговорного языка, сленга. Журналисты общаются с читателями непринужденно, стараются задействовать их эмоции в процессе чтения статьи, широко используют выразительные средства, создавая тем самым как бы неофициальные отношения между журналистом и читателями. В текстах популярных газет преобладает эмоциональный фон негодования, возмущения, оценка фактов при этом бывает нередко поверхностной. Из синтаксических особенностей статей в популярных газетах необходимо отметить частое использование эллипсиса. Многие предложения начинаются с союзов and, or, nor, связь между предложениями нередко искусственная. Структура предложений проще, они короче предложений из статей в качественных газетах. Массовые газеты стремятся освещать события в личностно-психологическом ракурсе, комментировать мотивы поступков героев.

Как отмечают зарубежные исследователи, читатели выбирают популярную прессу, исходя из своего каждодневного опыта, и им более интересны материалы, которые соответствуют этому опыту. Спорт, развлечения, скандалы быстрее привлекут внимание читателей, чем политические или экономические события, которые не являются непосредственной частью их жизни и поэтому не представляют для них особого интереса. Как правило, читателей популярных газет отличает невысокий образовательный уровень, правые политические пристрастия, предрассудки в отношении женщин и выходцев из других стран.

Деление британских газет на качественные и популярные имеет давнюю традицию и вызвано их лингвистическими, социальными и социолингвистическими особенностями. Это деление, а также форма и содержание газетных материалов британской прессы зависят от социального положения читателей, их образовательного уровня, жизненных ориентиров, интересов, пола, партийной принадлежности, и, в целом, однокультурных особенностей британского общества. Как качественные, так и популярные газеты освещают политические, экономические, культурные, криминальные, спортивные события. Однако, качественные газеты отличает аналитичность, взвешенность оценок, надежность представляемых фактов и обоснованность мнений. Популярные же газеты тяготеют к сенсациям, слухам, разоблачениям.

Музеи Британии

Основные музеи Британии представлены списком из 22 учреждений, хотя разумеется, в Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса музеев гораздо больше. Есть они и в Глазго, Кенте, Йорке, Дерби, Бирменгеме и в других городах Соединенного королевства.

В Лондоне имеется более 30 музеев. Пожалуй самый знаменитый из них — Британский музей. Британский музей - один из крупнейший и важнейших музеев человеческой истории и культуры в мире. Музей был основан в 1753 году на базе коллекции врача и учёного Сэра Ганса Слоана. Впервые музей открылся для широкой публики 15 января 1759 года в доме Монтегю в Блумсбери, там, где сейчас располагается современный музей. Британский музей вмещает около семи миллионов предметов, иллюстрирующих историю человеческой культуры с самого её зарождения до настоящего времени. Многие артефакты находятся в хранилищах под музеем из-за недостатка выставочных площадей. Британский музей, так же, как и другие главные музеи и галерей Лондона, не берёт плату за вход. Однако специальные временные выставки требуют покупки билета. Британский музей предлагает широкие образовательные возможности для школьников, семей и взрослых, можно воспользоваться одной из программ, поступить в аспирантуру и заниматься изучением классического и декоративного искусства Азии.

Несомненными жемчужинами коллекции Британского музея являются экспонаты, привезенные из Древнего Египта и Нубии: мумии, саркофаги, Розеттский камень - благодарственное письмо местных жрецов Птолемею V, глиняные таблички с дипломатической перепиской древних политиков и др.

Из Древнего Востока — шумерский штандарт, клинописный архив, урская арфа и пр. Из Древней Греции и Древнего Рима, Азии, Африки, европейских стран, Центральной Америки и Океании. В музее также представлены гравюры и графика Средневековья и Возрождения.

Кстати, некоторые экспонаты Британского музея, Египет и Греция до сих пор требуют вернуть на родину — они были вывезены при темных обстоятельствах.

Популярные музеи Британии в Лондоне, это также Национальная галерея, Национальная портретная галерея, Имперский военный музей, Тауэр, Музей Шерлока Холмса и Музей Мадам Тюссо.

Можно провести целый день в Национальной галерее, изучая одну из самых больших и лучших коллекций западноевропейской живописи, и так и не успеть посмотреть и насладиться всем до конца. Трудно поверить, что национальная коллекция началась всего с 38 полотен в доме состоятельного банкира на Полл-Молле (в музее Виктории и Альберта находится картина, изображающая эти картины в доме Джона Джулиуса Ангерштайна). И, несмотря на то, что та коллекция включала работы Рафаэля, Рембрандта, Тициана и Рубенса, она не могла соперничать с другими музеями, и в 1824 году Парламент согласился выделить здание под галерею на Трафальгарской площади, в центре столицы. Галерея занимает северную часть площади. Здание было построено по проекту Уильяма Уилкинса, характерным для его стиля является впечатляющий неоклассический фасад с колоннами. К концу века энтузиасты музея и щедрые меценаты превратили Национальную галерею в одну из передовых коллекций мира, содержащую полотна художников Итальянского ренессанса и ещё более ранних периодов, включая фламандских и голландских мастеров и испанской школы живописи, и конечно же, британских художников: Хогарта, Гейнсборо, Стаббс и Констабль. Официальное название лондонского Тауэра - Дворец Её высочества и Крепость, Тауэр Лондона, однако последние раз, когда правители использовали это место как дворец, было во времена правления короля Джеймса I (1566-1625). Белая Башня (White Tower), квадратное здание с маленькими башенками наверху каждого угла, дало название Тауэру в целом. Она находится в центре всего комплекса из нескольких зданий, расположенного вдоль реки Темза, и служила на протяжении своей истории крепостью, сокровищницей, арсеналом, монетным двором, дворцом, местом исполнения наказаний, государственным архивом, обсерваторией, убежищем и тюрьмой, особенно для представителей высшего класса. Елизавета I была в заключении здесь во время правления её сестры Мэри. Последний раз, когда Тауэр использовался как тюрьма, был во время второй мировой войны; здесь сидел Рудольф Хесс. Известный во всем мире замок был построен норманнским королем Вильгельмом Завоевателем в XI веке. Тауэр в наши дни - это не просто музей и сокровищница английских королей, но и вполне самостоятельный маленький городок со своими обитателями - "бифитерами" (солдатами охраны), гвардейцами и "официальными резидентами" - воронами, состоящими на специальном королевском довольствии. Неизменный интерес туристов вызывает символ Лондона - готический мост Тауэр. Замок открыт для туристов по будням и субботам с 9.00, в воскресенье с 10.00 до 18.00.

Музей восковых фигур мадам Тюссо – крупнейший в мире музей подобного направления. Был основан французским скульптором по воску Мари Тюссо. Первая коллекция фигур была создана ею еще в конце XVIII века. Мадам Тюссо привезла свою выставку в Англию, но не смогла вернуться на родину из-за войны, поэтому в 1835 году открыла в Лондоне собственный музей. Сначала в его коллекции было 30 фигур, сейчас – 1000. Музей восковых фигур мадам Тюссо имеет 10 филиалов по всему миру, но лондонская экспозиция по-прежнему самая обширная. Собрание музея включает фигуры известных политиков, спортсменов, артистов, здесь есть и Комната ужасов, в которой увековечены знаменитые преступники и их жертвы. Особой популярностью у туристов пользуется «королевская семья». Сотрудники музея оперативно реагируют на изменения в жизни и облике звезд и немедленно корректируют внешний облик фигур и состав коллекции, поэтому собрание музея всегда актуально.

Основательница музея, урожденная Мари Гросхольц. Она была известным в Париже мастером восковых фигур. Выйдя замуж за инженера Франсуа Тюссо, она приехала в Лондон в начале XIX века, и к моменту ее смерти в 1850 г. ее работы были уже известны. В 1884 г. ее внук, Джозеф Рэндал Тюссо, поместил фигуры в музее недалеко от Бейкер-Стрит, где они находятся и сейчас.

В Музей восковых фигур мадам Тюссо можно фотографироваться, экспонаты разрешено трогать руками.

Небезызвестный сыщик по имени Шерлок Холмс, его друг и соратник доктор Ватсон. Кто не слышал о легендарных личностях сыскного дела? Лондонский музей Шерлока Холмса, один из именитейших и посещаемых в Англии, был открыт в 1990 году. С этого момента у литературных героев появился реально существующий дом. Северная оконечность Бейкер-стрит, близ Риджентс-Парка. Дом № 239. Четырехэтажное здание викторианского стиля, построенного в 1815 году с вывеской «221b Baker Street». Создатели дома музея добились индивидуального почтового адреса. Само здание с 1860 по 1936 гг. использовалось как доходный дом. А Холмс и Ватсон были постояльцами миссис Хадсон. Тогда как во времена написания записок о великом сыщике такого адреса в Лондоне попросту не было. Интерьер дома-музея в точности соответствует описанному у Конан-Дойля. Здесь можно увидеть предметы, знакомые по рассказам о Холмсе: скрипку и войлочную шляпу, охотничий хлыст и «табачную» турецкую туфлю детектива; армейский револьвер и котелок Ватсона; книги по медицине, реактивы для химических опытов, трубку, увеличительное стекло, письма, «пригвожденные» перочинным ножом к полке камина.

Первый музейный этаж занимает передняя и сувенирный магазинчик. На втором этаже располагаются небольшая гостиная, личный кабинет Холмса и столовая в одном лице с окнами на улицу. Смежная с ней, спальня Холмса с окном, выходящим во двор. Третий этаж занимают комнаты доктора и миссис Хадсон. Ну а четвертый этаж изначально использовался для хозяйственных целей, сейчас здесь представлена экспозиция восковых фигур знаменитых персонажей из произведений о Шерлоке Холмсе. Ростовщик Джабез Уилсон, профессиональный нищий мистер Невилл Сен-Клер, доктор Гримсби Ройлотт, профессор Мориарти. Посетители музея могут не только посидеть перед камином в знаменитом кресле, сделать фотографии, приобрести сувениры, но и совершенно бесплатно взять визитку Шерлока Холмса.

Кроме Лондона, туристы охотно посещают музеи Британии в Эдинбурге (Национальная галерея, Национальная портретная галерея и Национальный музей Шотландии), а также в Гринвиче (Национальный морской музей), Королевскую оружейную палату в Лидсе, и Музей искусства и археологии Эшмола (Оксфорд).

Достопримечательности: Вестминстерское Аббатство, Здание Парламента, Букингемский Дворец, Планетарий.

Вестминстерское аббатство

Соборная церковь святого Петра в Вестминстере, больше известная как Вестминстерское аббатство, - традиционное место коронации и захоронения королей Великобритании. По преданию, первая церковь была основана на том месте, где одному рыбаку было видение святого Петра. С тех пор аббатство каждый год получает лосося в дар от лондонской гильдии рыболовов. В 960-970 г.г. святой Дунстан при поддержке короля Эдгара основывает на этом месте бенедиктинский монастырь.

Между 1042 и 1052 Эдуард Исповедник начинает реконструкцию аббатства Святого Петра, т.к. нужна была церковь, которая служила бы королевской усыпальницей. Собор был освящен 28 декабря 1065 года, всего за неделю до смерти Эдуарда. Он был похоронен в соборе, а через девять лет рядом с ним была похоронена его жена Эдита. Его преемник Гарольд II, вероятно, короновался в этом же соборе, хотя записи сохранились только о коронации Вильгельма Завоевателя в 1066 году. Единственным изображением собора тех времен служит гобелен из Байё. Строительство храма в его теперешнем виде началось в 1245 при Генрихе III, который решил почтить пам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: