Прогнозирование – это попытка представить будущие события, применяя для этого либо количественные, либо качественные методы или комбинации, позволяющие принимать решения, связанные с логистикой.
Прогнозирование необходимо:
- для повышения степени удовлетворения потребителей
- для более точного планирования текущей финансовой деятельности
- для осуществления инвестиционной политики и развития
- для более эффективного управления товарными запасами
- получения преимуществ в диспетчеризации входящего потока.
Элементы прогноза:
1. Базовый спрос – «средний» объем продаж, который рассчитывается с учетом:
V = (В * S * Т * С *Р) + I
V – прогноз величины спроса на период; В – величина базового спроса в период;
S – коэффициент сезонных колебаний в период; Т – коэффициент временной тенден-ции: прирост или сокращение спроса за период; С – коэффициент циклических коле-баний в периоде; Р- коэффициент поправок на стимулирование продаж в период; I – коэффициент случайных колебаний в период.
|
|
Базовый спрос – величина спроса без учета всех других элементов формулы прогнозирования.
2. Сезонный фактор проявляется в периодическом увеличении и уменьшении спроса в течение года.
3. Тенденции изменений во времени определяются долгосрочной динамикой объема продаж (положительной, отрицательной, нейтральной).
4. Циклический фактор – изменение величины спроса с периодичностью, превышающей один год.
5. Эффект стимулирования продаж отражает изменение спрос в ответ на марке- тинговые мероприятия (рекламные презентации, распродажи со скидкой и т.д.).
6. Случайный фактор – те случайные и неожиданные изменения спроса, которые не могут быть объяснены др. факторами.
Подходы к прогнозированию
1. «Сверху вниз» (декомпозиционный метод) – прогноз спроса на отдельные продукты, который затем распределяется по географическим районам на основании данных о продажах за прошлые периоды.
2. «Снизу вверх" (децентрализованность) – для каждого распределительного центра составляется независимый прогноз.
Эффективный процесс прогнозирования складывается из нескольких ключевых компонентов, взаимосвязанных между собой:
а) база данных (текущие заказы, прошлые заказы, приемы получения заказов)
б) процесс прогнозирования (управление, техника, информационное обеспечение)
в) пользователи (финансы, маркетинг, мерчендайзинг, логистика).
Информационное обеспечение процесса прогнозирования
- отчеты поставщиков (число закупок, доставки, цены, объем поставки)
- отчеты о потоках внутри сети (стоимость потока товара, ограничения)
- отчеты средств обслуживания (пропускная способность, затраты)
|
|
- отчеты процесса обработки – сравнение грузооборота с нормативами (работы по приемке, размещению, комиссионированию, отгрузке, обороту возвращаемой тары)
- отчеты о запасах (общий объем запаса, имеющегося в наличии и его соотношение к объему продаж для каждого товара)
- итоговый отчет (сумма общих затрат, расчет прибыли, рентабельность).
Методы прогнозирования
1. Качественные – прогнозы на будущее из экспертных оценок и специальной информации. Опираются на результаты опросов, анкетирования и конференций. Дорогостоящие и требуют довольно много времени.
2. Методы динамических рядов (статистический анализ) – при построении прогнозов оперируют исключительно данными прошлых периодов и их динамикой. Динамический анализ используется для выявления:
- систематических колебаний под воздействием сезонных факторов
- циклических колебаний
- выраженных тенденций
- темпов роста в рамках этих тенденций.
Техника динамических рядов включает несколько методов:
- скользящая средняя
- экспоненциальное сглаживание
- расширенное сглаживание
- адаптивное сглаживание.
3. Причинно-следственные методы – нацелены на выявление взаимосвязи между изменением независимых переменных и прогнозируемыми событиями:
- регрессионная оценка объема продаж
- коэффициент корреляции
- множественная регрессия.
Этапы процесса прогнозирования:
1. Определение цели прогноза
2. Установление горизонта планирования и прогнозирования
3. Выбор метода прогнозирования
4. Сбор и анализ соответствующих данных
5. Разработка прогноза
6. контроль над его использованием.
Прогноз может краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.