Лекция - Прогнозирование в логистике розничной торговли

Прогнозирование – это попытка представить будущие события, применяя для этого либо количественные, либо качественные методы или комбинации, позволяющие принимать решения, связанные с логистикой.

Прогнозирование необходимо:

- для повышения степени удовлетворения потребителей

- для более точного планирования текущей финансовой деятельности

- для осуществления инвестиционной политики и развития

- для более эффективного управления товарными запасами

- получения преимуществ в диспетчеризации входящего потока.

Элементы прогноза:

1. Базовый спрос – «средний» объем продаж, который рассчитывается с учетом:

V = (В * S * Т * С *Р) + I

V – прогноз величины спроса на период; В – величина базового спроса в период;

S – коэффициент сезонных колебаний в период; Т – коэффициент временной тенден-ции: прирост или сокращение спроса за период; С – коэффициент циклических коле-баний в периоде; Р- коэффициент поправок на стимулирование продаж в период; I – коэффициент случайных колебаний в период.

Базовый спрос – величина спроса без учета всех других элементов формулы прогнозирования.

2. Сезонный фактор проявляется в периодическом увеличении и уменьшении спроса в течение года.

3. Тенденции изменений во времени определяются долгосрочной динамикой объема продаж (положительной, отрицательной, нейтральной).

4. Циклический фактор – изменение величины спроса с периодичностью, превышающей один год.

5. Эффект стимулирования продаж отражает изменение спрос в ответ на марке- тинговые мероприятия (рекламные презентации, распродажи со скидкой и т.д.).

6. Случайный фактор – те случайные и неожиданные изменения спроса, которые не могут быть объяснены др. факторами.

 

Подходы к прогнозированию

1. «Сверху вниз» (декомпозиционный метод) – прогноз спроса на отдельные продукты, который затем распределяется по географическим районам на основании данных о продажах за прошлые периоды.

2. «Снизу вверх" (децентрализованность) – для каждого распределительного центра составляется независимый прогноз.

Эффективный процесс прогнозирования складывается из нескольких ключевых компонентов, взаимосвязанных между собой:

а) база данных (текущие заказы, прошлые заказы, приемы получения заказов)

б) процесс прогнозирования (управление, техника, информационное обеспечение)

в) пользователи (финансы, маркетинг, мерчендайзинг, логистика).

 

Информационное обеспечение процесса прогнозирования

- отчеты поставщиков (число закупок, доставки, цены, объем поставки)

- отчеты о потоках внутри сети (стоимость потока товара, ограничения)

- отчеты средств обслуживания (пропускная способность, затраты)

- отчеты процесса обработки – сравнение грузооборота с нормативами (работы по приемке, размещению, комиссионированию, отгрузке, обороту возвращаемой тары)

- отчеты о запасах (общий объем запаса, имеющегося в наличии и его соотношение к объему продаж для каждого товара)

- итоговый отчет (сумма общих затрат, расчет прибыли, рентабельность).

 

Методы прогнозирования

1. Качественные – прогнозы на будущее из экспертных оценок и специальной информации. Опираются на результаты опросов, анкетирования и конференций. Дорогостоящие и требуют довольно много времени.

2. Методы динамических рядов (статистический анализ) – при построении прогнозов оперируют исключительно данными прошлых периодов и их динамикой. Динамический анализ используется для выявления:

- систематических колебаний под воздействием сезонных факторов

- циклических колебаний

- выраженных тенденций

- темпов роста в рамках этих тенденций.

Техника динамических рядов включает несколько методов:

- скользящая средняя

- экспоненциальное сглаживание

- расширенное сглаживание

- адаптивное сглаживание.

3. Причинно-следственные методы – нацелены на выявление взаимосвязи между изменением независимых переменных и прогнозируемыми событиями:

- регрессионная оценка объема продаж

- коэффициент корреляции

- множественная регрессия.

 

Этапы процесса прогнозирования:

1. Определение цели прогноза

2. Установление горизонта планирования и прогнозирования

3. Выбор метода прогнозирования

4. Сбор и анализ соответствующих данных

5. Разработка прогноза

6. контроль над его использованием.

Прогноз может краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: