В проектировании трикотажных изделий часто используется способ декорирования плоскости рисунками, не имеющими раппортного повторения (монокомпозиция).
Возможности применения монокомпозиции в костюме чрезвычайно широки — от самых простых решений в форме эмблемы, близкой по композиционной структуре монораппортным орнаментам, до сложных композиций, состоящих из значительного числа орнаментальных мотивов.
При использовании монокомпозиции как активного композиционного акцента выбирается лаконичная силуэтная форма костюма и ведется разработка рисунка в соподчинении с этим силуэтом.
Принципы построения мопокомпозиции имеют определенные закономерности:
1) монокомпозиция строится на замкнутой плоскости изделия с четко заданными размерами;
2) все композиционные элементы составляют гармоничное целое и имеют ярко выраженный композиционный центр;
3) расположение и ритмическая организация элементов монокомпозиции определяет ее пластическое движение.
При проектировании монокомпозиции необходимо соблюдение основных условий построения сложных композиций:
4) установление оптимального варианта, обеспечивающего равновесие композиционных элементов и фона; 7 организация ритмического движения мотивов и доминанты, ориентированной на определенную часть плоскости;
5) строгая уравновешенность по цвету всех мотивов в верхней и нижней, а также в правой и левой частях плоскости.
Также немаловажное значение в организации монокомпозиции имеют следующие аспекты психологии зрительного восприятия: обеспечение зрительного равновесия композиции; оптическая иллюзия. возникающая в процессе восприятия композиции; простота элементов, составляющих композицию.
Одной из главных задач при работе над монокомпозицией является обеспечение зрительного равновесия всех компонентов системы в направлениях вверх и вниз, вправо и влево.
В организации уравновешенной монокомпозиции особое внимание следует уделять оптическим иллюзиям, влияющим на визуальное и эстетическое восприятие рисунка.
Каждый творчески работающий дизайнер должен помнить об эффектах, основанных на оптическом обмане, и учитывать возникающие в связи с этим проблемы.
Задание: Разработать эскизы моделей одежды, разработанных с использованием закономерностей построения монокомпозиций.
Лабораторная работа №11