Интравертированный Экстравертированный

Пассивный Общительный

Старательный ФЛЕГМАТИК САНГВИНИК Открытый

Вдумчивый Разговорчивый

Миролюбивый Доступный

Надежный Живой

Направленный Беззаботный

Размеренный Любящий

Спокойный Инициативный

Устойчивый

Интерпретация:

САНГВИНИК быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и меняются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

ХОЛЕРИК отличается возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, аффективности.

ФЛЕГМАТИК обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты – выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других – вялость, безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.

МЕЛАНХОЛИК трудно сосредотачивается на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный, при неблагоприятных – может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Вопросы к методике Айзенка:

1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе мешают уснуть разные мысли?

7. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным без особой на то причины?

11.Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12.Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?

13.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

14.Нравится ли тебе делать все в быстром темпе?

15.Те переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16.Тебе можно доверить любую тайну?

17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?

18.Бывает ли так, что у тебя безо всякой причины бьется сердце?

19.Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20.Ты когда-либо говорил неправду?

21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22.Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории творим друзьям?

23.Ты часто чувствуешь себя усталым?

24.Ты всегда делаешь сначала уроки, а все остальное потом?

25.Ты обычно весел и всем доволен?

26.Обидчив ли ты?

27.Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.У тебя бывают головокружения?

30.Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31.Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32.Любишь ли ты хвастаться?

33.Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34.Волнуешься ли ты так, что не можешь усидеть на месте?

35.Ты обычно быстро принимаешь решение?

36.Ты никогда не шумишь в классе, даже если нет учителя?

37.Тебе часто снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39.Тебя легко огорчить?

40.Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41.Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, особо не обдумывая?

42.Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?

43.Тебе очень нравятся веселые игры?

44.Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45.Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просятся?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48.Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49.Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?

52.Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

53.Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54.Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься заговорить с незнакомыми людьми?

56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

57.Когда кто-нибудь кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без причины?

59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

№ 2. Методика: Темпинг-тест (Е.П.Ильин)

Цель: определение основных свойств нервной системы.

Оборудование: листы бумаги, разделенные на 6, расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция: По сигналу необходимо начать расставлять точки в первом прямоугольнике. Через каждый 5 секунд по команде экспериментатора осуществляется переход на следующий прямоугольник, не прерываясь. Все время надо работать в максимальном для себя темпе.

Обработка результатов:

1. Подсчитайте количество точек в каждом квадрате.

2. Определите динамику работоспособности путем построения графика.

Анализ результатов:

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

· Если темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд. В последующие 25-30 секунд он может немного снизиться – сильная нервная система.

· Максимальный темп удерживается на одном уровне – нервная система средней силы.

· Максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы – слабый.

 

№ 3. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

Инструкция: отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны. Итак, если вы:

1) неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5) решительны и инициативны; 6) упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10) незлопамятны; 11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14)нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действовать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склонны к резким сменам настроения - то вы чистый холерик.

Если вы: 1) веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое; 6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за любое новое дело; 10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую; 12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы; 13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой; 16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и просыпаетесь; 19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях; 20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться - то вы, конечно же, сангвиник.

Если вы: 1) спокойны и хладнокровны; 2) последовательны и обстоятельны в делах; 3) осторожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5) молчаливы и не любите попусту болтать; 6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики; 7) сдержанны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе; 11) легко сдерживаете свои порывы; 12) мало восприимчивы к одобрению порицанию; 13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях и интересах; 15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое; 16) ровны в отношениях со всеми; 17) любите аккуратность и порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой; 20) несколько медлительны - то вы флегматик.

Если вы: 1) стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3)затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко переносите одиночество; 6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 7) склонны уходить в себя; 8) обладаете тихой речью; 9) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 10) впечатлительны до слезливости; 11) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 12) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозрительности, мнительности; 15) болезненно чувствительны и легко ранимы; 16) чрезмерно обидчивы; 17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) уступчивы, покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих - то вы меланхолик.

Обработка результатов:

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента: Фт=(Х — х 100%) + (С — х 100'Уо) + (Ф— х 100%) + (М— х 100%), где: Фт - формула темперамента, X - холерический темперамент, С -сангвинический темперамент, Ф - флегматический, М - меланхолический темперамент, А - общее число плюсов по всем типам, Ах - число плюсов в «паспорте холерика», Аф - число плюсов в «паспорте флегматика». Ас - число плюсов в «паспорте сангвиника», Ам — число плюсов в «паспорте меланхолика». В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:

Фт = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М.

Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30-39% - то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20-29%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

 

Задания на самостоятельную работу:

1. Составить структурно-логическую схему по теме «Темперамент».

2. Из художественной, научно-публицистической литературы подобрать примеры, иллюстрирующие:

а) следующие динамические характеристики личности: быстрота и интенсивность реакции, легкость или трудность их возникновения, агрессивность и тревожность, реактивность, активность, сензитивность;

б) основные типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик;

в) интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера;

г) акцентуации характера;

3.Изучение методики, определяющей взаимоотношения типов темперамента, характера и мотивации. /В книге Елисеева О.П. «Конструктивная психология и психодиагностика личности. - Псков, 1994, с.136-138.

4.Подготовиться к лабораторной работе № 7

5. Проанализировав выводы проведённой методики, результаты внести в психологический паспорт.

6.Провести методики №2, №3 и сравнить с полученными результатами на занятии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: