Философская система Гегеля

 

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса. Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием - принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии:

логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий;

природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный дух.;

высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.

Отсюда возникают три части системы Гегеля:

1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein).

2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и

3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.
15 Иррационализм в философии XIX в. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

 

Иррационализм - философское направление, представители которого отрицают идею упорядоченного устройства мира.
Согласно иррационализму - бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично.
В теории познания иррационализм означает признание средством познания - чувства, инстинкты, интуицию.
В этике иррационализм означает отрицание возможности сформулировать единые для всех моральные законы.
В рамках философского иррационализма развивались:
«Философия жизни» - представители Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Бергсон
«Философия воли» - Артур Шопенгауэр
Экзистенциализм - Хайдеггер, Жан поль Сартр.
Ницше (1844-1900) осн. работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К геологии морали».
Основное внимание уделял проблемам морали, моральный идеал - «сверхчеловек».
Ницше придерживает критики традиционную европейскую мораль, основанную на христианстве.
Ницше считает, что основное различие между людьми, что одни люди сильные, другие слабые. Сильные ценят, то что соответствует их типу: агрессивность, настойчивость. Слабые: сострадание и милосердие. Ницше считает, что слабых людей больше, потому и возникло христианство. Ницше: христианство - мораль слабых людей, потому что признает равенство между людьми независимо от достоинств.
Черты и идеалы сверх человека: сверхчеловек признает ценности зла, потому что оно является источником страдания, он признает ценность страдания и отрицает ценность сострадания. Сверхчеловек независим от любых убеждений, в первую очередь от своих собственных.
Экзистенциализм_ философское течение, возникло в 20-е годы 20 века. Само понятие «экзистенция» ввел раньше философ Кьеркегор в 1 половине 19 века.
Экзистенция_ способ бытия человеческой личности, центральное ядро человеческого я, благодаря которому человек выступает как неповторимое, уникальное существо.
Представители: Гадамер Х.Г (один из крупных философов 20-го века), К. Ясперс, А. Камю, Ж-П Сартр, Н.А, Бердяев, Лев Шестов.
Возникновение экзистенциализма связывают с потерей доверия к общественному прогрессу, вера что идеалы справедливости, с каждой новой эпохой реализуется в большей степени.В 1931 книга Ясперса «Духовная ситуация времени»
Вывод - человек не должен связывать смысл существования с историей, с прогрессом, но деятель должен знать историю, для того чтобы знать от чего себя защитить.
Первый принцип экзистенциализма, сформировал Ж-П. Сартр в работе «Экзистенциализм - это гуманизм» В человеке существование предшествует сущности. Человек сначала появляется на свет, потом сам для себя создает свою сущность и реализуется как сам видит.
Второй - человек обречен быть свободным. Обречен, значит не сам себя создал, а свободен_ потому что сам за всё отвечает.
Третий - человек абсолютно свободен, но не может поступать в соответствии со своими желаниями, потому что узнает о них тогда, когда поступок уже совершен.
Нормальным состоянием человека является состояние тоски и скуки, а положительные эмоции - поддельные и являются результатом самовнушения. У каждого человека есть 2 основных страха - страх житейский и онтологический.
Житейский страх: потерять жизнь и её благо.
Онтологический: не найти предназначение, ради которого можно пожертвовать собой
Человеку всё позволено при условии последующей расплаты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: