Сатира в романе Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Традиции просвещенческой литературы и философии в романе

«Путешествия Гулливера» — сатирико-фантастическая книга Джонатана Свифта, в которой ярко и остроумно высмеиваются человеческие и общественные пороки.

Свифт был противоположен господствовавшему идейному направлению английской литературы XVIII века.

Ему был глубоко чужд компромиссный характер английского Просвещения. Свифт по своему духу ближе всего к французским просветителям, и неслучайно самым талантливым его учеником был Вольтер. Свифт последовательно и беспощадно изобличает аристократию. Он зло высмеивает паразитизм и развращенность дворянства. «Путешествия Гулливера» – программный манифест Свифта-сатирика. В первой части книги читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеивается, с разных сторон, самомнение человеческой гордыни. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы – выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Сатира Свифта в тетралогии имеет две основные цели.

1. Свифта всегда выводило из себя излишнее человеческое самомнение: он писал в «Путешествиях Гулливера», что готов снисходительно отнестись к любому набору человеческих пороков, но когда к ним прибавляется ещё и гордость, «терпение моё истощается». Во всех частях тетралогии Свифт последовательно и ярко показывает, насколько необоснованно высокомерное человеческое самомнение.

2. Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера».

В поисках положительной программы Свифт хватается за теорию просвещенного, гуманного монарха, окруженного талантливыми и честными советниками. Он думает, что при просвещенном монархе можно добиться блага народа "сверху"; он винит в государственных бедах царедворцев и фаворитов, которые "забрызгивают короля грязью, и он оказывается поэтому грязнее всех"; он упрекает королей за пренебрежение к талантам и добродетелям

Столкнувшись непосредственно с освободительным движением ирландского народа и политикой Англии в отношении ирландцев; Свифт разочаровался в теории просвещенного абсолютизма. Монарх-мудрец может принести пользу народу, но это не радикальное средство, а кроме того - утопия.

Для Свифта разум и добродетель - одно и то же. Он противопоставляет этому тождеству другое - порок равнозначен безумию.

К явлениям действительности Свифт, как истинный просветитель, подходит с меркой разума. Происходит переоценка ценностей: все то, чем люди дорожат, из-за чего дерутся в общей свалке - золото, орденские ленты, различие религиозных обрядов и верований, - оказывается на поверку чепухой, нелепостью" "свихнувшегося мира". Все это не выдерживает испытания разумом.

Особенно пустой и бессмысленной оказывается религия, ибо она по своему существу враждебна разуму

Свифт беспощадно осмеивает различные ветви христианства и религиозный фанатизм вообще.

После разочарования в теории "просвещенного абсолютизма" такая постановка проблемы вполне логична. Но прогресс науки, как и буржуазный прогресс, представляет собой для Свифта безотрадное зрелище.

Отношение Свифта к просветительству чрезвычайно противоречиво. Он тоже стремится усовершенствовать общественный стройно эта тенденция сталкивается у Свифта с сомнением в просветительных идеях и в возможности основать проповедью век добродетели и разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: