Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи. Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Выделяют следующие группы речевых нарушений:
Первая группа-нарушение средств общения:
1) фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушение произношения отдельных звуков;
2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, IIIуровней), нарушены все компоненты языковой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне. (лексика, грамматика, фонетика и фонематика). В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
|
|
Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, котор рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котор заикание сочетается с онр.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и онр как их системные, отсроченные последствия.