ТЕМА: «ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА»

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих опера­ций составляют до 50°/о общих затрат на логистику.

Транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежа­щие нетранспортным предприятиям.

К задачам транспортной логистики в первую очередь отно­сят задачи, решение которых усиливает согласованность дей­ствий непосредственных участников транспортного процесса:

• обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса; техническое соответствие означает согласо­ванность параметров транспортных средств, которая позво­ляет работать с контейнерами и пакетами;

• обеспечение технологического соответствия участников транс­портного процесса; технологическое соответствие подразу­мевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки;

• согласование экономических интересов участников транспорт­ного процесса (общая методология построения тарифной системы);

• использование единых систем планирования (разработка и применение различных планов-графиков для различных ви­дов транспорта).

К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор марш­рута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства.

Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые пе­ревозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.

Транспортная цепь - этапы перевозок груза на определенные расстоя­ния, в течение определенного периода времени, с использованием транс­портных средств одном или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контей­нер).

 

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Существует два основных подхода к организации транспортного процесса:

• традиционный;

• логистический с участием оператора мультимодальной пере­возки.

При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия.

При логистическом подходе к смешанной перевозке появля­ется новый участник транспортного процесса - единый опера­тор мультимодальной перевозки.

Наличие единого оператора создает возможность планиро­вать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе.

  Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозки  
Традиционный подход (прямая смешанная перевозка) Логистический подход к смешанной перевозке (мультимодальная перевозка)
Два и более вида транспорта Два и более вида транспорта
Отсутствие единого оператора перевозки Наличие единого оператора перевозки
Отсутствие сквозной ставки на перевозку Единая сквозная ставка на транспортировку
Последовательная схема взаимодействия участников Последовательно-центральная схема взаимодействия участников

 

ВЫБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С УЧЕТОМ ЛОГИСТИКИ

Выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, определяется информацией о характерных особен­ностях различных его видов. Рассмотрим основные преимуще­ства и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его пре­имуществ - высокая маневренность. Этот вид транспорта обес­печивает регулярность поставки. Основными его недостатками являются:

• сравнительно высокая себестоимость перевозок;

• возможность хищения груза и угона автотранспорта;

• сравнительно малая грузоподъемность.

ВЫБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С УЧЕТОМ ЛОГИСТИКИ

Выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, определяется информацией о характерных особен­ностях различных его видов. Рассмотрим основные преимуще­ства и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики.

1. Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его пре­имуществ - высокая маневренность. Этот вид транспорта обес­печивает регулярность поставки. Основными его недостатками являются:

• сравнительно высокая себестоимость перевозок;

• возможность хищения груза и угона автотранспорта;

• сравнительно малая грузоподъемность.

2. Преимуществами железнодорожного транспорта выступают:

• хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

• возможность сравнительно быстрой доставки груза на боль­

шие расстояния;

• невысокая себестоимость перевозки.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отне­сти ограниченную возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.

3. Основные преимущества морского транспорта - низкие гру­зовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие тре­бования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отпра­вок. Кроме того, морской транспорт зависит от погодных и на­вигационных условий.

4. Преимуществом речного транспорта являются низкие грузо­вые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на рас­стояние более 250км этот вид транспорта - самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта относят ма­лую скорость доставки, низкую доступность в географическом плане.

5. Основное преимущество воздушного транспорта - большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высо­кая сохранность грузов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависи­мость от метеоусловий..

6. Достоинство трубопроводного транспорта в обеспечинии низкой себестоимости при высокой пропускной стпособности. Степень сохранно­сти на этом виде транспорта высока. Недостатком является уз­кая номенклатура подлежащих транспортировке грузов.

Экспертная оценка значимости различных факторов показы­вает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки;

• стоимость доставки.

 

ВЫБОР МАРШРУТА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С УЧЕТОМ ЛОГИСТИКИ

Основным методом логистики при определении опти­мального маршрута движения груза является анализ полной сто­имости. Применение этого метода означает учет всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая по­зволит уменьшить суммарные затраты. При этом предполагает­ся, что в одной области можно повысить затраты, если это при­ведет к экономии в целом по системе.

Выбор оптимального маршрута доставки производится, как правило, экспедитором грузовладельца при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или извест­ного груза на новом направлении. На основании предваритель­ной оценки возможных решений определяются 2-4 конкуренто­способных варианта. По каждому из них собираются исходные данные, а затем на основе выполненных расчетов рекоменду­ется оптимальный вариант.

Рассмотрим пример определения расходов на перевозку экспортных удобрений в количестве 20 000 т из Невинномысска (поставщик РФ) в китайский порт Далянь (покупатель) при усло­вии, что основную перевозку оплачивает поставщик. В соответ­ствии с этими условиями грузоотправитель должен организовать основную перевозку груза, перевалку в порту или на железно­дорожной станции, транспортировку от порта до места назначе­ния. Экспедитор предложил следующие схемы доставки:

1) Невинномысск - Ж/д транспорт - порт Новороссийск - Морской транспорт - порт Далянь.

Расходы при перевозке по железной дороге от Невинномыска до Новороссийска составляют 5,06 долл./т плюс 5,8 долл./т - ставка за погрузо-разгрузочные работы в порту плюс 17,5 долл./т - фрахтовая ставка от порта Новороссийск до порта Далянь. Всего транспортировка составила 28,36 долл./т. Общая сумма = 567 200 долл.

2) Невинномысск - Ж/д транспорт - порт Одесса - Мор­ской транспорт - порт Далянь:18,42 + 5,1 + 17,5 = 41,02 долл/т. Общая сумма = 820 400 долл.

3) Железнодорожный вариант от Невинномысска до горо­да Далянь: Общая сумма = 1 130 000 долл.

По цене перевозки оптимальным будет первый вариант, од­нако экспедитор помимо стоимости оценивает также другие факторы:

• время транспортировки;

• вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути,

• вероятные повреждения груза.

И затем вместе с грузовладельцем отбирается наилучший вариант. После выбора оптимальной схемы экспедитор выбирает не­посредственных участников перевозки и заключает соответству­ющие договоры.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ НА ТРАНСПОРТЕ

Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различ­ных видах транспорта. Стоимость транспортировки грузов определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф - цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. Фрахт - цена за транспортировку, установленная по согласо­ванию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конк­ретную перевозку (применяется в основном на морском транс­порте).

Рассмотрим принципы установления цен на различных ви­дах транспорта.

На железнодорожном транспорте тарифы устанавливаются централизованно Министерством путей сообщений и публикуют­ся в Прейскуранте ти от скорости перевозки: грузовой, большой скоростью и с пас­сажирскими поездами. Тарифные ставки определяются рассто­янием от станции отправления до станции назначения и вида отправки (повагонная, контейнерная, маршрутные отправки). При перевозках внешнеторговых и транзитных грузов может приме­няться международный транспортный тариф (МТТ).

На морском транспорте при линейных перевозках применя­ются тарифы, которые дифференцируются в зависимости от рода груза и портов погрузки и выгрузки. При трамповых пере­возках цена определяется на конкретный рейс в зависимости от конъюнктуры рынка в виде ставки фрахта. При перевозках меж­ду российскими портами (каботаж) используются тарифы, утвер­жденные Министерством транспорта и опубликованные в Прей­скуранте 11-01. Тарифы состоят из движенческой и стояночной составляющих и зависят от рода груза, расстояния перевозки и портов захода.

Цены за услуги автомобильных перевозчиков устанавливается предприятиями самостоятельно в зависимости от тариф­ной ставки и тарифной схемы. Последняя представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу, транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза, типам и маркам подвижного состава.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: