Персонал, участвующий в гуманитарных операциях

Если в зоне вооруженного конфликта не участвующее в вооруженной борьбе население недостаточно обеспечено запасами, необходимыми для выживания, с согласия заинтересованных сторон проводятся операции по оказанию гуманитарной помощи. Каждая сторона в конфликте должна максимально содействовать персоналу, оказывающему такую помощь. Персонал, участвующий в гуманитарных операциях, должен пользоваться уважением и защитой. Незаконными участниками вооруженных конфликтов считаются шпионы и наемники.

Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или обманным путем, собирают или пытаются собирать сведения на территории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последующей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируемой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.

Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственное участие в боевых действиях.

Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепризнанные гарантии судебной защиты.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностранного государства (ст. 276) и наемничество (ст. 359). Лица, не принимающие непосредственного участия в вооруженном конфликте, считаются гражданскими лицами. Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, принадлежность к которому определяется не столько ношением гражданской (невоенной) формы одежды и признаками пола или возраста, сколько конкретными действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту).

Право ВООРУЖЕННЫХ конфликтов содержит целую систему норм международно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями (см. ‘Ориентир», 1997, № 8, с. 52). В 1945 году, находясь под впечатлением тяжелых последствий и ужасов второй мировой войны, мировое сообщество пришло к выводу о необходимости избавить грядущие поколения от бедствий войны.

С этой целью была создана Организация Объединенных Наций, которая получила полномочия принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позже, в 1948 году, Совет Безопасности ООН впервые принял решение учредить Миссию ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке и привлечь в ее состав военный персонал из нескольких стран мира. Так возникла новая форма международного военно-политического сотрудничества, получившая обобщенное название «миротворчество».

Уникальность такого вида применения вооруженных сил точно подметил бывший генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд, который подчеркивал, что «миротворчество — не свойственная задача для военных, но только военные могут с ней справиться». С той поры миротворческие операции приобрели значительно более широкий размах, стали более многочисленными и включают разнообразные виды деятельности. Всего к 1998 году было проведено около 40 различных международных миротворческих операций. С начала 90-х годов к таким операциям стали активно привлекаться воинские контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время российские воинские контингенты принимают участие в миротворческих операциях на территории Грузии (в Абхазии и Южной Осетии), Таджикистана, Молдавии (в Приднестровском районе) и бывшей Югославии (в Боснии и Герцеговине). Правовой статус военнослужащих из состава миротворческого контингента определяется конкретным типом проводимой операции и масштабом санкционированного применения штатного оружия.

Несмотря на все многообразие и специфику каждой отдельной миротворческой операции, их можно условно разделить на два типа. Операции по поддержанию мира. Миротворческие войска временно вводятся в зону конфликта, имея задачу сдерживать вооруженную борьбу, не допускать возобновления военных действий и восстанавливать мир и безопасность (примером может служить миротворческая операция ООН на Кипре, миротворческая операция по мандату СНГ в Таджикистане и т. п.). Войска должны быть беспристрастными по отношению ко всем сторонам, вовлеченным в конфликт.

Они имеют только легкое оружие, которое разрешается применять исключительно для самообороны. Миротворческий контингент не является стороной в конфликте и формально не имеет противника. При необходимости применить силу для самообороны воины-миротворцы должны действовать в строгом соответствии с нормами ПВК, исходя из международно-правовых обязательств своего государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: