Процесс принятия решения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и социологии управления

 

 

Доклад на тему:

«Основные теории принятия решения как процесса»

Исполнители:

Кроливец Яна

Кузнецова Дарья

Студентки группы ГМУ-042

Проверила:

Чепрас Наталья Георгиевна

 

.

 

 

Екатеринбург

Введение

Разработка эффективных управленческий решений — необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, прове­дения правильной кадровой политики, регулирования социально-психо­логических отношений в организации, создания положительного имиджа.В общем виде управленческое решение (индивидуальное или груп­повое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов, функционирования управляемой системы и анализа информации о се состоянии.

Решение — это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.


 

Основная часть

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществля­емый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей органи­зации.

P.A. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента

Л.Г. Евланов следующим образом определяет решение: «Принятие решения представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения – действия по устранению проблемной ситуации».

В.А. Костин рассматривает управленческое решение, как решение-процесс практической проблемы, и как решение-процесс гносеологической проблемы.

Если решение-процесс направлено на получение знаний (речь идет о предписательных знаниях), то в его структуру неизбежно будут входить различные формы познания возможностей, которые управленец должен выявить. Если решение-процесс направлено на решение практической проблемы, то здесь на первый план выходить оценка, так как необходимо выявлять насколько то или иное фактическое, соответствует желаемому.

«В гносеологических проблемах у субъекта отсутствует необходимое ему знание (это знание о незнании), в то время как в практических проблемах речь идет об отсутствии (или недостатке) каких-то средств или условий деятельности (материалов, оборудования, денег, персо-нала)».

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из име­ющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организа­ции. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направле­нию их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менед­жерами различных уровней и носит достаточно формализованный харак­тер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация, для этого менеджеров соответству­ющего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел ка управляемом объекте Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по гори­зонтали, так и по вертикали управления.

Типология, т.е. классификация, управленческих решений необходи­ма дня четкого определения особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требова­ний к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характе­ристиками. Тем не менее существуют некоторые общие признаки, позволя­ющие это множество определенным образом классифицировать

Существует три типа решений, интуитивные, основанные на сужде­ниях и рациональные.

Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не зани­мается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки.

Решения на основе суждений иногда кажутся интуитивными, посколь­ку их логика не очевидна. Такое решение — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Решение, на основе суждения обладает таким значитель­ным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. К недостат­кам можно отнести то, что данный подход не позволяет принять решение в действительно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их преж­ним действиям Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора

Во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, прибегая к рациональному решению.

Главное различие между рациональным решением и решением, осно­ванным на суждении, заключается в том, что первое не зависит от прош­лого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объектив­ного аналитического процесса.

Также выделяют нормативные, описательные и интегративные теории решения. Дадим характеристику каждому из них.

Ø Нормативные (прескриптивные) теории решений: процесс принятия решения основан на формальных, логических основах и правил. Включает рациональные, исполнимые заключения. Использование математики, в особенности теоретической статистики.

Ø Описательные (дескриптивные) теории решений: процесс объяснения, как и почему на практике решения принимаются так, а не иначе. Использование знаний из области психологии и социологии.

Ø Интегративные теории решения: процесс принятия решения, при котором ЛПР стремится к объективным, рациональным результатам, а также учитывает субъективные ценности и неполноту информации.

 

Процесс принятия решения

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

 

Вывод

Решение- процесс – это деятельность по решению проблем, включающий в себя выработку альтернатив и выбор одной из них для практической реализации.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

 

• всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

• правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

• непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

• своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

• обеспеченность ресурсами;

• ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

 

 

Список использованной литературы:

Ø Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений/Под ред. Е.М. Сергеева и др. М.,1984.С. 9.

Ø Костин В.А. Теория управления: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – 224 с.

Ø Вертаков Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие.- М.:КНОРУС, 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: