Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются –
- обеспечение личной безопасности граждан;
-
предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений; -
раскрытие преступлений; -
охрана общественного порядка.
Командование Вооруженных Сил РФ призвано обеспечить боеспособность и боеготовность вверенных им подразделений, военной техники и т.д.
Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.
|
|
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.
С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:
-
выполнение одних и тех же задач при производстве дознания; -
осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом; -
проведение дознания под надзором прокурора; -
возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.
Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:
-
выявление, -
предупреждение, -
пресечение, -
раскрытие преступлений; -
выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление; -
розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; -
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ.
Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:
|
|
-
быстрое и полное раскрытие преступлений; -
изобличение виновных; -
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Органы дознания также осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.
В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.
В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 орган дознания должен провести предварительное расследование в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.
Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.
По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.
Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.
При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.
Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.
К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.
В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.
Сами не осуществляют дознание –
-
командиры воинских частей и подразделений, -
начальники воинских учреждений, -
начальники исправительных учреждений, -
начальники следственных изоляторов.
Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.
В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.
Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.
60.Органы предварительного следствия, их компетенция.
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которыхявляется расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.
Задачами органов предварительного следствияявляются:
|
|
|
|
-
быстрое и полное раскрытие преступлений; -
изобличение виновных; -
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Следователь – это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой имфункцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.
Полномочия следователя включают в себя:
-
возбуждать уголовное дело; -
право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; -
производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; -
применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле; -
принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого; -
принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения; -
принятие решения об окончании предварительного следствия; -
право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.; -
право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий; -
привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.
Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить разрешение суда или санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.
Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, направлении дела для предания обвиняемого суду, прекращении дела, то он вправе приостановить выполнение указаний прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.
Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.
Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.
Следственный аппарат органов внутренних делсостоит из:
-
Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности; -
следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории; -
следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.
Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
Дела о таких преступлениях, как –
-
убийства, -
изнасилования, -
получение взятки,
а также все дела о преступлениях, совершенных –
-
судьями, -
прокурорами, -
следователями, -
должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы
расследуют следователи прокуратуры. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных –
-
военнослужащими Вооруженных Сил РФ; -
другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим; -
сотрудниками Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.
В следственный аппарат прокуратурывходят:
-
Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности; -
следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории; -
следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.
Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет следующую структуру:
Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;
-
следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных др.) органах безопасности; -
следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках.
Надзор за законностью действий и решений органов предварительного следствия осуществляет прокуратура.