Законодательства Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

Данная работа посвящена общей характеристике принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ и их роли в уголовно-исполнительном праве.

 

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, принципы, преступность, наказание, осуждённые, меры принуждения и воздействия.

 

 

С принятием в 1997 году УИК РФ ("Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации") завершился один из важных этапов реформиро­вания отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных на­казаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уго­ловно-исполнительное.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Без определения понятия и сущности принципов уголовно-исполнительного права, принципов уголовно-исполнительного законодательства эффективное реформирования уголовно-исполнительной системы невозможно, поскольку принципы как основные идеи определяют направления развития законодательства, позволяют глубже уяснить цели и задачи, поставленные перед уголовно-исполнительной системой, существо средств их достижения [3].

 

Принципы уголовно-исполнительного законодательства - это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний. Принципы уголовно-исполнительного законодательства впервые нормативно закреплены в ст. 8 УИК РФ, а применительно к отдельным аспектам исполнения (отбывания) уголовных наказаний они конкретизированы и детализированы в нормах Общей и Особенной частей УИК РФ. В совокупности эти принципы определяют принадлежность уголовно-исполнительного законодательства к системе российского законодательства в качестве самостоятельной отрасли и отражают его особенности. Следовательно, выделяют общеправовые и отраслевые принципы уголовно-исполнительного законодательства [4].

Общеправовые принципы - законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы- дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Система принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на положениях Конституции РФ и международных правовых актов, определяющих права человека и правила обращения с осужденными [3].

Принципы данной отрасли законодательства предопределяют содержа­ние институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов нака­заний, а также других законов и иных нормативно-правовых актов, которые будут приняты в соответствии со ст. 2 и 4 УИК и ст. 5 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса» [2].

Рассмотрим принципы уголовно-ис­полнительного права:

К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом;

к межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения на­казания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 4,13,15,17-19 и др.). В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми акта­ми. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уго­ловно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, испол­няющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, ра­ботниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными формированиями, принимаю­щими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посе­щающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в ст. 10-15 УИК, определяющих правовой ста­тус осужденных, в ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы кон­троля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание [1, 5].

Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит, в том, что должно быть, во-первых, строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неукоснительное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов, реальная возможность использования осужденными прав, предоставленных законом. Во-вторых, сотрудники уголовно-исправительных учреждений и органов должны неукоснительно выполнять свои обязанности и для этого в полной мере реализовывать свои права. Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в значительной мере обладают меньшими возможностями в защите своих законных интересов». Принцип законности, должен быть не только принципом деятельности учреждений исполняющих наказание, но и всей уголовно-исполнительной системы, как в правоприменению, так и в правотворчестве, что в свою очередь означает, что ведомственные нормативные акты должны соответствовать законам [4, 5].

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во мно­гих институтах и нормах УИК. В частности, в ст. 10 УИК подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные ин­тересы осужденных...» В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обра­щению» [1].

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, - исправление осужденных, возвра­щение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в сред­ствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсив­ном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду со строгими режимными требова­ниями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания нака­зания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения [4].

Гуманизм в области уголовно-исполнительной деятельности означает человеческое отношение государства, общества к преступнику, подвергаемому уголовной репрессии. Государство должно стремиться к созданию возможности возращения осужденных к законопослушной жизни в обществе. Также гуманизм проявляется и в признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду, с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения [6].

Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в призна­нии осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего, к ли­шению свободы существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демо­кратизма выражается в сущности организации процесса исправления осуж­денных, открытой деятельности учреждений и органов, исполняющих нака­зание, осуществлении контроля за их деятельностью и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными [3].

Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к чис­лу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воз­действие на них [1].

Общеправовой принцип равенства граждан перед законом нашел за­крепление и реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе. Его истоком является конституционный принцип равенства всех перед законом, то есть равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т. д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Не равные условия отбывания наказания обусловлены психофизическими особенностями субъектов. Как отмечает В.Д.Филимонов, «запрет применять к женщинам пожизненного лишения свободы не может рассматриваться как отказ от принципа равенства при применении к ним уголовной ответственности. Он обусловлен психофизическими особенностями женщин, которые более уязвимы во взаимодействии с внешней средой, чем мужчины. По сравнению с мужчинами им тяжелее переносить такие виды наказания как пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Поэтому этот запрет не может считаться как дарованная женщинам привилегия и нарушение равенства критериев определения содержания и размеров уголовной ответственности [5].

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания -производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности. В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совер­шенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы ви­ны, поведения в процессе отбывания наказания применяется принудитель­ное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужден­ных и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и других статьях [1].

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, кото­рые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в кото­рой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип индивидуализации исполнения наказания реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от поведения при применении мер поощрения и взыскания [5, 6].

Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение наказаний, по­лучил обобщающую формулировку такой важный принцип, как рациональ­ное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и сти­мулирование их правопослушного поведения.

В Уголовно-исполнительном кодексе он впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона. Рациональное при­менение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответст­венность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59,117,119,138,169). При примене­нии этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения наруше­ния, личность осужденного и его предыдущее поведение [1].

Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. Это, преж­де всего, поощрительные нормы (ст. 45,57,71,113,134,153,167). К поощри­тельным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97,121 УИК) [1].

Рациональное применение средств исправления предполагает целена­правленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их ти­пологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализует­ся метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных. Этот метод выходит за пределы принципа дифференциации и индивидуализации наказания, но реализуется в строго определенных правовых рамках [4].

Соединение наказания с исправительным воздействием как отраслевой принцип уголовно-исполнительного права предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Это относится не только к осужденным к лише­нию свободы, при исполнении которого применяется весь комплекс средств исправительного воздействия в соответствии со ст. 9 УИК, но и к другим срочным видам наказания [4, 6].

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

Каждому виду наказания свойственен свой набор средств исправления осужденных применяемых в конкретных условиях исполнения наказания [5].

Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят свое выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирую­щих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфе­ре исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принад­лежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее са­мостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности. Принци­пы уголовно-исполнительного права призваны предопределять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать систем­ность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания. Общеправо­вые и межотраслевые принципы, реципируемые в уголовно-исполнительном праве, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают вместе с тем спе­цифику, которая обусловливается необходимостью обеспечивать особеннос­ти правового регулирования общественных отношений при исполнении на­казания [4, 5].

 

Список использованной литературы

 

1. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017)// Правовая система «Консультант плюс»

2. Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 08.01.1997 N 2-ФЗ (последняя редакция)

3. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов / А.С. Михлин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, И.В. Шмаров; Под ред. профессора В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - М.: Юриспруден­ция, с доработкой 2013г. - 350 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: