Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (напри­мер, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуни­кативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использо­вания литературного материала; показывает разный уровень осмысления литера­турного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, пробле­матика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения лите­ратурного материала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

Критерий № 3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуж­дение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотно­шение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

Критерий № 4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различ­ные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет терми­ны, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставля­ется «зачёт»).

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и пони­мание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы

Высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе пред­ложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма.

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Если при проверке сочинения по кри­терию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания Баллы
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.  
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, комму­никативный замысел сочинения прослеживается.  
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.  
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой лите­ратуры по собственному выбору, определяя свой путь использования ли­тературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сю­жет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием лите­ратурного материала (ошибка в написании автора и названия произведе­ния, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжет­ной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)  
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произве­дения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием ли­тературного материала.  
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не ста­новясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.  
КЗ. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью из­ложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.  
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логиче­ски связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.    
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написан­ного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.    
К4. Качество речи    
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.    
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бед­ностью словаря и однообразием грамматического строя речи.    
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует про­сторечными выражениями и вульгаризмами.    
К5. Оригинальность сочинения    
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к рас­крытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожи­данные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.    
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.    
Кб. Речевые нормы    
Допущено не более 2 речевых ошибок.    
Допущены 3-4 речевые ошибки.    
Допущены 5 и более речевых ошибок.    
К7. Орфографические нормы    
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.    
Допущены 2-3 орфографические ошибки.    
Допущены 4-5 орфографических ошибок.    
Допущено более 5 орфографических ошибок.    
К8. Пунктуационные нормы    
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.    
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.    
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.    
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.    
К9. Грамматические нормы    
Допущено не более 2 грамматических ошибок.  
Допущены 3-4 грамматические ошибки.  
Допущено 5 и более грамматических ошибок.  
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.  
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).  
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ  
       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: