Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Актуальность введения данной дисциплины состоит в том, что в настоящее время существует дефицит специалистов, ориентированных на работу в регионе. В Республике Хакасия и на сопредельных территориях существует много природоохранных учреждений, особо охраняемых природных территорий, есть возможность проводить научные исследования фауны и животного населения. В то же время изучение дисциплин общепрофессионального блока обеспечивает лишь широкую подготовку выпускников. В случае, если эти специалисты начинают работать в регионе и заниматься полевыми исследованиями животных, требуется дополнительная подготовка. Дисциплины специализации, обеспечивают эту подготовку.

Дисциплина «Экология птиц» является дисциплиной специализации, поэтому она, на примере региональных особенностей, дополняет и углубляет знания и умения, которые студент получает при изучении дисциплин общепрофессионального и естественно-научного блоков: общей биологии, зоологии, ландшафтоведения и других.

Экология птиц изучается в 8 семестре. При этом наибольшая опора делается на знания, полученные студентами при изучении зоологии позвоночных в 3 семестре. Так, вопросы анатомического строения птиц на аудиторных занятиях по экологии птиц не рассматриваются вообще. Адаптации птиц к полёту в строении скелета и систем внутренних органов вынесены на самостоятельное изучение. Вопросы физиологии птиц (движение, питание, газообмен, терморегуляция, водно-солевой обмен) и происхождение и эволюция птиц рассматриваются как продолжение и расширение этих вопросов из курса зоологии позвоночных. Рассмотрение методик учёта птиц также проводится с опорой на знания и умения, полученные при прохождении студентами полевой практики по зоологии позвоночных. Вопросы популяционной динамики птиц и влияние на птиц абиотических факторов рассматриваются как частые случаи общеэкологических закономерностей, изученных студентами в курсе «Общая экология» в 6 семестре.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины следующие:

1. Отбор содержания курса проводился таким образом, чтобы максимально полно познакомить студентов с разнообразием авифауны Хакасии и её региональными особенностями.

2. Наибольшее внимание уделено видам и другим систематическим группам, которые имеют практическую значимость, занесены в Красные книги РФ и РХ

3. Большое внимание уделяется истории изучения фауны птиц республики, знакомству с современными исследованиями и проблемам недостаточной изученности фауны республики.

4. Содержание лабораторных занятий не дублирует, а дополняет содержание лекций.

5. На лабораторных занятиях предусматривается работа только с натуральными объектами.

Организационно-методический план

Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану)
               
I. Аудиторная:                  
лекции                  
семинары                  
практические занятия                  
лабораторные работы                  
ИТОГО:                  
II. Внеаудиторная:                  
курсовые работы +               +
контрольные работы                  
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                  
подготовка к экзамену                  
другие виды внеаудиторной работы                  
ИТОГО:                  
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) Экз.               Экз.
Общая трудоемкость дисциплины:                  

Структура и содержание дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: