До сих пор причины не известны точно

Экология – это наука, изучающая отношение живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

2. Кто ввел в науку термин «экология»?

Термин «экология» (от греч. oikos – дом, жилище, logos - учение) ввел известный немецкий биолог Эрнест Геккель. 1866 год

3. Что является предметом изучения экологии?

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмом и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

4. Как классифицируют экологические науки?

С точки зрения фактора времени экология делится на историческую и эволюционную.

Кроме того различают экологию животных, экологию человека, экологию растений и экологию микроорганизмов.

Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины. На стыке экологии с другими отраслями знаний развиваются новые направления, о которых было сказано ранее.

Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, изучающая биосферу планеты как глобальную экосистему.

С научно-практической точки зрения экология делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов

5. Чем отличаются биоэкология и геоэкология?

Биоэкология - наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем надорганизменного уровня, популяционных экосистем и биосферы. Экология изучает основные фундаментальные закономерности: поток энергии, циркуляцию химических элементов. Обычно экология считается частью биологии.

Геоэкология — комплексная наука на стыке экологии и географии

6. Каковы задачи экологии?

а) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

б) улучшение качества окружающей природной среды;

в) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

г) оптимизация инженерных, экономических, организационно-право- вых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

Основные прикладные задачи:

а) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

б) улучшение качества окружающей природной среды;

в) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

г) оптимизация инженерных, экономических, организационно-право- вых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

Стратегическойзадачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

7. С какими науками связана экология?

науки о земле, физику и химию, в различные инженерные отрасли, а также за пределы естественных наук – экономию, политику, этику, социологию.

8. К каким наукам относится экология?

 

9. Где используются достижения экологии?

достижения экологии являются теоретической основой для выработки стратегии взаимоотно­шений человечества с природой, рационального природополь­зования и охраны природы.

10. На какие этапы делят историю развития экологии?

1 этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до 19 века).

2 этап – формирование экологии в самостоятелдьную отрасль знания (с середины 19 века до середины 20 века).

3 этап — превращение экологии в междисципли­нарную науку (с середины XX в. по настоящее время).

11. Дайте характеристику этапам экологии.

На 1 этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

2 период, по сравнению с предыдущим, был более прогрессивным. Благодаря ему в экологии зародилось научное направление - популяционная экология, приоритетной проблемой которой являются биотические взаимодействия в биоценозе. Недостаток этого направления в том, что даже при изучении сообщества суть явлений сводится к функционированию отдельных популяций, т. е. к разложению биоценоза на составляющие элементы. Английский ученый Ч.Дарвин (1809 - 1882) опубликовал в 1859 году научный труд «Происхождение видов путем естественного отбора», с появлением которого экология стала развиваться на качественно новой основе. В 1866 году немецкий биолог Э.Геккель, употребив впервые термин «экология», дал определение сущности новой науки.

На 3 этапе из строгой науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики..». С сере­дины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся про­блем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук.

12. Что такое живой организм?

Живой организм – целая биологическая система, состоящая из взаимозависимых и соподчиненных элементов, взаимоотношения которых и особенности строения определены их функционированием как целого.

13. Что такое окружающая человека среда?

Среда – комплекс природных тел и явлений, с которыми человек находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

14. Назовите уровни организации живой материи.

· Молекулярный

· Клеточный

· Тканевой

· Органный

· Организменный

· Популяционно-видовой

· Биогеоценотический

· Биосферный

15. Объясните явление эмерджентности.

Эмерджентность – наличие у системного целого особых средств, не присущих его подсистемам и блокам, а также сумме других элементов, необъединенных системообразующими связями.

16. Что понимают под обменом веществ в живых организмах?

При обмене веществ (метаболизм) происходит множество химических реакций. Например, дыхание и фотосинтез.

Обмен веществ – это набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды

17. Что такое ферменты, витамины и гормоны?

Ферменты – вещества, ускорящие химические реакции.(катализаторы).

Витамины — это группа низкомолекулярных органических веществ различного химического строения, которые участвуют в регуляции многих биохимических реакций и функций организма.

Гормоны – это высокоактивные биологические вещества, регулирующие рост, жизнедеятельность, репродуктивную и другие функции организма.

18. Что такое онтогонез и филогенез?

Онтогенез – метоболические процессы, происходящие в организме от зарождения до конца жизни.

Филогенез - историческое развитие организмов.

19. Как читается биогенетический закон Э. Геккеля?

Онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.

20. Что такое прокариоты и эукариоты?

Прокариоты – одноклеточные, безядерные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами.

Эукариоты – одноклеточные и многоклеточные организмы, имеющие в клетках истинное ядро.

21. Назовите основные среды обитания биоты.

Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

22. Назовите основные экологические факторы.

Абиотические, биотические, антропогенные

Абиотические — факторы неживой природы:

Биотические — связанные с деятельностью живых организмов:

Антропогенные (антропические) –связанные с деятельностью человека.

23. Что такое зона оптимума и зона пессимума?

Зона оптимума – зона нормальной жизни

Зона пессимума – зона угнетения

24. Дайте определение экологической валентности.

Это - Способность живых организмов переносить количественные колебания действия экологического фактора в той или иной степени.

25. Что такое адаптация организма?

Адаптация – приспособление организма к среде. Она развивается под воздействием трех основных факторов – изменчивости, наследственности и естесвенного отбора.

26. Назовите лимитирующие экологические факторы.

Это такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностью.

27. Как читаются законы Ю.Либиха, В.Р.Вильямса и Ю.Шелфорда, М.Ламотта и Хопкинса?

Либиха: урожай зависит от фактора, находящегося в минимуме.

Вильямса: условия жизни равнозначны, ни один из факторов жизни не может быть заменен другим.

Шелфорда: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам переносимого данным организмом.

Ламотта: величина "оптимального интервала" характеризует величину "стойкости" организма, т.е. величину его толерантности к этому фактору, или "экологическую валентность".

Хопкинса: По мере продвижения на север, восток и вверх в горы время наступления периодических явлений в жизнедеятельности организмов запаздывает на четыре дня на каждые 1! широты, 5! долготы и примерно 100 м высоты.

28. Что такое биологические ритмы? Назовите их виды.

Периодически повторящиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.

По степени зависимости от внешних условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Экзогенные ритмы полностью зависят от изменения внешней среды. Это биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внешней среды и имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду до одного цикла в год. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и другое.

29. Каково место популяций в биоте Земли?

30. Что отражают статические показатели популяции?

Статические показатели характеризуют состояние популяции на данный момент времени.

Основные из них: численность, плотность, а также показатели структуры.

31. Почему толерантность популяции к факторам среды значительно шире, чем у особи, и каково экологическое значение этого явления?

Популяция совокупность особей одного вида, способных к самовоспроизводству, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Контакты между особями одной популяции чаще, чем между особями разных популяций. Например, уровень панмиксии (свободного скрещивания) внутри популяции выше, чем между особями разных популяций. Популяция является структурной единицей вида и единицей эволюции.

32. Что отражают динамические показатели популяции?

Динамические показатели популяции отражают процессы, протекающие в популяции за определенный промежуток времени. Основные из них: рождаемость, смертность, скорость роста популяции.

33. Что понимается под продолжительностью жизни вида? «Демографические таблицы» и кривые выживания.

Рождаемость (скорость рождаемости) ~ число новых особей, появившихся в популяции за единицу времени в результате размножения.

Смертность (скорость смертности) — число особей, погибших в популяции за единицу времени (от хищников, болезней, старости и других причин).

Существует две основные модели роста популяции: J-об-разная и S-образная.

Рис. 5. Кривые роста численности популяций:

1 — J-образная кривая;

2 — S-образная (логистическая) кривая;

К — емкость среды.

J-образная кривая отражаечт неограниченный экспоненциальный рост численности популяции, не зависящий от плотности популяции.

S-образная (сигмоидная, логистическая) кривая отражает логистический тип роста, зависящего от плотности популяции, при котором скорость роста популяции снижается по мере роста численности (плотности).

34. Каковы экологические причины, вызывающие рост численности популяции по экспоненте и по логистической кривой?

Экспоненциальный роста возможен пока биотический потенциал популяции (г) реализуется полностью. Это продолжается пока низка конкуренция за ресурсы.

логистический тип роста зависит от плотности популяции

35. В чем суть экологической стратегии выживания?

36. Как классифицируются экологические факторы, регулирующие плотность популяции?

Факторы, регулирующие плотность популяции, делятся на зависимые и независимые от плотности. Зависимые от плотности факторы изменяются вместе с изменением плотности, к ним относятся биотические факторы. Независимые от плотности факторы остаются постоянными с изменением плотности, это абиотические факторы.

37. Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции?

Рост популяций организмов в естественных условиях ограничивается запасами пищи и доступным пространством, пригодным для местообитания - т. е. ёмкостью среды или воздействием лимитирующих (ограничивающих) факторов - сопротивлением среды. Причём эти факторы влияют на численность опосредованно, через изменение системы биотических взаимодействий.

Плотность популяции - т.е. численность особей на единице площади (ед. объёма)- регулирует состояние пищевых ресурсов, степень накопления токсикантов - и поэтому влияет на рост численности. С увеличением плотности скорость роста популяции постепенно снижается до нуля и S-образная кривая выходит на некоторый стабильный уровень

38. В чем причины таких стихийных экологических бедствий, как «нашествие» саранчи?

До сих пор причины не известны точно

39. Дайте определение биоценозу, биотопу, биогеоценозу и экосистеме.

Биоценозы, как и популяции, – это надорганизменный уровень организации жизни, но более высокого порядка.

Биотоп – место обитания биоценозов

Биоценоз и биотоп вместе образуют биологическую макросистему еще более высокого ранга – биогеоценоз.

Экосистема – это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, и в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое целое, и связаны между собой обменом веществ и энергией.

40. Назовите типы отношений между организмами в экосистемах.

1) нейтрализм (ассоциация двух видов популяций не сказывается ни на одном из них);

2) взаимное конкурентное подавление;

3) конкуренция из-за ресурсов;

4) аменсализм (антибиоз) – одна популяция подавляет другую, но сама при этом не испытывает отрицательного влияния;

5) паразитизм;

6) хищничество;

7) комменсализм – одна популяция извлекает пользу от объединения с другой, а для другой популяции это объединение безразлично;

8) протокооперация – обе популяции получают пользу от объединения;

9) мутуализм (симбиоз) – связь благоприятна для роста и выживания обеих популяций, причем ни одна из них не может существовать без другой.

Взаимодействия с 1-го по 6-е – отрицательные виды взаимодействий, а с 7-го по 9-е – положительные.

41. В чем суть принципа конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе?

 

Экологическое разобщение близкородственных видов получило назва- ние принципа конкурентного исключения, или принципа Гаузе (1934 г.).

Межвидовая конкуренция за ресурсы может касаться пространства, пищи, биогенных веществ и т.п. Внутривидовая конкуренция – соперничество между особями одного вида.

 

42. Что такое экологическая ниша?

Экологическая ниша – место вида в природе, включающее отношение к абиотическим условиям существования.

 

Экологическая ниша – это область комбинаций таких значений факторов среды, в пределах которой данный вид может существовать неограниченно долго. Два различных вида не занимают одинаковые экологические ниши, но есть близкородственные сходные виды, которым требуется одна и та же ниша.

43. Охарактеризуйте поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме.

Изменение энергетики природной системы в среднем на 1% выводит последнюю из состояния гомеостаза (равновесия).

Большой круговорот длится сотни миллионов лет. Границы геологического круговорота значительно шире границ биосферы, его амплитуда захватывает слои земной коры.

Малый круговорот проходит в границах обитаемой биосферы. Будучи частью большого, малый круговорот осуществляется на уровне биогеоценоза.

 

44. Как читается первое и второе начало термодинамики?

І закон – эакон сохранения энергии гласит: для любого химического процесса общая энергия в замкнутой системе всегда остается постоянной. Энергия может только перераспределяться, либо переходить в другую форму, но возникнуть ниоткуда или бесследно исчезнуть не может.

ІІ закон – эакон энтропии: процессы, связанные с превращением энергии, могут самопроизвольно лишь при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную.

45. Как читается правило 1% и 10% Линдемана?

Изменение энергетики природной системы в среднем на 1% выводит последнюю из состояния гомеостаза (равновесия).

С одного трофического уровня пирамиды переходит на другой, более высокий ее уровень, в среднем около 10% энергии, поступивший на предыдущий уровень пирамиды.

46. Что такое пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни?

 

Энергия передается от организма к организму, создающих пищевую или трофическую цепь: от автотрофов, продуцентов (создателей) к гетеротрофам, консументам (пожирателям) и так 4-6 раз с одного трофического уровня на другой.

Трофический уровень – это место каждого звена в пищевой цепи

Трофические цепи экосистем переплетаются, образуя трофические сети

 

47. Что такое экологические пирамиды? Назовите виды экологических пирамид.

Трофическую структуру изображают в виде экологических пирамид. Известны три основных типа пирамид:

1) пирамида чисел (численность организмов на каждом уровне);

2) пирамида биомассы (масса живого вещества);

3) пирамида продукции (энергии).

 

48. Что такое экологические сукцессии?

 

Стремясь к поддержанию равновесия, экосистемы способны к развитию. Определенные последовательные изменения состояния биогеоценозов местности называют сукцессиями.

Для возникновения сукцессии необходимо свободное пространство.

Различают первичную сукцессию – если формирование сообществ начинается на первоначально свободном субстрате, и вторичную сукцессию – последовательную смену одного сообщества более совершенным.

В качестве примера первичной сукцессии обычно рассматривают зарастание еловым лесом новых территорий.

Примером природной сукцессии является «старение» озерных систем (эвтрофикация): озеро – болото. Но и она не вечна. На месте болота может возникнуть лесная экосистема.

Вторичная сукцессия является следствием деятельности человека. Cмена растительности чаще происходит на месте вырубки леса. Эвтрофикация также является примером вторичной сукцессии.

49. Что такое биосфера?

Биосфера – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты, и часть планеты, которая находится в непрерывном обмене с ним.

50. Назовите семь разных типов веществ в биосфере по В.И. Вернадскому.

1. Живое вещество - живые организмы, населяющие нашу планету.

2. Биогенное вещество минеральные компоненты - продукты жизнедеятельности живых организмов (каменный уголь, торф, нефть, газ, известняки, мел, кислород атмосферы и т.д.).

3. Косное вещество - неживые тела, образующиеся в результатепроцессов, не связанных с деятельностью живых организмов (породы магматического и метаморфического происхождения, некоторые осадочные породы.

4. Биокосное вещество - биокосные тела, представляющие собой результат совместной деятельности живых организмов и геологических процессов (почвы, илы, кора выветривания и др.).

5. Радиоактивное вещество – атомы радиоактивных элементов (изотопы урана, радия, радона, калия, рубидия, кальция, циркония, трития, бериллия, углерода и др.).

6. Рассеянные атомы – атомы элементов, встречающиеся в природе в рас -сеянном состоянии(марганец, кобальт, медь, золото, ртуть и т. д.).

7. Вещество космического происхождения – метеориты, космическая пыль.

 

51. В чем суть учения В.И. Вернадского о биосфере?

Важнейшей частью учения о биосфере В.И. Вернадского являются представления о ее возникновении и развитии. Первые формы жизни были представлены анаэробными бактериями. Однако созидательная и преобразующая роль живого вещества стала осуществляться лишь с появлением автотрофов - цианобактерий и синезеленых водорослей (прокариотов), а затем и настоящих водорослей и наземных растений (эукариотов), что имело решающее значение для формирования современной биосферы.

52. Что такое автотрофы и гетеротрофы? автотрофы - организмы, синтезирующие нужные им органические вещества из неорганических соединений.ицианобактерии и синезеленые водоросли (прокариоты)

ГЕТЕРОТРОФЫ, организмы, существующие за счёт использования готовых органических веществ, синтезированных автотрофами.

53.Что такое ноосфера?

ноосфера - окружающая человека среда, в которой природные процессы обмена веществ и энергии контролируются обществом.

54.Назовите биогеохимические принципы В.И. Вернадского.

1. Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению.

2. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, увеличивающем биогенную миграцию атомов биосферы.

3. В течение всей истории планеты ее заселение было максимально возможным для живого вещества, которое тогда существовало.

55.Какие круговороты веществ существуют?

Выделяют два основных круговорота: большой (геологический) и малый (биогенный и биохимический).

Большой круговорот длится сотни миллионов лет.

Малый круговорот в биосфере делят на:

1) круговороты газового типа с резервным фондом веществ в атмосфере или гидросфере (азот, кислород, углекислый газ, водяные пары);

2) круговороты осадочного типа с менее обширными резервуарами в земной коре (фосфор, кальций, железо).

Круговорот воды между Мировым океаном и сушей - важнейшее звено в поддержании жизни земных организмов

Круговорот углерода зависит от деятельности живых организмов.

Круговорот азота. Круговорот осуществляют микроорганизмы, превращая азот в усвояемую форму.

Круговорот кислорода. Весь кислород атмосферы проходит через живое вещество Земли за 2 тысячи лет.

Круговорот фосфора. Основная масса фосфора содержится в горных породах. Поэтому он и включается в круговорот в процессе их выветривания.

Круговорот серы. Сера находится в отложениях, почве и в атмосфере. Круговорот осуществляется микроорганизмами.

56.Какие законы распространяются на стабильность биосферы?

На стабильность биосферы распространяются два закона:

1) принцип Ле Шателье - Брауна: при внешнем воздействии, выводящем экосистему из состояния устойчивого равновесия, равновесие смещается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется.

2) правило одного процента: изменение энергетики природной системы в среднем на 1% выводит последнюю из состояния гомеостаза (равновесия).

57. В чем смысл модели устойчивого развития общества?

Устойчивое развитие такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

58. Охарактеризуйте историю возникновения понятия «устойчивое развитие».

Начало — 1970-е

 

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.

 

Назаретян А. П. считает, что концепции «устойчивого развития» в 1970—1980-х годах «походили на врачебные рекомендации по продлению агонии обречённого пациента». Многие варианты подобных концепций для преодоления экологических и продовольственных кризисов предлагали форсированно сократить население планеты.

 

59. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?

60. Перечислите всемирные саммиты по устойчивому развитию общества. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке — Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?

 

Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)

Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.)

Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.).

. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2) состоялась 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в которой участвовало 178 стран, 114 глав государств и правительств. Наибольшим достижением конференции было признание того факта, что проблемы окружающей среды и развития не могут более рассматриваться раздельно.

61. Дайте характеристику факторам устойчивого развития.

 

62. Назовите стратегии и принципы устойчивого развития.

В 1991 г. была принята Всемирная стратегия охраны природы. Этот документ получил название: «Забота о Земле — стратегия устойчивого существования».

принципы устойчивого развития:

► уважение и забота обо всем сущем на Земле;

► повышение качества жизни

► сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;

► предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;

► развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;

► изменение сознания человека и стереотипов его поведения;

► поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;

► выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;

► достижение единства действий на мировом уровне.

 

63. Какие уровни устойчивого развития вы знаете?

Локальная интеграция индивидуумов осуществляется в рамках конкретной производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности. Только деятельность ведет, с одной стороны, к интенсификации деградации естественной среды обитания человека, а с другой - с ее целенаправленной трансформацией связан процесс стабилизации исторически сложившихся природных связей и отношений.

В течение 70-80-х гг. в большинстве стран мирового сообщества были сформированы централизованные структуры, координирующие проблемы социально-экологического развития на национальном уровне. Вместе с тем на протяжении 80-90-х гг. в процессе разрешения конкретных социально-экологических противоречий национального масштаба требуется выход на межнациональный уровень. Решением Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) соответствующие задачи были поставлены перед ЮНЕП, решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию было рекомендовано создание Комиссии по УР, членами которой должны стать представители всех стран мирового сообщества.

Региональный уровень будет рассмотрен на примере РК в лекции «Казахстан на пути к устойчивому развитию»

64. Что такое природные ресурсы?

Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

 

65. Дайте характеристику классификации ресурсов.

Природные ресурсы классифицируются по разным признакам.

· Исчерпаемые

· Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

· Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)

· Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)

· Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)

66. Что такое рациональное и нерациональное природопользование?

Рациональное природопользование – это комплексное научно -обоснованное использование природных богатств

Нерациональное природопользование приведет к нарушению равновесия в биосфере

 

 

67. Дайте характеристику минеральным ресурсам Казахстана

 

68. Что из себя представляют топливно – энергетические ресурсы Казахстана?

 

69. Дайте характеристику глобальным экологическим проблемам совре-

менности.

70. Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?

71. Назовите основные виды вмешательства человека в экологические

процессы.
72. Дайте определение загрязнения окружающей среды. Укажите его

виды, объекты и масштабы.

73. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность

для человеческой популяции и природных биотических сообществ?

74. Что вы знаете о загрязнении продуктов питания?

75. Охарактеризуйте эколого-генетические последствия загрязнений ОС.

76. Что такое социально-экологический кризис? Как он увязывается с устойчивым развитием?

77. Назовите новые виды воздействий на живые организмы.

78. Что породило проблему бедности и богатства, несправедливости и неравенства?

79. Охарактеризуйте демографические проблемы и устойчивое развитие.

80. Что такое изменение генофонда?

Генофонд — понятие из популяционной генетики, описывающее совокупность всех генных вариаций (аллелей) определённой популяции. Популяция располагает всеми своими аллелями для оптимального приспособления к окружающей среде. Можно также говорить о едином генофонде вида, так как между разными популяциями вида происходит обмен генами.

81. Какие объекты окружающей природной среды относят к националь- ным и международным?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: