Хранение, захоронение отходов производства

Объект налогообложения

Объектами обложения экологическим налогом признаются:

– в 2009 г. – размещение отходов производства на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов (Закон № 1335-XII);

– в 2010–2011 гг. – хранение, захоронение отходов производства (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 НК).

Следовательно, налоговая обязанность у организаций возникает с момента появления отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности организации.

Порядок уплаты экологического налога за захоронение отходов производства не изменился. Владельцы объектов захоронения отходов являются налоговыми агентами и выполняют установленную НК обязанность исчислять собственникам отходов производства экологический налог за захоронение отходов производства (п. 4 ст. 208 НК).

Налоговые декларации (расчеты) представляются:

– за хранение отходов производства на объектах хранения отходов – плательщиками – владельцами объектов хранения отходов;

– за захоронение отходов производства – владельцами объектов захоронения отходов.

Плательщики

Плательщиками экологического налога являются:

– за захоронение отходов производства – организации и индивидуальные предприниматели – собственники отходов производства.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами этих объектов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения;

– за хранение отходов производства – организации и индивидуальные предприниматели – владельцы объектов хранения отходов.

Льготы

Не облагается экологическим налогом:

– хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов (абз. 10 п. 2 ст. 205 НК);

– хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (абз. 11 п. 2 ст. 205 НК).

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства содержатся в приложении 8 к НК.

В 2010 г. НК определена новая ставка налога в размере 879 480 руб. за 1 т – за захоронение отходов, по которым не определены классы опасности.

Применять данную ставку необходимо, когда собственник отходов вывез какие-то отходы без разрешения на захоронение отходов производства (получается в территориальных органах Минприроды РБ) и в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь (утвержден постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85), для этих отходов нет сведений о степени опасности.

4. Производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений (с 1 января 2011 г. данный налог переходит в разряд неналоговых платежей)

Объект налогообложения

Объект обложения экологическим налогом – производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска).

С учетом того что товары, облагаемые налогом, указаны в наименовании объекта, налоговая обязанность у организаций возникает при их производстве и импорте.

Кроме того, при определении объекта налогообложения следует учитывать, что товары, подлежащие налогообложению, определяются товарной позицией 32 по коду ТН ВЭД.

С 1 января 2010 г. в качестве ТН ВЭД РБ применяется единая ТН ВЭД ТС, утвержденная Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 21.01.2010 № 56). Текст ТН ВЭД ТС содержится в Решении Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Также следует учитывать, что состав летучих органических соединений в импортируемом товаре может быть подтвержден технической документацией производителя на такие товары, в которой содержится информация о количественном и качественном составе компонентов продукции, в приложении А к Руководящему документу Республики Беларусь 0212.5-2002 "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов", утвержденному постановлением Минприроды РБ от 28.05.2002 № 11, либо в заключении аккредитованной лаборатории о содержании в товаре компонентов летучей части. Также подтверждением указанной информации могут служить сведения, приводимые производителем на таре (упаковке).

Льготы

Не облагается экологическим налогом производство товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений, реализованных на экспорт. Данная льгота возможна при условии раздельного учета.

Ставка экологического налога

За производство и (или) импорт 1 т товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений, применяется ставка налога в размере 270 295 бел. руб.

5. Производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров (с 1 января 2011 г. данный налог переходит в разряд неналоговых платежей)

Объект налогообложения

В 2010 г. объект обложения экологическим налогом – производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

В 2010 г. МНС РБ разрешило организациям определять объект обложения налогом несколько иным путем, чем оно того требовало раньше. Ранее (в 2009 г.), если товар был упакован в несколько видов тары, налоговые инспекции требовали, чтобы в документах была указана точная масса каждой тары, в которую упакован товар. Например, товар упакован в 2 вида тары – картонную и пластмассовую. Общую массу тары можно найти, отняв от массы товара брутто массу товара нетто. Таким образом мы получим массу всей тары. Но как общую массу тары разделить на массу пластмассовой и картонной тары? В 2009 г.

налоговые инспекции в данной ситуации утверждали, что так как масса каждой тары неизвестна, то налог надо платить исходя из стоимости товара (это намного больше, чем если считать налог исходя из массы тары).

В этом году позиция министерства изменилась.

МНС РБ ссылается на ст. 426 Гражданского кодекса РБ, которой установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не определено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю его принадлежности, а также относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством или договором.

Коммерческими документами являются счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 8 Таможенного кодекса РБ).

Из этого МНС РБ делает вывод, что при ввозе товара, упакованного в пластмассовую тару и тару на основе бумаги и картона, сумма экологического налога, подлежащего уплате в бюджет, может быть рассчитана исходя из массы тары, определенной как разница между весом брутто и весом нетто, указанными в инвойсе, и процентного соотношения массы каждой тары, предусмотренного договором. Сведения о массе брутто и массе нетто могут содержаться как в договоре, в соответствии с которым импортируется товар, так и в спецификациях, товарно-транспортных накладных, иных документах к договору (письмо МНС РБ от 23.07.2010 № 2-2-13/872 "Об актуальных вопросах исчисления экологического налога" (вопрос 4 этого письма)).

6. Ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции (вводится с 1 января 2011 г.)

Объект налогообложения

По новому объекту налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Минприроды РБ и дающего право на ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.

Ставка налога

Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 23 000 бел. руб. за 1 кг озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до ввоза названных веществ на территорию республики.

Налоговые декларации (расчеты) экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, плательщиками в налоговые органы не представляются.

Льгота

От обложения экологическим налогом освобождается ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: