Таким образом, монополизм и экономический кризис обусловливают, поддерживают и усиливают друг друга

Три вопроса

Казалось бы, ситуация на рынке моторного топлива в 2008 г. не может не радовать.

Например, в Новосибирской области при индексе потребительских цен за 11 месяцев 112,3% рост розничных цен на бензин Аи-76 составил 111,7%, на А-92 – 102,4%, наА-95 – 113,6%, по дизельному топливу – 109,5%. И все это было бы прекрасно, если бы не два «но»:

√ за тот же период на мировых рынках нефть марки Urals подешевела в 1,8 раза, Brent – вдвое;

√ за июнь–ноябрь 2008 г. розничная цена в США на бензин, прежде всего по причине резкого удешевления нефти, упала более чем вдвое и составила в некоторых штатах всего45 центов за литр (12–13 руб.). Таких низких цен в США не было с марта 2005 г. При этом по сравнению с прошлым годом средняя цена упала уже на 1,2 дол. за галлон. Больше всего от снижения цен выиграли жители богатого нефтеперерабатывающими предприятиями побережья Мексиканского залива, и в особенности Хьюстона, где литр бензина теперь можно приобрести по минимальной указанной цене. Чуть меньше повезло жителям Нью-Йорка и Лос-Анджелеса – там бензин стоит около 55 центов. Стоит напомнить, что 7 июля 2008 г. розничная цена бензина на АЗС достигала абсолютного рекорда – 4,114 дол./галлон (примерно 1,08 дол./л).Средняя по состоянию на конец ноября цена на дизельное топливо по стране опустилась до минимума за 20 месяцев –2,664 дол./галлон (примерно 70,4 цента/л). На 22 декабря2008 г. средняя розничная цена для всех используемых на АЗС в США типов дизельного топлива составляла уже2,366 дол./галлон (примерно 62,5 цента/л). Как следует из официальной статистики Министерства энергетики США, это самый низкий ценовой показатель по данному виду моторного топлива с начала августа 2005 г.

Для сравнения отметим, что на 1 декабря 2008 г. в Новосибирской области литр бензина Аи-76 стоил 19 руб.,А-92 – 21 руб., А-95 – 25 руб., дизельного топлива – 23 руб., то есть в рознице моторное топливо дороже, чем в США. К этому можно добавить, что за 10 месяцев 2008 г. индекс потребительских цен по России составлял 112,5%, индекс розничных цен по бензину Аи-76 – 118%, А-92 – 113%,А-95 – 115%, по дизельному топливу – 123%.

В принципе, прямое сравнение индексов цен на моторное топливо на рынках России и США не совсем корректно, и одна из причин – различия в системах налогообложения. В США, так же как и в России, налог привязан к мировым ценам на нефть, но регулируется гораздо оперативнее: при изменениях цены нефти понижаются или повышаются пошлины. В России пошлины пересматриваются один раз в два месяца, соответственно, и цены меняются с большой задержкой. Кроме того, пошлины привязаны не только к нефтяным ценам, но и к курсу доллара. Если же сравнивать в целом, то в Америке составляющая налога в цене на литр бензина равна 30%,в то время как в России эта величина достигает 60%. Имеются также различия при доставке моторного топлива до потребителя как по виду используемого транспорта, так и по тарифам. В России тарифы на железнодорожные перевозки существенно отличаются – в США сфера транспортных услугм онополизирована гораздо в меньшей степени. Вместе с тем контрасты в ценовом поведении анализируемых рынков слишком значительны и не могут быть объяснены только особенностями налогообложения сравниваемых стран. Из сложившейся ситуации российские нефтяные компании извлекают весьма существенный доход. Например, оптовая стоимость бензина (Аи-92) в Новосибирской области на конец ноября 2008 г. составляла 16,3 тыс. руб./т. Тонна бензина – это 1396 л. Получается, что в розницу бензин поступает по цене 11,67 руб./л, что практически вдвое ниже цен на заправках (21 руб./л).

Закономерны два взаимосвязанных вопроса:

• почему в России розничные цены на бензин не снижаются в соответствии с падением цен на основное сырье?

• почему в США такое снижение наблюдается?

Можно поставить еще и третий: что надо сделать в России, чтобы было как в США?

 

Базовые отличия рынков.

 

Россия. «Первая пятерка» нефтяных компаний – «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» – добывает свыше 75% нефти. Количество малых независимых добывающих компаний ничтожно, и объем добываемой ими нефти неуклонно сокращается: в 1998 г. – 10%,в 2007 г. – 5%. В России действует 20 нефтеперерабатывающих заводов, подавляющее большинство которых также принадлежит «первой пятерке». В итоге 85% нефтепродуктов поставляется на российский рынок вертикально интегрированными компаниями (ВИНК). По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, «Роснефть» контролирует14 российских регионов, в том числе в Сибири – Томскую область, Алтайский край, Республики Бурятия и Хакасия.«ЛУКойл» контролирует 9 регионов. «Газпромнефть» совместно с ТНК-ВР осуществляет контроль на 10 региональных рынках, в том числе в Кемеровской, Омской, Новосибирской областях. «Сургутнефтегаз» является основным продавцом на территориях еще четырех субъектов РФ. При этом 10 лет назад70% АЗС на территории России принадлежали независимым от ВИНК продавцам, теперь у них осталось только 50%заправок. ВИНК поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а независимым операторам отпускает нефтепродукты по более высокой цене, что позволяет нефтяным компаниям осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование на рынке хранения нефтепродуктов также может проявляться в форме диктата в отношении независимых продавцов вплоть до их закрытия в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. В сфере нефтепереработки в Сибири работают три крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ): в Омске, Ачинске и Ангарске. Все они обеспечены нефтью от магистральных трубопроводов, входят в состав ВИНК. Именно эти заводы производят основную часть моторного топлива. За последние15 лет в Сибири не построено ни одного крупного нового НПЗ. Омский нефтеперерабатывающий завод (контролируется ОАО «Газпромнефть») в 2007 г. переработал 16,5 млн т нефти, что на 1,4% больше показателя 2006 г. По данным специалистов Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, сегодня в области не стоит вопрос о строительстве новых нефтеперерабатывающих производств, так как актуальнее проблема загрузки существующих мощностей (установленная мощность Омского НПЗ оценивается в 19,5 млн тв год). Ожидается, что уже в 2009 г. Омский НПЗ будет выпускать бензин стандарта «Евро-3», а к 2015 г. собственники завода планируют увеличить переработку нефти до 19 млн т.Активно обновляет свои производственные мощности ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (АНХК),в Иркутской области. Установленная мощность одного из крупнейших сибирских нефтехимических предприятий –19,18 млн т в год. Но пока ангарский завод загружен меньше чем наполовину: объем переработки нефти в 2007 г.составил 9,2 млн т. Глубина переработки – 76%, выход товарных светлых нефтепродуктов – 63%. В 2008 г. прогнозный объем переработки нефти – 9,3 млн т. При этом глубина переработки возрастет до 78%. Кроме этого, компания планирует вдвое увеличить производство экологически чистого дизельного топлива, также возрастет производство высокооктановых бензинов и светлых нефтепродуктов. По данным НК «Роснефть», в структуру которой входит владелец данного завода, последние несколько лет ОАО«АНХК» вкладывает значительные средства в модернизацию и реконструкцию производств для достижения качества продукции в соответствии с вводимыми правительством Российской Федерации стандартами качества топлива(выход на современные спецификации «Евро-3» и «Евро-4»).Еще один крупный сибирский нефтеперерабатывающий завод – Ачинский НПЗ (Красноярский край). Он перерабатывает западносибирскую нефть, поставляемую по системе трубопроводов АК «Транснефть». В 2007 г. завод был приобретен НК «Роснефть», ранее нефтяная компания перерабатывала на нем значительные объемы собственной нефти на условиях процессинга. После приобретения НПЗ «Роснефть» взяла под свой контроль работы по его модернизации. Так, в 2007 г. была введена в эксплуатацию установка низкотемпературной изомеризации легкой бензиновой фракции мощностью 300 тыс. т в год, что позволило начать выпуск автомобильных бензинов по стандартам «Евро-3»и «Евро-4». В результате в 2007 г. завод переработал6,41 млн т (46,9 млн бар.) нефти, в том числе 4,69 млн т(34,3 млн бар.) нефти НК «Роснефть». Суммарный объем нефтепереработки на заводе вырос на 13,6% по сравнению с 2006 г., глубина переработки составила 62,8%.

Сегодня продукция завода реализуется на территории Красноярского края и соседних регионов, а также поставляется на экспорт. Более 60% продукции завода – это мазут, дизельное топливо и битумы, которые в больших количествах потребляют промышленные предприятия Новосибирска, Томска, Кемерово. Близость к рынкам сбыта позволяет Ачинскому НПЗ практически полностью загружать свои мощности(мощность завода составляет 6,5 млн т, или 48 млн бар. нефтив год) и экономить на транспортной составляющей, которая в конечной цене топлива доходит до 25%, в зависимости от расстояния.

Доля других НПЗ при поставке нефтепродуктов на рынки сибирских регионов ничтожна. Таким образом, олигополизм – характерная особенность современного российского, в том числе сибирского, рынка нефтедобычи, нефтепереработки и торговли нефтепродуктами. Сформировалась она еще во времена советской экономики и с тех пор не претерпела каких-либо значительных изменений. А на олигопольном рынке, как известно, существуют все предпосылки для ценового сговора.

США. Наблюдается абсолютно иная ситуация. На рынке действует 13,8 тыс. нефтяных компаний, причем самые крупные из них – «первая пятерка» – поставляют на американский рынок лишь 40,3% нефти. Вторая «пятерка» – еще12%. Остальное в США добывают компании-«карлики» по российским меркам. В США функционирует более 200 нефтеперерабатывающих заводов, осуществляющих в основном переработку «давальческой» нефти, то есть они получают сырье от нефтедобытчиков (операторов) и отдают им готовую продукцию – бензин, дизтопливо и пр., которую операторы продают владельцам АЗС. В США действует почти 162 тыс.бензоколонок, из которых лидеру американского рынка –компании Shell, принадлежит 14 тыс. (8,6%), на втором месте British Petroleum – 13 тыс. (8,02%). А в некоторых штатах нефтяным компаниям вообще запрещено владеть заправками. Поэтому никаких проявлений монополизма на рынках моторного топлива США в принципе быть не може т. Этот феномен объясняет быструю реакцию американского рынка нефтепродуктов на рост или снижение мировых цен на нефть. Конкурентное давление действует эффективнее любого государственного регулятора – при первой же возможности опередить конкурента по увеличению объема продаж за счет возможного снижения цены нефтетрейдер ею пользуется. В результате рынок в целом оперативно отслеживает динамику цен на сырье, и это самое главное следствие развитой конкурентной среды. В целом в США создана мощная промышленность, но зиждется она на малом и среднем бизнесе, который составляет две трети экономики.

Процессы концентрации

на российских рынках нефтепродуктов.

 

Они усиливаются: в недалеком прошлом «ЮКОСом» былапоглощена «Восточная нефтяная компания, «ЛУКойлом» –«КомиТЭК», Тюменской нефтяной компанией – «ОНАКО»,произошли приобретение компанией «Газпромнефть» «Сибнефти», слияние ТНК-ВР, «СИДАНКО» и «Славнефти».2007 г. ознаменовался переделом активов «ЮКОСа». 3 мая2007 г. ООО «Нефть-Актив», собственником которого является ОАО НК «Роснефть», выиграло аукцион по продаже лота№10 – имущества ОАО НК «ЮКОС», проводившийся в рамкахпроцедуры банкротства этой компании. В лот №10 входили,помимо прочих активов «ЮКОСа», 100% акций ОАО «Томскнефть ВНК»; 70,78% акций ОАО «Восточно-Сибирскаянефтегазовая компания»; 100% акций ОАО «Ачинскийнефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании»; 100% доли участия в ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» и другие.

Кроме того, компанией были приобретены ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (100% акций), ОАО «Бурятнефтепродукт»(95,11%), ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» (100%) и ОАО«Томскнефтепродукт» (100%). «Роснефть», таким образом,стала одним из крупнейших игроков на розничном рынкеавтомобильного топлива Сибирского федерального округаи представлена практически на всей его территории – в Алтайском крае, Иркутской и Томской областях, РеспубликеБурятии, Республике Хакасии.

Приобретенные сбытовые активы включают 236 АЗС.Объем продаж нефтепродуктов через каждую АЗС составляетпримерно 2 тыс. т в год. По информации официального сайтакомпании, «приобретение данных предприятий служит новойступенью в развитии ОАО НК «Роснефть» и будет способствовать дальнейшему росту операционных и финансовых показателей компании за счет как увеличения масштабов деятельности, так и более высокого уровня вертикальной интеграции».По существу это означает формирование комплексногоцикла – от производства нефтепродуктов до их розничнойреализации. Сегодня, обладая как нефтедобывающими,так и перерабатывающими активами, а теперь и собственнойсетью АЗС, «Роснефть» способна автономно выстраиватьотношения непосредственно с конечным потребителем в Сибири.Как уже было показано, в настоящих условиях розничныйрынок может обеспечить нефтетрейдеру наибольшую прибыльв сравнении с оптовым сегментом. Именно поэтому «Роснефть»делает ставку именно на развитие розничного рынка. Онадействительно стала заметным игроком на этом рынкеи планирует упрочить позиции путем реализации основныхпунктов своей стратегии – расширения розничной сети и собственно количества АЗС. Наиболее заметна экспансиякомпании в Иркутской области. «Иркутскнефтепродукт»,принадлежащий «Роснефти», по данным самой компании,контролировал около 48% розничного рынка моторноготоплива области; при этом доли других компаний были значительно меньшими. Так, доля компании «Парламент-А» (бренд«ОМНИ») составила 13%, «Иркутской топливной компании»и «Крайс-Нефти» – по 4%.

С момента прихода «Роснефти» в Алтайский край обозначились серьезные противоречия между ней и независимымиигроками. «Роснефть» предоставила большие скидки на розницу, и независимым операторам тоже пришлось пойти на это,то есть работать «в минус». Эту политику используют многиеоператоры, которые считают, что клиентов проще всегопривлечь ценой. «Роснефть» могла позволить себе такой ход,поскольку ее прибыль возникает на разных участках – добычеи переработке нефти.

Компания имеет серьезные планы по выходу на розничныйрынок Красноярского края. Удобство расположения АчинскогоНПЗ делает возможным экспансию не только на данныйрегиональный рынок.

Кардинальные изменения активов «Роснефти» позволилией составить конкуренцию сильнейшему участнику розничного рынка автомобильного топлива в Сибири – «Газпромнефти». Последняя в 2005 г. стала владельцем активов, действовавших тогда под брендом «Сибнефть», и представлена в пятирегионах – Омской («Сибнефть-Омскнефтепродукт»), Кемеровской («Кузбасснефтепродукт») и Новосибирской («Новосибирскнефтепродукт») областях, Алтайском («ГазпромнефтьАлтай») и Красноярском («СибнефтьFКрасноярскнефтепродукт») краях.

Доминирует по поставкам нефтепродуктов «Газпромнефти»Западная Сибирь, на регион в 2007 г. пришлось около37% нефтепродуктов компании, реализованных на внутреннемрынке. Это связано с нахождением в регионе основного перерабатывающего предприятия «Газпромнефти» – Омского НПЗ.

 

Дальнейшая экспансия

 

Представленные в Сибирском федеральном округе вертикально интегрированные компании озвучивают планы по дальнейшему усилению своего присутствия в регионах. Так, известно, что весной 2008 г. президент «Роснефти» г-н Богданчиков провел переговоры относительно экспансии компании в сибирские регионы с первыми лицами Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей.

Сейчас в упомянутых регионах созданы региональные предприятия «Роснефти», и если для Кемеровского и Новосибирского филиалов на 2008 г. головная компания ставила задачу сбыта по 100 тыс. т готовых нефтепродуктов (а в среднесрочной перспективе – выход на годовой сбыт в объеме полумиллиона тонн), то «Роснефть-Красноярскнефтепродукт» за первое полугодие 2008 г. уже реализовал 200 тыс. т, а до конца года объемы сбыта достигнут 1 млн т.

В каждом из регионов «Роснефть» планирует создание сети собственных АЗС. В Новосибирской и Кемеровской областях цель «Роснефти» – по сотне АЗС в каждом регионе. Выход«Роснефти» в три сибирских региона вполне логичен, если учесть расположение Ачинского НПЗ, который после предстоящей реконструкции удвоит объемы выпуска готовой продукции – до 7 млн т в год.

Перспективы реализации заявленных планов в регионах оцениваются по-разному. Местные операторы рынка ГСМ Новосибирской области считают заявленные «Роснефтью»объемы поставок явно завышенными (отмечу, что когда Ачинский НПЗ принадлежал «ЮКОСу», поставки с него в Новосибирскую область шли достаточно активно, но когда активы «ЮКОСа» скупила «Роснефть», они практически прекратились).Для Кемеровской области и Красноярского края заявленные «Роснефтью» объемы сбыта нефтепродуктов вполне реальны, поглотить их смогут промышленность этих областей и растущий парк легковых автомобилей. Сегодня на кузбасском рынке ощущается дефицит нефтепродуктов, так что те объемы поставок, которые планирует осуществить «Роснефть»в Кузбасс с Ачинского НПЗ, будут востребованы.Для экспансии «Роснефти» в Красноярском крае есть два пути. Либо строительство собственной сети, что финансовозатратно (в среднем стоимость одной заправки обойдется не менее 1 млн дол.), кроме того, в Красноярске есть проблемы со свободными участками. Второй путь – это покупка уже имеющейся сети, например, «Красноярскнефтепродукта» (последний имеет 130 действующих заправок в Красноярском крае, контрольный пакет акций в 57,99% находится в региональной собственности). Компания располагает достаточно серьезными ресурсами, чтобы занять на рынке розницы нефтепродуктов одну из лидирующих позиций, и при создании собственной сети может совмещать оба этих пути.

Независимые аналитики сомневаются, что администрация края решит избавиться от контроля над «Красноярскнефтепродуктом»: это рычаг, с помощью которого они могут влиять на ситуацию на розничном рынке. Поэтому наиболее привлекательны для покупки могут быть другие независимые местные сети. В ОАО «Новосибирскнефтепродукт-ВНК» (контролируется «Газпромнефтью») положительно оценивают возможный приход в Новосибирскую область нового крупного поставщика нефтепродуктов. Это позволит увеличить поставки качественного топлива и сократит продажу суррогата через мелкие сети. Предпринимает попытки усилить свое влияние в регионах ОАО «Газпромнефть». В частности, зимой 2008 г. ОАО «Трансервис», одному из крупнейших региональных операторов Новосибирской области, поступило предложение от данной ВИНК о продаже нефтетрейдинговых активов. На тот момент цена предложения составляла 800 млн руб. Но, по оценкам собственников, стоимость этих активов вдвое больше. В настоящий момент переговоры по этой сделке приостановлены. Но возможности продажи нефтетрейдинговых активов «Трансервиса» по адекватной цене не исключаются. Большинство владельцев высокорентабельных сетей АЗС в своих интервью представителям СМИ неоднократно подчеркивали, что не намерены расставаться с бензиновым бизнесом. Вместе с тем следует учитывать, что конкурентоспособность АЗС независимых операторов гораздо ниже, чем у крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые более защищены от колебаний цен на нефтепродукты. Поэтому если цена предложения по покупке сетей АЗС выше рыночной, региональные нефтетрейдеры могут выгодно продать свой бизнес. Как уже подчеркивалось, нефтяные компании в первую очередь поставляют нефтепродукты на свои АЗС, а к независимым операторам они попадут по более высоким ценам. В этих условиях независимые операторы могут столкнуться с дефицитом нефтепродуктов. Более высокая цена закупки вынуждает их повышать розничные цены, что вызывает вопросы у Федеральной антимонопольной службы. В связи с этим бизнес независимых производителей более рискованный и менее рентабельный. Таким образом, все возможности у ВИНК по усилению своих позиций в регионах на розничных рынках имеются – дело только за временем и деньгами.Как мера активной политики по продвижению вертикально интегрированных компаний в регионы, помимо всего прочего, хороши схемы франчайзинга. В свое время «Сибнефть»впервые для сибирского рынка подписала франчайзинговое соглашение с новосибирской сетью АЗС «Синтез» (6 станций).Участники сибирского розничного рынка автомобильного топлива сегодня находятся в ожидании, какие же стратегии в Сибири выберут «Роснефть» и «Газпромнефть». Отсутствие конкуренции между этими игроками увеличивает вероятность договоренности между ними и повышения цен. Но все же пока компании работают относительно независимо, у местных операторов есть альтернатива при выборе поставщика. Если она исчезнет, они столкнутся с монополизацией не только собственно розничного рынка, но и сектора оптовых поставок. Пока в Сибири местные игроки имеют возможность закупать топливо у разных производителей: Омского, Ачинского, Ангарского, Сургутского НПЗ, а также в Уфе.

 

Рецепты здоровья.

 

Рассмотрев базовые отличия рынков моторного топлива России и США и объяснив на этой основе различия в их динамике, попробуем найти рецепты по усилению эффективности функционирования российского рынка. Хотя, в принципе, рецепты очевидны – реструктуризация рынков в пользу развития конкуренции и ограничение на этой основ е (а еще лучше – ликвидация) рыночной власти олигополистов. Необходимо создать за счет проведения целенаправленной государственной политики мощный независимый от вертикально интегрированных компаний сектор нефтедобычи, нефтепереработки и торговли нефтепродуктами. Вернее, поддержать естественное образование такого сектора, поскольку на высокоприбыльный рынок будут стремиться выйти новые участники, не входящие в ВИНК.

В сибирских регионах эту проблему понимают и стараются(по мере ограниченных возможностей) способствовать ее решению. Прежде всего, это касается сферы нефтепереработки. В Сибирском федеральном округе явно наметилась тенденция по созданию сети мини-нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).Строительство такой региональной сети позволяет освободить часть производственных мощностей крупных НПЗ для экспорта нефтепродуктов неглубокой переработки, что при текущей конъюнктуре цен даст дополнительный доход в бюджет. Кроме того, строительство независимых НПЗ может стать благоприятным фактором ценовой конъюнктуры рынка нефтепродуктов. В Новосибирской области планируется строительство в области завода по производству биоэтанола. Здесь уже построен один мини-НПЗ в Коченево. Проект реализован компанией «Стандарт», занимавшейся розничной продажей топлива через собственную сеть АЗС. Изначально предполагалось, что мощность производства составит 200 тыс. т в год. Пока работает только первая очередь этого предприятия мощностью 50 тыс.т в год. Проект обошелся компании в 450 млн руб., финансирование велось за счет собственных средств компании и кредитов Сбербанка и Сибакадембанка. В настоящее время строится вторая очередь.

В 2007 г. «Стандарт» получил в аренду 60 га земли для строительства в Барабинске НПЗ мощностью 1,2 млн ти стоимостью 5 млрд руб. Ранее завершить строительство этого НПЗ планировалось к концу 2009 г. Ожидается, что НПЗ в Барабинске полностью покроет потребность Новосибирской области в моторном топливе. Вопросы о поставках сырь ядля НПЗ обсуждались с ТНКFВР. Также о планах по строительству НПЗ мощностью около 1 млн т в год за 145 млн дол. В Барабинске заявляло и ЗАО «Завод "Трансмаш"». Однако дальше этапа согласования схемы инвестиций с потенциальными инвесторами дело не сдвинулось. Причины этого в компании не раскрывают.

Новосибирская компания «Хорос», осуществляющая розничную продажу топлива через собственную сеть из семи АЗС, в 2009 г. планирует запустить в производство мини-НПЗв Чулымском районе. Предполагаемая продукция – печное топливо, мазут для отопления и бензин для промышленных целей. Объем инвестиций оценивался в 200 млн руб. Мощность производства, по плану, – 30–50 м3 нефтепродуктов в сутки. Дальше всего в создании сети мини-НПЗ среди сибирских регионов продвинулся Кузбасс. Областные власти там считают, что строительство независимых нефтеперерабатывающих заводов может и должно стать одним из приоритетных направлений развития нефтяной промышленности страны. По мнению губернатора Кемеровской области, такие предприятия «независимы от крупных нефтяных компаний и работают не на внутрикорпоративном сырье, а покупают нефть на рынке, их работа будет прозрачна для государства».

 

Инвестпроекты.

 

Потребность Кемеровской области в строительстве новых нефтеперерабатывающих заводов очевидна. Многие предприятия пытаются решить проблему приближенности источника топлива к производству (и снижения тем самым себестоимости своей продукции) путем строительства собственных НПЗ малой мощности. Большая часть угля в области добывается открытым способом (56%) и перевозится на большегрузных автомобилях. Отсюда и потребность угледобывающих компаний в дизельном топливе. Некоторые угольные компании создают НПЗ для собственных нужд – например, ЗАО «Черниговский НПЗ» мощностью по переработке нефти 70 тыс. тв год (его соучредитель – ЗАО «Холдинговая компания "Сибирский деловой союз"»). В 2008 г. ЗАО «Черниговский НПЗ»планирует удвоить объемы переработки нефти.

Еще один проект ведет ООО «НефтеХимСервис» (Новокузнецк). В планах компании – строительство НПЗ мощностью2 млн т. Завод рассчитан на поставку топлива в Кемеровскую, Томскую области и Алтайский край, а также на экспорт. Объем инвестиций в этот проект – 5,6 млрд руб. Источники –средства угольных компаний и привлеченные кредиты. В настоящее время компания занимается разработкой участка под строительство и поиском новых технологий нефтепереработки. Помимо этого, в Кузбассе реализуется еще несколько проектов строительства мини-НПЗ – ООО «Анжерская нефтегазовая компания» и ООО НПЗ «Северный Кузбасс».Мощность обоих НПЗ в Яйском районе Кемеровской области, которые сейчас строит ООО «Холдинговая компания "КемОйл"», составляет около 1 млн т нефти в год. Общий же объем инвестиций в эти объекты составит 4,6 млрд руб. НПЗ «Северный Кузбасс» уже переработал около 50 тыс. т нефти. Сейчас инвесторы ведут переговоры с предприятиями Китая о приобретении технологии глубокой переработки нефти (более 80%). Пока глубина нефтепереработки НПЗ составляет менее 60% по светлым нефтепродуктам.

Потребность Томской области в новых нефтеперерабатывающих мощностях также велика. Там реализуются два серьезных проекта по строительству НПЗ, один из них – мини НПЗ с ежегодной мощностью производства 250 тыс. т. Инвестором выступает ЗАО «Финпромко-БИМТ», которое входит в НП «Объединение заводов "Финпромко"» (Екатеринбург). Объем инвестиций – около 50 млн евро. Предполагается, что в 2009 г. завод выйдет на полную мощность. Второй проект – строительство НПЗ мощностью 1 млн т –реализуют шведская компания «Малка» и «Томскнефтепереработка». В дальнейшем предполагается увеличение мощностей этого предприятия до 1,5 млн т. Завод будет производить бензин стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Инвестиции в этот проект оценены в 250 млн евро. Пуск первой очереди состоялся 10 декабря 2008 г.

Власти уверены, что строительство этих НПЗ окажет влияние на ценовую политику на топливном рынке Томской области. Современные технологии производства и сокращение транспортных издержек приведут к тому, что в Томске появится качественное топливо по конкурентным ценам.

В Алтайском крае строительство мини-НПЗ сегодня не ведется. К краевым властям выходило несколько компаний с предложениями по строительству НПЗ, однако все эти проекты оказались неэффективными. Сегодня основные поставщики моторного топлива в регион – «Газпромнефть» и «Роснефть». Если будет найден серьезный инвестор, ситуация, очевидно, изменится.

В Красноярском крае сегодня объем нефтепродуктов, производимый мощностями Ачинского НПЗ, полностью закрывает потребности региона. Но потребление нефтепродуктов растет быстрыми темпами, и существующие нефтеперерабатывающие мощности уже через пять лет не смогут удовлетворять спрос. Выход из этой ситуации видится в строительстве новых НПЗ и модернизации существующих.

Сразу две компании объявили о намерении построить в регионе НПЗ мощностью 3 млн т каждый – местный оператор топливного рынка ООО «Магнат РД» и московская компания ОАО «Энергоактив», представляющая интересы группы компаний «ЕСН». Минимальный объем инвестиций в строительство одного такого НПЗ составит 2 млрд дол. Интерес ОАО «Энергоактив» к строительству НПЗ в Красноярском крае объясняется тем, что оно имеет свою нефтеналивную базу в Уяре. Два года назад ОАО «Российские железные дороги» продало свой непрофильный актив – нефтеналивной терминал на станции Уяр группе компаний «ЕСН». Сумма сделки не раскрывалась. Фактически «ЕСН» получила оборудование для осуществления перевалки нефти на станции Уяр. Тогда же началась реконструкция нефтеналивного терминала в Уяре. Функции генерального подрядчика взяло на себя ОАО «Российские железные дороги» (его филиал в регионе – «Красноярская железная дорога»). Инвестором выступила группа компаний ЕСН (в лице ОАО «Энергоактив»). Планировалось, что через Уяр будет транспортироваться нефть (в основном принадлежащая НК «Роснефть») в Китай и по Байкало-Амурской магистрали – на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. Проект реконструкции станции в Уяре был связан с ранее подписанным с китайской стороной соглашением о транспортировке 48,4 млн т нефти в Китай до 2010 г.Согласно этому договору, железнодорожники обязуются перевозить в направлении КНР до 10 млн т нефти в год. Группа компаний «ЕСН» существует с 1990 г. Она занимается управлением предприятиями и привлечением инвестиций. В частности, группа управляла нефтяной компанией «КомиТЭК», подготовив ее к продаже «ЛУКойлу». ОАО «Энергоактив» занимается транспортной обработкой грузов и их хранением; 100% акций компании принадлежат компании «Гардоза Трейдинг Ко. Лимитед».

ООО «Магнат РД» занимается розничной торговлей моторным топливом. 100% акций компании принадлежит частным лицам. В 2007 г. чистый убыток компании составил3,1 млн руб. (в 2006 г. чистый убыток – 5,1 млн руб.).Операторы топливного рынка Красноярского края считают, что строительство новых НПЗ создаст альтернативу крупным НПЗ и позволит застраховаться от роста цен на топливо.

Однако многое будет зависеть от качества топлива на новых НПЗ. Можно ожидать, что независимые НПЗ в крае будут выстраивать отношения с независимыми сетями АЗС.

 

Радуются ли инвесторы?

 

Бизнес и власти заинтересованы в строительстве мини-НПЗ, но с инвестированием не все так просто.

1. Рентабельность мини-НПЗ низка по сравнению с крупными нефтеперерабатывающими заводами. Строить крупные НПЗ, причем недалеко от инфраструктурных объектов, сегодня гораздо выгоднее. Мини-НПЗ считается рентабельным, если глубина переработки нефти выше 85–92%, а также если у предприятия развита транспортная инфраструктура и сбалансирован ассортимент для нужд региона. При выполнении этих требований появляется возможность построить высокорентабельные малые НПЗ с высокой глубиной переработки. Нов любом случае сроки окупаемости таких вложений достаточно велики, и желающих осуществлять такие капиталоемкие проекты найдется немного.

2. На мини-НПЗ трудно добиться выпуска высококачественной продукции широкого ассортимента, а текущий рынок интересен именно в свете широкой диверсификации продуктовой линейки. Напомним, что, согласно распоряжению правительства, с 2011 г. произойдет существенное перераспределение налоговой нагрузки, в соответствии с которой бензин низкого качества будет облагаться акцизом по более высоким ставкам, чем бензин высоких стандартов «Евро-4» и «Евро-5».

3. Качество нефти, которую перерабатывают сибирские НПЗ, достаточно низкое из-за высокой сернистости. Чтобы из такого сырья производить качественные нефтепродукты, предварительно необходимо снизить содержание серы в 10 раз. Оборудование для переработки такой нефти опять-таки требует серьезных финансовых вложений. С учетом всех этих условий сохранить рентабельность на сибирском рынке нефтепереработки смогут производства с мощностью переработки не менее 10–12 млн т в год.

4. Имеются трудности с обеспечением стабильных поставок сырья, необходимых для производств непрерывного цикла. Вертикально интегрированные компании благодаря своему положению на рынке нефти могут влиять на деятельность независимых НПЗ.

5. Ужесточение конкуренции со стороны лидеров рынка – ВИНК – и возможность в этой связи демпинга с их стороны. По отмеченным причинам, например, в Новосибирской области сейчас пересматривается проект вывода на полную производственную мощность мини-НПЗ в Коченево, который реализует компания «Стандарт». Сегодня из-за необходимости выпускать более качественное топливо объем инвестиций в это производство может быть существенно увеличен.

Сказанное предопределяет необходимость государственной поддержки создания мини-НПЗ для развития конкуренции на рынках моторного топлива. Ведь при всех сложностях такие заводы имеют свои конкурентные преимущества перед гигантами:

• сокращение транспортных издержек, что делает цены на их бензин более привлекательными для потребителей;

• наличие устойчивого спроса на их продукцию, который имеется всегда, вне зависимости от меняющейся макроэкономической ситуации.

 

Вперед к монополизму …

 

На розничном рынке моторного топлива действуют факторы, направленные как на снижение монополизма, таки на его увеличение. Основной из снижающих факторов – прибыльность данного вида бизнеса. Розничная реализация нефтепродуктов – трудоемкий, но более прибыльный в сравнении с оптовой торговлей моторным топливом бизнес. Поэтому все большее количество новых игроков заинтересованы вкладывать свободные денежные средства в розничную торговлю нефтепродуктами, нередко без оглядки на срок окупаемости своих инвестиций.

Экспансия на новые рынки сбыта нередко носит и межрегиональный характер: так, например, успешно работает на томском рынке компания «Кузбасснефтепродукт», имеющая на территории региона 12 АЗС. Наконец, увеличить конкуренцию в розничном сегменте способны также компании, изначально специализировавшиеся на совсем других видах деятельности. Такая ситуация возникла в Красноярске, где компания «АЛПИ» запустила «непрофильный» проект – строительство сети АЗС «АЛПИ-ОЙЛ».

В пользу монополизма работает тенденция повышения требовательности потребителей к качеству покупаемого ими моторного топлива и уровню сервиса: данные требования проще удовлетворить крупным компаниям. Сегодня нефтетрейдеры вынуждены точнее ориентироваться на потребности клиентов. Налицо существенный рост потребления высокооктановых бензинов (А-95 и выше). По информации представителя компании «Трансервис» (Новосибирск), у многих операторов реализация А-95 уже «догнала» объем продаж А-80. Это происходит наряду с продолжающимся падением потребления А-80 при росте потребления дизельного топлива, что связано с изменением структуры автомобильного парка населения. Все чаще жители сибирских регионов приобретают новую технику, более требовательную к качеству топлива.

По данным компании «Беркут» (Новосибирск), около30% рынка заполнены суррогатным топливом. Если его не будет, возможен дефицит качественного высокооктанового, а также дизельного топлива. Таким образом, в выигрыше остаются те компании, которые в состоянии обеспечить своим клиентам гарантированное качество – от опломбирования бензовозов в процессе доставки топлива до проверки октанового числа бензина.

Так, в группе компаний «АЗС-Синтез» (Новосибирск)основным механизмом привлечения клиентов считают предоставление высококачественного топлива, соответствующего стандартам заводов-изготовителей. Дизельное топливо ЕH-590, отвечающее стандарту «Евро-4», впервые появилось в Новосибирске именно в этой сети. В компании «Беркут» качество топлива гарантирует целый комплекс мероприятий, включающий работу исключительно с проверенными поставщиками, дополнительную очистку топлива, в том числе дизельного, а также фильтры тонкой очистки, вмонтированные в каждую колонку. Впрочем, важно не только достичь высокого качества нефтепродуктов, но и донести информацию об этом до потребителя, что означает дополнительные расходы на рекламу. Все это, по мнению участников рынка, повышает лояльность клиентов к сети и увеличивает долю постоянных покупателей, которые, как правило, формируют основную долю прибыли компании.

Однако в целом сегмент дополнительных услуг на розничном рынке моторного топлива развит слабо. В стандартный набор, который предоставляют практически все крупные или средние сети АЗС, входят подкачка шин, замена масла и т.д. Весьма эффективным и востребованным инструментом привлечения клиентов оказалось использование систем безналичных расчетов. Понятно, что предоставлять сервис проще крупным компаниям. Анализируемая ситуация подтверждает наличие положительной обратной связи между монополизмом и экономическим кризисом.

√ Высокая степень монополизации рынков моторного топлива приводит к завышенным ценам на данный продукт (об этом шла речь при сравнении российского и американского рынков), и, соответственно, большим издержкам потребителей, а это практически все субъекты экономики.

√ Повышенные издержки уменьшают прибыль от деятельности экономических агентов, что затрудняет их инвестиционную активность, в первую очередь, во время экономического кризиса.

√ Пониженная инвестиционная активность предприятий создает дополнительные препятствия для выхода на рынок нефтепродуктов новых его участников.

√ Отмеченные дополнительные препятствия создают условия для монополистической деятельности участников рынка, в первую очередь, за счет поднятия и удержания цен, а укрепление их монопольной власти опять-таки приводит к росту совокупных издержек субъектов экономики и т.д.

Таким образом, монополизм и экономический кризис обусловливают, поддерживают и усиливают друг друга.

Рассматриваемая ситуация весьма убедительно показывает несостоятельность двух распространенных мифов

 

Миф 1. Эффективной является олигополистическая экономика, представленная главным образом крупными участниками рынка. Сегодня обосновываются прогнозы о том, что в долгосрочной перспективе в российской системе нефтепродуктообеспечения останутся четыре-пять крупных вертикально интегрированных компаний, контролирующих более 90%добычи и 95–98% переработки нефти в стране, имеющих, помимо всего прочего, добывающие, перерабатывающие и сбытовые активы за рубежом. К очевидным недостаткам следует отнести угрозу монополизации региональных рынков, снижение управляемости, в ряде случаев – рост издержек. Иногда крупные компании для повышения коммерческой эффективности собственного бизнеса могут пренебрегать государственными интересами, например, при «оптимизации» налоговых схем, проведении «нужных» законов и т.п.

Миф 2. В настоящее время из-за избытка АЗС в Россиинет необходимости развивать оптовый и розничный рынки моторного топлива и облегчать вхождение на рынок новых участников.

Конечно, кризис – не самое лучшее время для интенсивных мероприятий со стороны государства в целях развития конкуренции, даже на таком социально важном рынке. Тем не менее первым и самым необходимым условием формирования конкурентной среды в отрасли нефтепродуктообеспечения является создание мощного сектора малых предприятий в сфере нефтедобычи. После чего и образовались бы условия для создания достаточно большого количества независимых от ВИНК НПЗ, далее – нефтехранилищ, что в свою очередь повлекло бы интенсификацию развития независимой розницы. Как показывает мировая практика, малые нефтедобывающие предприятия, в том числе венчурные, эффективны при эксплуатации небольших, трудно извлекаемых и отработанных месторождений углеводородов, они мобильнее, легче адаптируются к быстро меняющимся внешним условиям, у них ниже корпоративные издержки, они восприимчивы к инновационным разработкам, весьма востребованным в конкурентных условиях.

Поле для деятельности малых нефтеперерабатывающих предприятий весьма велико. Так, только Западная Сибирь располагает остаточными запасами свыше 20 млрд т, и уровень добычи мог бы быть втрое выше.

Необходимость развития малого и среднего бизнеса в данной сфере зафиксирована и в стратегических документах правительства РФ. В «Энергетической стратегии России до 2020 года» в качестве одного их перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли названа «поддержка развития малых и средних независимых нефтедобывающих компаний, использующих передовые технологии эксплуатации месторождений на завершающей стадии разработки, при работе в сложных горно-геологических условиях». Другое дело, что это положение на практике не реализуется.

В настоящее время правительство разрабатывает ряд мероприятий в помощь бизнесу – это уменьшение налогов на прибыль, НДС, оптимизация налогообложения субъектов малого предпринимательства. Предприниматели считают целесообразным также гарантировать объем заказов со стороны компаний с государственным участием (капиталом); оказывать финансовую помощь в реализации инвестпроектов в форме кредитования, субсидирования процентной ставки по кредитам и т. п.; предоставлять государственную поддержку в продвижении продукции на зарубежные рынки; ограничить доступ на российский рынок иностранных компаний и предприятий ближнего зарубежья.

В числе актуальных мер называют и приведение уровня розничных цен на моторное топливо в соответствие с динамикой изменения цен на нефть, причем данную меру признают более эффективной, чем декларируемое снижение налоговых ставок. Это еще раз доказывает, что демонополизация экономики является эффективной антикризисной мерой. В кризисных условиях государству прежде всего необходим специальный закон о малых нефтедобывающих предприятиях, которым будут определены их социальный статус и стимулирующий, особый льготный налоговый режим. А уж потом, при лучших экономических условиях, продолжать и усиливать процессы развития конкуренции в отрасли.

Ведь когда-то и в США была аналогичная ситуация: там для ее исправления принудительно разделили «Стандарт Ойл»,осуществили эффективную поддержку малых предприятий, активизировали эффективное применение антимонопольного законодательства и получили великолепный результат. Так что учителя есть, и есть чему у них поучиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: