Примерная тематика контрольных работ

23 – 2014

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольных работ

по курсу «Экология»

для студентов всех направлений

заочной формы обучения

 

 

Воронеж 2014


Составители: канд. биол. наук И.Е. Рохас Риоха,

канд. биол. наук Л.Б. Сафонова,

канд. с.-х. наук В.Ю. Лозовая

 

УДК 502

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Экология» для студентов всех направлений заочной формы обучения / ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. И.Е. Рохас Риоха, Л.Б. Сафонова, В.Ю. Лозовая. Воронеж, 2014. 22 с.

 

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех направлений подготовки ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет». Разработаны варианты контрольных работ, охватывающие широкий круг экологических проблем. Для каждой темы даны контрольные вопросы, указана основная литература.

Методические указания подготовлены в электронном виде в текстовом редакторе MS Word 2003 и содержатся в файле контролэкология.doc.

 

Библиогр.: 17 назв.

Рецензент канд. биол. наук, доц. Е.В. Дмитриев

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. Н.В. Мозговой

 

Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

ã ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный

технический университет», 2014

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Экология – это наука о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды. В XXI в. экология возведена в ранг обобщающей науки, включающей в себя экологические направления самых разных наук. Например, на стыке экологии с другими науками получили развитие такие новые направления, как инженерная экология, математическая экология и т. д.

Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно возрастает. Опасные для человека и природных экосистем вещества в высоких концентрациях поступают в окружающую среду и накапливаются в ее различных элементах.

Значительную роль в ситуации нарастания процессов урбанизации, углубляющейся диcгармонии между человеком и природой играет изменение ценностных ориентаций, формирование нового экологического мировоззрения. Это изменение касается взглядов на будущее человека в связи с ухудшением глобальных экологических условий, рядом негативных событий и их тяжелыми последствиями для окружающей среды и населения: техногенными катастрофами, стихийными бедствиями и т. д. В настоящее время Мировое сообщество, включая Россию, вступает в фазу перехода к новой цивилизации, требующей устойчивого социально-экономического развития как альтернативы ускоренному экономическому росту. Появились новые экологические концепции, такие как концепция устойчивого развития, экологического благополучия, экологической безопасности…

В связи с этим, специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинах, вызывающих негативные воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, уметь квалифицированно оценить характер и последствия конкретной деятельности человека для природы, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем.

Уважаемые студенты, желаем вам крепких знаний по дисциплине «Экология». Выбор темы производится по последней цифре номера Вашей зачетной книжки (например,
№ 990056 – обладатель этого номера может выполнять контрольные работы под номерами 6, 16, 26 и т. д.). Особое внимание обратите на усвоение тем базового учебника и рекомендуемой литературы, а также контрольные вопросы выбранной Вами темы. Надеемся, что в процессе изучения данной дисциплины и после контрольных мероприятий ваша эрудиция поднимится на более высокий уровень.


ПРОГРАММА

 

Тема 1. Введение в экологию. Экология как научная дисциплина.

Научные направления в экологии. Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека на окружающую среду.

 

Тема 2. Терминология в экологии. Задачи экологии.

Теоретическая и прикладная экология. Экология человека. Инженерная экология. Объект исследования инженерной экологии.

 

Тема 3. Характеристика элементов экологичесих систем.

Вид. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. Сообщество (биоценоз). Группы организмов и их взаимодействия в биоценозах. Экосистема (биогеоценоз).

 

 
Тема 4. Экологические компоненты экосистем.

Биосфера. Биосфера как арена жизни. Функциональные связи в биосфере. Энергия.

 

Тема 5. Круговорот веществ и энергии в природе.

Роль хозяйственной деятельности человека в круговороте веществ. Нообиогеоценоз.

 

Тема 6. Количественные характеристики среды обитания.

Экологические факторы. Нарушение как составной элемент бедствий и катастроф.

 

Тема 7. Экологические катастрофы. Кризисы и революции на Земле.

Причины экологической озабоченности людей. Деградация природы. Коэволюция.

 

Тема 8. Основы инженерной экологии.

Природные и антропогенные загрязнения окружающей среды. Радиационная безопасность. Взаимодействие в системе «общество – природа». Мониторинг. Реальные опасности природной среде от хозяйственной деятельности человека.

 

Тема 9. Пути повышения эффективности охраны природы.

Практическое значение экологических знаний на современном этапе развития человеческого общества. Природоохранительные законы. Санитарно-гигиенические нормы. Экологический норматив. Международная программа подготовки гармоничного развития человека как основа сохранения жизни на Земле.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: