Рассматривая современный этап эволюции биосферы, её возможную трансформацию в процессе техногенеза, невозможно не остановиться на таком важном понятии, как «ноосфера». По мнению В.И. Вернадского, ноосфераявляется неизбежным и закономерным этапом естественноисторического развития биосферы, по достижении которого окружающая человека природная среда будет рационально преобразована коллективным разумом и трудом человечества для максимального удовлетворения его растущих материальных и духовных потребностей.
В.И. Вернадский говорил о биосфере, как о «монолите», вбирающем в себя всю живую совокупность планеты. Очевидно, что и человек как живое вещество так же включается при этом в биосферу, принимаемую в качестве природно-биологического образования. В таком случае, антропогенные факторы становятся в один ряд с природными факторами. Начало ноосферы отсчитывается В.И. Вернадским с момента появления разума, отличающего человека от других организованных существ: «С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу» [1]. Но это уже не «монолит», а двухкомпонентная система, объединенная коэволюцией природы и общества [2]. Словосочетание «биосфера и человек» в таком случае некорректно, поскольку биосфера и есть единство человека и природы. Хотя существует и другое понимание биосферы как всего живого, исключая человека (например, в социальной экологии). Отождествляя биосферу со средой обитания человечества, формулировка понятия «биосфера и человек» представляется корректной. С одной стороны, В.И. Вернадский полагал, что с момента появления разума начинается ноосфера, но с другой стороны, он отмечал: «Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу», т.е. современное общество находится на предноосферной стадии развития.
|
|
Подчеркивая роль человека как «мощного геологического фактора», В.И. Вернадский несколько идеализировал возможности человеческого разума. Нельзя не признать, что мы еще не обладаем достаточной прозорливостью, чтобы понимать все последствия нашего вмешательства в природные среды и оперировать с биосферной системой жизнеобеспечения, поддерживать ее в рабочем состоянии и полностью заменить искусственной системой. Апробированные природой естественные процессы достаточно хороши и не всегда нуждаются в альтернативе. В этой связи некоторые исследователи весьма скептически относятся не только к возможности трансформации биосферы (биотехносферы) в ноосферу, но и к существованию предноосферной стадии развития, а саму идею формирования общества ноосферного типа отожествляют с «утопическим коммунизмом». И тем не менее, без таких важных понятий, как «ноосфера» и «общество ноосферного типа», нельзя рассматривать развитие биосферы в условиях интенсифицирующего техногенеза.
|
|
Развивая представления о ноосфере, В.И. Вернадский предвосхитил идеи глобализма и устойчивого развития. Не касаясь всех аспектов глобализма, в качестве позитивного аспекта можно отметить понимание актуальности глобальных экологических проблем и необходимости их решения путем эффективного сотрудничества всего мирового сообщества.
В.И. Вернадский говорил о превращении биосферы в ноосферу, но сейчас мы понимаем, что естественной основой устойчивого развития является лишь сохранение биосферы, возвращение к природному «естеству» как фундаменту выживания и непрерывного развития человечества [3].
Задолго до появления термина «sustainable development» («устойчивое развитие») на Западе В.И. Вернадский употреблял словосочетание «устойчивое мировое сообщество», а известный российский ученый-географ Д.Л. Арманд отмечал, что моральный долг каждого поколения оставить следующему поколению природные богатства в лучшем состоянии и в большем количестве, чем оно получило от предыдущего [4].
Несмотря на то, что существует несколько десятков толкований термина «устойчивое развитие», наиболее распространенным остается ставшее уже классическим определение, данное в отчете Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (отчет Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее», 1987): «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Это определение носит чисто антропоцентрический характер, ибо ничего не говорится о характере взаимоотношения общества и природы. В этой связи более корректно другое определение, данное в другом докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1989), где сказано, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой ».
Как отмечает А.Д. Урсул [3], переход к устойчивому развитию не может растянуться на несколько тысячелетий, а должен свершиться в обозримом будущем, потому что к дефициту природных ресурсов добавился социально- экономический кризис, разрушение биосферы как естественного фундамента любых форм жизни на Земле. Деградация окружающей природной среды оказывается более «слабым звеном» в этом кризисе, чем дефицит природных ресурсов, которые в принципе могут быть заменены путем создания новых высоких технологий и экономически безопасных видов хозяйственной деятельности. Устойчивое развитие может быть определено как грядущая форма коэволюции общества и природы. Концепция устойчивого развития подразумевает социально желаемое, экономически жизнеспособное и экологически устойчивое развитие общества и рассматривается в политически – правовом, социально – экономическом, образовательном и других аспектах.
В.И. Вернадский писал: «Человечество – совершенно уникальная разновидность природных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии – через знания!..» Знания же приходят к нам путем непрерывного образования. Необходимым условием формирования ноосферы В.И. Вернадский считал научно-культурное объединение всего человечества, усовершенствование средств связи и обмена, открытие новых источников энергии, подъем благосостояния трудящихся масс, равенство всех людей и исключение войн: «В геологической истории биосферы перед человечеством открывается огромное будущее, если оно поймет это и не будет употреблять свой разум на самоистребление».
|
|
Одним из предпосылок формирования общества ноосферного типа является непрерывное экологическое воспитание и образование, обеспечивающие высокий уровень экологической культуры, умение ограничиваться разумными пределами использования природных ресурсов, глубокое понимание приоритетности экологического подхода к развитию экономики. Экологическое сознание является высшей формой отражения в индивидуальном и общественном сознании места и значимости человека в Природе и должно основываться на: скептицизме относительно автотрофности человека даже в отдаленном будущем; критическом отношении к антропоцентризму; глубоком понимании позиций биоцентризма. Умение мыслить экологическими категориями и определяет истинное соответствие понятию «Homo sapiens”, ибо разумный человек должен уметь ограничиваться разумными пределами вмешательства в Природу. Человек, будучи продуктом эволюции биосферы, должен вписываться в естественные потоки энергии и биогеохимические циклы. Только при определении бездуховности, экологической безграмотности и сиюминутного экономического эгоизма современное общество, находящееся между плюсами экологического невежества и «зеленого» экстремизма, может трансформироваться в общество ноосферного типа.
Становится все более очевидным, что экологическая доминанта является основой современного образования, определяющего социально- экономические устои общества. Именно от характера взаимодействия с Природой на уровне индивида и социума можно намечать реальные пути реализации устойчивого развития. Только при таком подходе осуществляется известный принцип: «думать глобально, действовать локально».
Одной из предпосылок для реализации концепции устойчивого развития является создание эффективной системы образования, которая предусматривает собою равнозначное развитие экологической, социальной и экономической составляющих и представляет собою новую комплексную систему образования, однако инициатива по праву принадлежит экологическому образованию [5].
|
|
На Всемирном саммите по устойчивому развитию (2002 г., Йоханнесбург) Генеральной Ассамблее ООН было рекомендовано рассмотреть вопрос о Десятилетии образования для устойчивого развития. Иногда образование для устойчивого развития отождествляется с экологическим образованием. При этом забывается, что образование для устойчивого развития – это системный подход к глобальному образованию, где экологическая составляющая является важнейшей подсистемой. Поскольку процесс формирования ноосферного мышления находится в эмбриональном состоянии и развивается по неизвестным законам, то экологическое воспитание и образование должны идти параллельно с ним, фиксируя достижения, а иногда и исправляя его недостатки.
Литература
1. Вернадский В.И. Избранные сочинения / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1954. – 1960. – Т. І– VІ.
2. Карпинская Р.С. Коэволюция: развитие темы // Природа. – 1992. – №11. – С.3-8.
3. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации / А.Д. Урсул. – М.,1993. – 159 с.
4. Арманд Д.Л. Нам и внукам / Д.Л. Арманд. – М., 1964. – 155 с.
5. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. – М.: Эко –Согласие, 2005. – 142 с.