Программа и цель экологической маркировки

ЭКОМАРКИРОВКА - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительной документации. В мировой практике экологическое маркирование выступает в качестве инструмента экологической политики, ориентированного на развитие рынка и направленного на поощрение разработки товаров с улучшенными экологическими параметрами. Производители используют различные термины для обозначения того, что их продукция самая экологически благоприятная: зеленый, экологически ответственный, экологически чистый и т. д.

Основные принципы создания и применения экомаркировки содержатся в международных стандартах ИСО серии 14000, которые получили довольно широкое признание в мире. Российскими аналогами этих стандартов в настоящее время являются:

- ГОСТ Р ИСО 14020-99 "Экологические этикетки и декларации основные принципы";

- ГОСТ Р ИСО 14021-2000 "Этикетки и декларации экологические. Само декларируемые экологические заявления";

- ГОСТ Р ИСО 14024-2000 "Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа 1. Принципы и процедуры".

Стоит отметить, что требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности (ст. 29 ФЗ "Об охране окружающей среды", закон РФ "О стандартизации").

Целями введения экомаркировки являются: составление точных и проверяемых экологических заявлений, которые не вводят в заблуждение; увеличение возможностей рынка стимулировать улучшение экологичности производства, процессов и продукции; предотвращение и сокращение до минимума неоправданных заявлений; уменьшение путаницы на рынке; обеспечение покупателей необходимой информацией; снижение вредных воздействий на окружающую среду, связанных с продукцией.

Каждый продукт в той или иной степени оказывает воздействие на окружающую среду, и поэтому мы можем говорить только об относительном превосходстве одного продукта над другим, оценивая его на различных стадиях жизненного цикла:

- во время транспортировки сырья для изготовления продукта и при транспортировке продукта потребителю (выхлопные газы);

-в процессе производства (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, отходы);

- во время потребления и использования продукции (выбросы при использовании лаков, красок, потребление электроэнергии); во время утилизации продукции и отходов.

Таким образом, для оценки экологичности продукции рассматривается и определяется степень воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукта: от добычи сырья для его производства до окончательной утилизации. В конечном итоге, цель мероприятий по присвоению экологического знака - организация соревнования между группами продуктов, наносящих ущерб окружающей среде.

Стандарты запрещают использовать экологическую маркировку с нечеткими, неконкретными формулировками, такими, как "экологически безопасная", "экологически благоприятная", "благоприятная для почвы", "не загрязняющая", "зеленая", "благоприятная для природы".

Экологическая маркировка знаком "экологически чистый" производится по разработанным и идентифицированным экологическим критериям для групп однородной продукции аккредитованными органами по экологической сертификации. Разработка критериев базируется на следующих принципах: - объективность; - высокие экологические стандарты; -анализ жизненного цикла продукта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: