Российские Конституции

Годы принятия Характерные признаки
   
   
   
   
   

6. Прочитайте главу 1 Конституции РФ 1993 г. и заполните схему:

«Основы конституционного строя»

 

7. Заполните пропуски в таблице: «Конституционализм в России».

Дата Документ Краткая характеристика
1730 г «Кондиции»  
  Н. И. Панин «Кон­ституционная записка»  
  А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»  
1811 г. «Введе­ние к уложению государственных законов» М. М. Сперанского  
1812 г. «Государст­венная уставная грамота Российской империи»  
1881 г.   Проект создания в России представительных органов с совещательными полномочиями
  Манифест «О незыблемости самодержавия» Александра III  
1905—1907 г.г.   Неприкосно­венность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов, гарантиро­валась возможность участия населения в выборах своих представителей в Государственную думу

 

§ 23—24. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН РФ.

1.Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина:

Иные, луч­шие, мне до­ро­ги пра­ва,

Иная, луч­шая, по­треб­на мне сво­бо­да.

За­ви­сеть от ца­ря, за­ви­сеть от на­ро­да —

Не все ли нам рав­но? Бог с ни­ми. Ни­ко­му

От­че­та не да­вать, се­бе лишь са­мо­му

Слу­жить и угож­дать; для вла­с­ти, для ли­в­реи

Не гнуть ни со­ве­с­ти, ни по­мыс­лов, ни шеи;

…Вот сча­с­тье! Вот пра­ва…

Как по­ни­мал ве­ли­кий по­эт пра­ва че­ло­ве­ка?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________На­сколь­ко ак­ту­аль­ны се­го­дня вы­ска­зан­ные поэтом мыс­ли?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Существуют различные классификации прав человека. Все они условны, потому что трудно отделить одно право от другого, они взаимосвязаны и создают единый _______________________________ личности.

Фрагмент 2. Наиболее распространенным следует признать разделение прав на _______________ (или гражданские), поли­тические, _____________________ и культурные.

Фрагмент 3. Пер­вое поколение прав, закрепленных в Декларации прав человека и гражда­нина (1789 г., Франция), «Билле о правах» (1791—1792 гг., США), получи­ло название ________________________.

Фрагмент 4. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы явля­ются высшей ____________________. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — _____________________ государства.

Фрагмент 5. Осознание глобальных проблем рождает новое поколение прав — ___________________, носителями которых выступают уже не отдельные личности, а группы людей, все человечество в целом.

Фрагмент 6. _____________________ — это мера ответственности гражданина перед общест­вом и своим государством, они являются составной частью правового ста­туса личности, тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина.

3. Заполните пропуски в таблице:

«Ос­новные формы выражения общественного мнения по значимым по­литическим вопросам»

Ос­новные формы выражения общественного мнения Краткая характеристика
собрания    
  собрания, которые проводятся на открытом воздухе, — требуется уведомление и согласие городских или районных властей
демонстрации    
  направление по определенному маршруту с определенной целью
пикетирования    

 

4. Перечислите основные права человека, закрепленные в Конституции РФ:

Политические права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личные (гражданские) права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально – экономические права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурные права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте отрывок из произведения Локка Дж. «Два трактата о правлении»:

«Основной целью вступления людей в общество яв­ляется стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средст­вом для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным зако­ном всех государств является установление законода­тельной власти. Точно так же первым и основным ес­тественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение об­щества и в той мере, в какой это будет совпадать с об­щественным благом каждого члена общества.

Та власть, которую каждый отдельный чело­век передал обществу,когда он вступил в него, ни­когда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор, пока общество продолжает существо­вать. <...>

Следовательно, когда общество вручило законода­тельную власть какому-либо собранию людей для то­го, чтобы эта власть находилась у них и их преемни­ков, и это собрание имеет право и полномочие назна­чать таких преемников, то законодательная власть не может вернуться к народудо тех пор, пока суще­ствует данный государственный строй»

Что, по мнению Дж. Локка, должно составлять ос­нову существования гражданского общества? Как он обос­новывал свою мысль?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по мнению философа, является единственной целью объединения людей в государство? Вам хотелось бы поддержать эту идею или опровергнуть ее?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы считаете, в чем Дж. Локк предвосхитил ны­нешнее время, а в чем его взгляды безнадежно устарели?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные слова в определении:

«Омбудсмен - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением __________________________ разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями».

7. Что понимается в законе под правами потребителей? Проиллюстрируйте конкретными примерами нарушение потребительских прав.

Примеры Права потребителей
  право на информацию
  право на безопасность
  право быть услышанным

8. Напишите небольшое эссе по теме: «Где пра­ва си­ла, там бес­силь­но пра­во» (Япон­ская по­сло­ви­ца).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Обоснуйте тезис о единстве прав и обязанностей субъектов правоотношений. Почему правоведы убеждены, что только в пакете с обязанностями, гражданин может гарантированно обеспечить соблюдение своих прав и свобод?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 25. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ РФ.

1. Прочитайте высказывание:

«Суд вообще, а суд присяжных в особенности – не мертвый механизм, а живой организм. Его самодеятельность должна быть направлена на оценку всего, что пред ним происходит – и не излишние показания против подсудимого пред ним опасны, а показания, против которых не предоставлено подсудимому возможности защищаться» (А.Ф.Кони).

В чем видит известный российский юрист назначение и сущность судопроизводства?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Среди органов, призванных охранять и защи­щать правопорядок, законные права и свободы граждан, ведущее место принадлежит __________________.

Фрагмент 2. Суды действуют строго на основании ________________ РФ, закрепляющей основные принципы демократического судопроизводства, утвердившиеся в большинстве стран цивилизованного мира.

Фрагмент 3. Согласно Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела перед судом с участием _______________ заседателей. В качестве присяжных заседателей привлекаются рядовые граждане, достигшие возраста ________ лет, несудимые.

Фрагмент 4. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам является ________________________ РФ.

Фрагмент 5. Высший ______________________ Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и некоторых иных дел.

2. Напишите определение понятий:

Прокуратура –

______________________________________________________________________

Адвокатура –

______________________________________________________________________

Нотариат –

______________________________________________________________________

3. Продолжите высказывания:

Правоохранительную деятельность осуществляют

______________________________________________________________________

Если вы стали свидетелем преступления, вам необходимо

______________________________________________________________________

4. Заполните схему « Судебная власть РФ»

5. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками.

  ПРОФЕССИИ   ПРИЗНАКИ
1 1) прокурор А) оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам
2 2) адвокат Б) выступает в качестве государственного обвинителя в суде по уголовным делам
3 3) нотариус В) проводит предварительное следствие, собирает и проверяет обстоятельства дела
4 4) судья Г) оформляет доверенность на право пользования имуществом
    Д) разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления.

Полученный ответ в виде набора букв впишите в специальную таблицу.

1. 2. 3. 4.
       

6. Проанализируйте ситуации, определите, к кому надо обращаться в каждом из приведенных ситуаций.

Ситуации Организации
Гражданин приехал после выходных с дачи и обнаружил взломанной дверь в квартиру соседа.  
Гражданке необходимо оформить доверенность на вождение принадлежащего ей автомобиля на знакомого.  
Гражданин принял решение оформить завещание на имя внука.  
В результате публикации в газете пострадала деловая репутация фирмы. Руководство фирмы должно обратиться за защитой своей репутации.  
Гражданин увидел в окно своей квартиры, как неизвестные вскрывают дверцу машины соседа.  
Гражданке необходимо обжаловать незаконные действия сотрудника милиции.  
Гражданина незаконно уволили с предприятия.  

 

7. Укажите любые три основных принципа демократического судопроизводства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите небольшое эссе по теме: «Ни адвокат, ни тем паче судья при исполнении своих обязанностей не имеют права поддаваться собственным чувствам» (Р.Л.Стивенсон)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

§ 26. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.

1. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. _____________________ право — система юри­дических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении вза­имных прав и обязанностей сторон.

Фрагмент 2. Важное место в системе международного права занимают вопросы _________________ прав и свобод граждан. Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основ­ных прав и свобод человека несет Генеральная _______________ ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (________________).

Фрагмент 3. В _______________г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из ____________экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и при­знанной компетентностью в области прав человека».

Фрагмент 4.Защите прав человека отводится значительное место в работе Органи­зации по ________________ и сотрудничеству в Европе (_______).

Фрагмент 5. Законы и обычаи _______________ — часть международного права, регулирующая отноше­ния между участниками военного конфликта, а также их отношения с не участвующими в конфликте государствами.

Фрагмент 6. _________________________________ право — отрасль международного пра­ва, в которую входит совокупность норм, предусматривающих защиту жертв войны и других вооруженных конфликтов.

2. Заполните пропуски в таблице:

«Из истории формирования международного права»

Дата Международно-правовой документ Характеристика документа
911 г. договор князя Олега с Византией  
1778 г. Декларация о вооруженном нейтралитете  
Вторая половина XIX века   Идеи по разоружению в Европе.
1919 г. Создание Лиги Наций  
1945 г. Создание Организации Объединенных Наций  

3. По датам создания основных конвенций, содержащих нормы и правила ведения войны, определите название конвенции:

1856 г.

__________________________________________________________________

1907 г.

__________________________________________________________________

1925 г.

__________________________________________________________________

1936 г.

__________________________________________________________________

1949 г.

__________________________________________________________________

1954 г.

__________________________________________________________________

1977 г.

__________________________________________________________________

4. Перечислите основные правила и нормы, налагающие за­преты на ведение военных действий:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

 

5. Дайте краткую характеристику и определите вид запрещенных средств ведения войны, заполнив пропуски в таблице:

Вид запрещенного средства ведения войны Краткая характеристика
Отравленное оружие  
  запрещено применение удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств.
Ядерное оружие  
Разрывные пули  
  запрещены мины-игрушки, предписывает­ся четкое обозначение мин на местности.
Подводные мины  
  запрещено использование зажигательных средств (например, напалма) против мирного населения и мирных объек­тов, лесов и иной растительности.
Лазерное оружие  
Шариковые и игольчатые бомбы и снаряды  

ГОТОВИМСЯ К ГИА

Право — регулятор жизни общества

Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

1) исключительно силой общественного мнения
2) мнением авторитетных людей
3) привычками и традициями людей
4) силой государственного принуждения

Из представленных ниже предложений выберите то, которое соответствует определению понятия «гражданин»:

1) Гражданин – любой человек, проживающий на территории определенного государства.
2) Гражданин – любой человек, приехавший на жительство определенного государства.
3) Гражданин – человек, соблюдающий законы определенного государства.
4) Гражданин, это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан.

Верны ли следующие суждения?

А. Дружеские отношения не относятся к юридическим фактам.

Б. Наводнения, землетрясения, пожары считаются юридическими фактами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Вердикт присяжных заседателей о невиновности подсудимого для судьи

1) имеет рекомендательное значение, на усмотрение судьи-профессионала
2) принимается или отвергается при обсуждении судьи и присяжных заседателей
3) носит обязательный характер для принятия судебного решения
4) может стать поводом для вынесения судьей решения о роспуске данного состава присяжных заседателей

 

Верны ли следующие суждения?

А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты

Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)

1) интересы государства
2) права и свободы человека
3) нерушимость границ
4) неотвратимость наказания

Главой государства по Конституции РФ является

1) Председатель правительства
2) Президент
3) Министр обороны
4) Председатель Государственной Думы

Разработка и принятие законов является прерогативой

1) судов
2) правительства
3) парламента
4) министров

 

Отметьте правильное утверждение:

1) Трудовой договор можно оформлять как в устной так и в письменной форме
2) Трудовой договор необходимо оформлять письменно в двух экземплярах
3) Трудовой договор оформляется только в устной форме
4) При устройстве на работу обязательно подписывать договор пожизненного найма с работодателем

Верны ли следующие суждения?

А) Продолжительность рабочего дня для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих работу с учебой в возрасте от 14 до 16 лет составляет 2,5 часа.

Б) Право на сокращенный рабочий день имеют несовершеннолетние работники..

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В каком из приведенных случаев вступает в действие Закон о защите прав потребителей?

1) гражданин приобрел домой стиральную машину, в которой был обнаружен брак завода-изготовителя
2) фирма-поставщик поставила строительной фирме партию краски с истекшим сроком годности
3) продуктовый склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата
4) гражданин приобрел партию недоброкачественного товара на мелкооптовом рынке для перепродажи ее в другом городе

Верны ли следующие суждения?

Международное гуманитарное право регулирует вопросы

А) отношения к военнопленным по время военных конфликтов.

Б) защиты мирного населения во время ведения военных действий.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1) Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
2) Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция.
3) Милиция имеет специальные подразделения, например, уголовный розыск, отделение по борьбе с экономической преступностью, отделение охраны общественного порядка
4) Очевидно, что повышение социального статуса работников органов внутренних дел, увеличение их должностных окладов – важное условие эффективности соблюдения законности и правопорядка.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.

       
       

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Правовая норма – это общее _______(1) поведения, установленное государством, регулирующим посредством их общественные _________(2). Юридические нормы, составляющие право ___________(3), отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они несмотря на разнообразие, обнаруживают тесную взаимосвязь, представляя в совокупности единую ___________(4).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А Правило
Б Норма
В Отношения
Г Система
Д Государство
Е Общество

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую выбранное вами слово из списка.

Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.

       
       

Найдите в приведенном списке условия, обязательные для регистрации брака в РФ и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проживание отдельно от родителей
2) достижение совершеннолетия
3) наличие брачного договора
4) взаимное согласие сторон
5) наличие самостоятельного заработка

Ответ: _____________________

Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.

  СИТУАЦИИ   ПРАВООТНОШЕНИЯ
1) Семья нашла клад во время ремонта дома. А) семейное
2) Работник без уважительной причины не вышел на работу Б) административное
3) Гражданка оформила опеку над племянником В) трудовое
4) Гражданин нарушил правила дорожного движения Г) гражданское
    Д) уголовное

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

       
       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: