Годы принятия | Характерные признаки |
6. Прочитайте главу 1 Конституции РФ 1993 г. и заполните схему:
«Основы конституционного строя»
7. Заполните пропуски в таблице: «Конституционализм в России».
Дата | Документ | Краткая характеристика |
1730 г | «Кондиции» | |
Н. И. Панин «Конституционная записка» | ||
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | ||
1811 г. | «Введение к уложению государственных законов» М. М. Сперанского | |
1812 г. | «Государственная уставная грамота Российской империи» | |
1881 г. | Проект создания в России представительных органов с совещательными полномочиями | |
Манифест «О незыблемости самодержавия» Александра III | ||
1905—1907 г.г. | Неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов, гарантировалась возможность участия населения в выборах своих представителей в Государственную думу |
§ 23—24. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН РФ.
1.Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина:
Иные, лучшие, мне дороги права,
Иная, лучшая, потребна мне свобода.
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
…Вот счастье! Вот права…
Как понимал великий поэт права человека?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Насколько актуальны сегодня высказанные поэтом мысли?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Существуют различные классификации прав человека. Все они условны, потому что трудно отделить одно право от другого, они взаимосвязаны и создают единый _______________________________ личности.
Фрагмент 2. Наиболее распространенным следует признать разделение прав на _______________ (или гражданские), политические, _____________________ и культурные.
Фрагмент 3. Первое поколение прав, закрепленных в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция), «Билле о правах» (1791—1792 гг., США), получило название ________________________.
Фрагмент 4. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ____________________. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — _____________________ государства.
Фрагмент 5. Осознание глобальных проблем рождает новое поколение прав — ___________________, носителями которых выступают уже не отдельные личности, а группы людей, все человечество в целом.
Фрагмент 6. _____________________ — это мера ответственности гражданина перед обществом и своим государством, они являются составной частью правового статуса личности, тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина.
3. Заполните пропуски в таблице:
«Основные формы выражения общественного мнения по значимым политическим вопросам»
Основные формы выражения общественного мнения | Краткая характеристика |
собрания | |
собрания, которые проводятся на открытом воздухе, — требуется уведомление и согласие городских или районных властей | |
демонстрации | |
направление по определенному маршруту с определенной целью | |
пикетирования |
4. Перечислите основные права человека, закрепленные в Конституции РФ:
Политические права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личные (гражданские) права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально – экономические права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культурные права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте отрывок из произведения Локка Дж. «Два трактата о правлении»:
«Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом каждого члена общества.
Та власть, которую каждый отдельный человек передал обществу,когда он вступил в него, никогда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор, пока общество продолжает существовать. <...>
Следовательно, когда общество вручило законодательную власть какому-либо собранию людей для того, чтобы эта власть находилась у них и их преемников, и это собрание имеет право и полномочие назначать таких преемников, то законодательная власть не может вернуться к народудо тех пор, пока существует данный государственный строй»
Что, по мнению Дж. Локка, должно составлять основу существования гражданского общества? Как он обосновывал свою мысль?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что, по мнению философа, является единственной целью объединения людей в государство? Вам хотелось бы поддержать эту идею или опровергнуть ее?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы считаете, в чем Дж. Локк предвосхитил нынешнее время, а в чем его взгляды безнадежно устарели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вставьте пропущенные слова в определении:
«Омбудсмен - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением __________________________ разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями».
7. Что понимается в законе под правами потребителей? Проиллюстрируйте конкретными примерами нарушение потребительских прав.
Примеры | Права потребителей |
право на информацию | |
право на безопасность | |
право быть услышанным |
8. Напишите небольшое эссе по теме: «Где права сила, там бессильно право» (Японская пословица).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обоснуйте тезис о единстве прав и обязанностей субъектов правоотношений. Почему правоведы убеждены, что только в пакете с обязанностями, гражданин может гарантированно обеспечить соблюдение своих прав и свобод?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 25. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ РФ.
1. Прочитайте высказывание:
«Суд вообще, а суд присяжных в особенности – не мертвый механизм, а живой организм. Его самодеятельность должна быть направлена на оценку всего, что пред ним происходит – и не излишние показания против подсудимого пред ним опасны, а показания, против которых не предоставлено подсудимому возможности защищаться» (А.Ф.Кони).
В чем видит известный российский юрист назначение и сущность судопроизводства?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Среди органов, призванных охранять и защищать правопорядок, законные права и свободы граждан, ведущее место принадлежит __________________.
Фрагмент 2. Суды действуют строго на основании ________________ РФ, закрепляющей основные принципы демократического судопроизводства, утвердившиеся в большинстве стран цивилизованного мира.
Фрагмент 3. Согласно Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела перед судом с участием _______________ заседателей. В качестве присяжных заседателей привлекаются рядовые граждане, достигшие возраста ________ лет, несудимые.
Фрагмент 4. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является ________________________ РФ.
Фрагмент 5. Высший ______________________ Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и некоторых иных дел.
2. Напишите определение понятий:
Прокуратура –
______________________________________________________________________
Адвокатура –
______________________________________________________________________
Нотариат –
______________________________________________________________________
3. Продолжите высказывания:
Правоохранительную деятельность осуществляют
______________________________________________________________________
Если вы стали свидетелем преступления, вам необходимо
______________________________________________________________________
4. Заполните схему « Судебная власть РФ»
5. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками.
ПРОФЕССИИ | ПРИЗНАКИ | ||
1 1) | прокурор | А) | оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам |
2 2) | адвокат | Б) | выступает в качестве государственного обвинителя в суде по уголовным делам |
3 3) | нотариус | В) | проводит предварительное следствие, собирает и проверяет обстоятельства дела |
4 4) | судья | Г) | оформляет доверенность на право пользования имуществом |
Д) | разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления. |
Полученный ответ в виде набора букв впишите в специальную таблицу.
1. | 2. | 3. | 4. |
6. Проанализируйте ситуации, определите, к кому надо обращаться в каждом из приведенных ситуаций.
Ситуации | Организации |
Гражданин приехал после выходных с дачи и обнаружил взломанной дверь в квартиру соседа. | |
Гражданке необходимо оформить доверенность на вождение принадлежащего ей автомобиля на знакомого. | |
Гражданин принял решение оформить завещание на имя внука. | |
В результате публикации в газете пострадала деловая репутация фирмы. Руководство фирмы должно обратиться за защитой своей репутации. | |
Гражданин увидел в окно своей квартиры, как неизвестные вскрывают дверцу машины соседа. | |
Гражданке необходимо обжаловать незаконные действия сотрудника милиции. | |
Гражданина незаконно уволили с предприятия. |
7. Укажите любые три основных принципа демократического судопроизводства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напишите небольшое эссе по теме: «Ни адвокат, ни тем паче судья при исполнении своих обязанностей не имеют права поддаваться собственным чувствам» (Р.Л.Стивенсон)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 26. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.
1. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. _____________________ право — система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон.
Фрагмент 2. Важное место в системе международного права занимают вопросы _________________ прав и свобод граждан. Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная _______________ ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (________________).
Фрагмент 3. В _______________г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из ____________экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека».
Фрагмент 4.Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по ________________ и сотрудничеству в Европе (_______).
Фрагмент 5. Законы и обычаи _______________ — часть международного права, регулирующая отношения между участниками военного конфликта, а также их отношения с не участвующими в конфликте государствами.
Фрагмент 6. _________________________________ право — отрасль международного права, в которую входит совокупность норм, предусматривающих защиту жертв войны и других вооруженных конфликтов.
2. Заполните пропуски в таблице:
«Из истории формирования международного права»
Дата | Международно-правовой документ | Характеристика документа |
911 г. | договор князя Олега с Византией | |
1778 г. | Декларация о вооруженном нейтралитете | |
Вторая половина XIX века | Идеи по разоружению в Европе. | |
1919 г. | Создание Лиги Наций | |
1945 г. | Создание Организации Объединенных Наций |
3. По датам создания основных конвенций, содержащих нормы и правила ведения войны, определите название конвенции:
1856 г.
__________________________________________________________________
1907 г.
__________________________________________________________________
1925 г.
__________________________________________________________________
1936 г.
__________________________________________________________________
1949 г.
__________________________________________________________________
1954 г.
__________________________________________________________________
1977 г.
__________________________________________________________________
4. Перечислите основные правила и нормы, налагающие запреты на ведение военных действий:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
5. Дайте краткую характеристику и определите вид запрещенных средств ведения войны, заполнив пропуски в таблице:
Вид запрещенного средства ведения войны | Краткая характеристика |
Отравленное оружие | |
запрещено применение удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. | |
Ядерное оружие | |
Разрывные пули | |
запрещены мины-игрушки, предписывается четкое обозначение мин на местности. | |
Подводные мины | |
запрещено использование зажигательных средств (например, напалма) против мирного населения и мирных объектов, лесов и иной растительности. | |
Лазерное оружие | |
Шариковые и игольчатые бомбы и снаряды |
ГОТОВИМСЯ К ГИА
Право — регулятор жизни общества
Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
1) | исключительно силой общественного мнения |
2) | мнением авторитетных людей |
3) | привычками и традициями людей |
4) | силой государственного принуждения |
Из представленных ниже предложений выберите то, которое соответствует определению понятия «гражданин»:
1) | Гражданин – любой человек, проживающий на территории определенного государства. |
2) | Гражданин – любой человек, приехавший на жительство определенного государства. |
3) | Гражданин – человек, соблюдающий законы определенного государства. |
4) | Гражданин, это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан. |
Верны ли следующие суждения?
А. Дружеские отношения не относятся к юридическим фактам.
Б. Наводнения, землетрясения, пожары считаются юридическими фактами.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Вердикт присяжных заседателей о невиновности подсудимого для судьи
1) | имеет рекомендательное значение, на усмотрение судьи-профессионала |
2) | принимается или отвергается при обсуждении судьи и присяжных заседателей |
3) | носит обязательный характер для принятия судебного решения |
4) | может стать поводом для вынесения судьей решения о роспуске данного состава присяжных заседателей |
Верны ли следующие суждения?
А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты
Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)
1) | интересы государства |
2) | права и свободы человека |
3) | нерушимость границ |
4) | неотвратимость наказания |
Главой государства по Конституции РФ является
1) | Председатель правительства |
2) | Президент |
3) | Министр обороны |
4) | Председатель Государственной Думы |
Разработка и принятие законов является прерогативой
1) | судов |
2) | правительства |
3) | парламента |
4) | министров |
Отметьте правильное утверждение:
1) | Трудовой договор можно оформлять как в устной так и в письменной форме |
2) | Трудовой договор необходимо оформлять письменно в двух экземплярах |
3) | Трудовой договор оформляется только в устной форме |
4) | При устройстве на работу обязательно подписывать договор пожизненного найма с работодателем |
Верны ли следующие суждения?
А) Продолжительность рабочего дня для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих работу с учебой в возрасте от 14 до 16 лет составляет 2,5 часа.
Б) Право на сокращенный рабочий день имеют несовершеннолетние работники..
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
В каком из приведенных случаев вступает в действие Закон о защите прав потребителей?
1) | гражданин приобрел домой стиральную машину, в которой был обнаружен брак завода-изготовителя |
2) | фирма-поставщик поставила строительной фирме партию краски с истекшим сроком годности |
3) | продуктовый склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата |
4) | гражданин приобрел партию недоброкачественного товара на мелкооптовом рынке для перепродажи ее в другом городе |
Верны ли следующие суждения?
Международное гуманитарное право регулирует вопросы
А) отношения к военнопленным по время военных конфликтов.
Б) защиты мирного населения во время ведения военных действий.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. |
2) | Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция. |
3) | Милиция имеет специальные подразделения, например, уголовный розыск, отделение по борьбе с экономической преступностью, отделение охраны общественного порядка |
4) | Очевидно, что повышение социального статуса работников органов внутренних дел, увеличение их должностных окладов – важное условие эффективности соблюдения законности и правопорядка. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Правовая норма – это общее _______(1) поведения, установленное государством, регулирующим посредством их общественные _________(2). Юридические нормы, составляющие право ___________(3), отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они несмотря на разнообразие, обнаруживают тесную взаимосвязь, представляя в совокупности единую ___________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А | Правило |
Б | Норма |
В | Отношения |
Г | Система |
Д | Государство |
Е | Общество |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую выбранное вами слово из списка.
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
Найдите в приведенном списке условия, обязательные для регистрации брака в РФ и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | проживание отдельно от родителей |
2) | достижение совершеннолетия |
3) | наличие брачного договора |
4) | взаимное согласие сторон |
5) | наличие самостоятельного заработка |
Ответ: _____________________
Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
СИТУАЦИИ | ПРАВООТНОШЕНИЯ | ||
1) | Семья нашла клад во время ремонта дома. | А) | семейное |
2) | Работник без уважительной причины не вышел на работу | Б) | административное |
3) | Гражданка оформила опеку над племянником | В) | трудовое |
4) | Гражданин нарушил правила дорожного движения | Г) | гражданское |
Д) | уголовное |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).