Независимость властей, равные права, верховенство закона, цензура, плюрализм, многопартийность

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________________________.

 

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:

1) общества защиты прав потребителей
2) Министерство образования
3) ассоциация педагогов «Демократическая школа»
4) районный суд
5) объединение жильцов микрорайона
6) управление внутренних дел

Ответ:___________________________

 

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1) Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты.
2) По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии.
3) Предполагаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время.
4) Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшие дни.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

 


Глава 3

Право — регулятор жизни общества

§ 18. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПРОШЛОМ И В НАСТОЯЩЕМ

1. Прочитайте высказывание Ч. Беккария:

Хо­ти­те пре­ду­пре­дить пре­ступ­ле­ния? Сде­лай­те так, что­бы за­ко­ны бы­ли яс­ны­ми, про­сты­ми, что­бы вся си­ла на­ции бы­ла со­сре­до­то­че­на на их за­щи­те и что­бы ни од­на часть этой си­лы не на­прав­ля­лась на их унич­то­же­ние.

Сде­лай­те так, что­бы за­ко­ны мень­ше по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли со­сло­ви­ям, чем са­мим лю­дям. Сде­лай­те так, что­бы лю­ди бо­я­лись их и толь­ко их. Страх пе­ред за­ко­на­ми бла­го­де­те­лен, но страх че­ло­ве­ка пе­ред че­ло­ве­ком ги­бе­лен и по­рож­да­ет пре­ступ­ле­ния. По­ра­бо­щен­ные лю­ди все­гда бо­лее сла­с­то­лю­би­вы, рас­пут­ны и же­с­то­ки, чем сво­бод­ные лю­ди.

Вы­де­ли­те ос­нов­ные мыс­ли в вы­ска­зы­ва­нии ита­ль­ян­ско­го про­све­ти­те­ля. Со­глас­ны ли вы с тем, что лю­дям не­об­хо­дим страх пе­ред за­ко­на­ми?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По­яс­ни­те свою точ­ку зре­ния. Как «си­ла на­ции» долж­на со­сре­до­то­чи­вать­ся на за­щи­те за­ко­нов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагменты текста:

Фрагмент 1. Правом называется совокупность общеобязательных _______________ поведения (норм), установленных государством и охраняемых его __________. Такое право называется ________________, так как нормы права созда­ются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

Фрагмент 2. Право обеспечивается и защищается ____________________, в то время как все иные ______________________ нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством или же, напротив, отвергаться им, ес­ли они вступают в противоречие с действием правовых установлений.

Фрагмент 3. Нормы права обязательно выражены в четко определен­ной _________________, закреплены в законах, судебных решениях, других источни­ках. Нормам права присуща внутренняя ______________, единство, непротиворе­чивость

3. Продолжите высказывания:

1) В отличие от морали, право ___________________________________________

2) Право отображает ___________________________________________________

3) И право и мораль в равной мере _______________________________________

4. Заполните пропуски в таблице: «Признаки права»

Признак права Характеристика признака права
общеобязательность для всех  
гарантированность и обеспеченность государством  
  Закреплены в законах, судебных решениях, других источни­ках.

 

5. Подберите в сборниках афоризмов или в Интернет латинские правовые изречения. Запишите их.

1) ___________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________

6. Запишите названия древнейших памятников права, известных вам из курса истории:

Древний Вавилон______________________________________________________

Древняя Греция________________________________________________________

Древний Рим __________________________________________________________

Раннее Средневековье __________________________________________________

Древняя Русь __________________________________________________________

Англия XIII века_______________________________________________________

Франция XIX века______________________________________________________

7. Напишите небольшое эссе по теме: «Го­су­дар­ст­вен­ное ус­т­рой­ст­во из­ве­ст­ной эпо­хи есть ре­зуль­тат ее преж­них су­деб» (И. Фих­те)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Перечислите основные признаки современного права:

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

9. Прочитайте высказывания и впишите пропущенные слова:

«Легче составлять _________________, чем исполнять их» (Наполеон)

«____________ что дышло, куда повернешь, туда и вышло» (русская пословица)

«Единственный источник __________________ - общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф.Лассаль)

«__________________ человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К.Ясперс)

«Кто не _______________________ законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от самих себя» (Г.Гейне)

§ 19—20. ИСТОЧНИКИ И НОРМЫ ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА.

 

1. Известным российским юристом С.С.Алексеевым дано такое определение правовой нормы: «Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения». Прокомментируйте авторскую точку зрения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. __________________ законы принимаются законодательными органами государст­ва и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Иногда они объединяются в ____________, каждый из которых имеет свою специфику.

Фрагмент 2. _____________________ акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения.

Фрагмент 3. Еще в эпоху римского права был сформулирован принцип, согласно которому закон не имеет ___________________ силы.

Фрагмент 4. Законы действуют по _________________, т. е. они имеют определенного адре­сата или же распространяются на всех ____________________ страны, лиц без граждан­ства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами

 

3. Заполните схему: «Структура правовой нормы». Проиллюстрируйте каждый элемент конкретными примерыми.

 
 

 

 


4. Заполните таблицу: «Источники права». Проиллюстрируйте каждый из приведенных источников права конкретными примерами.

Название источника права Характеристика Примеры
правовой обычай    
нормативный акт    
договор с нормативным содержанием    
административный прецедент    
судебный прецедент    
обычай делового оборота    
религиозная норма    
корпоративная норма    

5. Заполните пропуски в таблице:

«Основные отрасли права Российской Федерации»

Отрасли права Тип правоотношений Основные источники Примеры
Государственное   Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральное законодательство о выборах  
  отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления   приказ органа управления образованием с администрацией школы; министр отправил своего подчиненного в командировку на объект.
Гражданское   Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ  
    Конституция РФ, Семейный кодекс РФ Супруги заключили брачный договор; Оставшегося сиротой 5-ти летнего мальчика усыновили родственники.
Трудовое   Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ  
  отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний    

 

§ 21. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1. Прочитайте высказывания:

«Не преступление преступника, а его трусость и безалаберность в совершении преступления заставляет нас относиться к нему с презрением» (Ф.Ницше)

«Освобождение себя от труда есть преступление» (Л.Н.Толстой)

«Каждое преступное деяние имеет двоякое значение – по отношению к личности обвиняемого и по отношению к обществу» (А.Ф.Кони)

Какие проблемы затронуты в высказываниях мыслителей? В чем авторы видят причины преступных деяний?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Законодатель определяет __________________ как общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обще­ству.

Фрагмент 2. ___________________ посягают на наибо­лее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные _________________, и поэтому за их совершение предусматриваются осо­бые наказания.

Фрагмент 3. ___________________ определяются в законодательстве как виновные противоправ­ные действия, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.

Фрагмент 4. Все _____________________ можно определить также как уголовные правонарушения, т. е. такие деяния, которые нарушают нормы уголовного законодательства и влекут за со­бой наступление _______________ ответственности.

Фрагмент 5. _______________ преступления — то, на что посягает лицо, совершившее преступное деяние, и чему причи­няется или может быть причинен вред.

3. Заполните пропуски в схеме: «Виды проступков». Проиллюстрируйте каждый из них конкретными примерами.

Примеры

1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.

4. Приведите примеры каждого из признаков правонарушения, заполнив таблицу:

Признак правонарушения Примеры
Деяние, которое может быть совершено в форме действия или без­действия.  
Противоправность — нарушение деянием закона определенной нормы права  
Наказуемость - лицо способно не­сти ответственность за совершенное им деяние  
Виновность — психическое отношение нарушителя к совершенно­му им деянию.  
Общественная опасность — причинение вреда другим людям или обществу в целом.  

5. Перечислите обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину:

Смягчающие вину обстоятельства: Отягчающие вину обстоятельства:
  1. 2. 3. 4. 5.

 

6. Заполните таблицу: «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность». Приведите примеры и факты.

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность Примеры и факты
Необходимая оборона  
Задержание лица, совершившего преступление  
Крайняя необходимость  
Физическое или психическое принуждение  
Обоснованный риск  
Исполнение приказа или распоряжения.  

7. Про­чи­тай­те вы­ска­зы­ва­ния.

Ж.-П. Ма­рат: «Ес­ли со­раз­ме­рять пре­ступ­ле­ния с на­ка­за­ни­я­ми яв­ля­ет­ся де­лом спра­вед­ли­во­с­ти, то сле­дить за тем, что­бы они ни­ког­да не бы­ли же­с­то­ки­ми, яв­ля­ет­ся де­лом че­ло­веч­но­с­ти. По­это­му-то са­мые мяг­кие на­ка­за­ния пред­по­чти­тель­ны, ког­да они до­сти­га­ют це­ли. Ка­рая ви­нов­но­го, пра­во­су­дие долж­но не столь­ко ис­кать от­мще­ния за по­пран­ный за­кон, сколь­ко сдер­жи­вать тех, кто мог бы со­блаз­нить­ся его по­пра­ни­ем».

Шан Ян: «На­ка­за­ния по­рож­да­ют си­лу, си­ла по­рож­да­ет мо­гу­ще­ст­во, мо­гу­ще­ст­во по­рож­да­ет ве­ли­чие, все­ля­ю­щее тре­пет, а ве­ли­чие, все­ля­ю­щее тре­пет, по­рож­да­ет до­б­ро­де­тель. Итак, до­б­ро­де­тель ве­дет свое про­ис­хож­де­ние от на­ка­за­ния».

С ка­ким из них вы со­глас­ны, а с ка­ки­м мог­ли бы по­спо­рить? Ар­гу­мен­ти­руй­те соб­ст­вен­ную по­зи­цию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Российский адвокат Г.М. Резник подчеркивает: «Право милости – право учитывать при решении вопроса о вине специфические обстоятельства конкретного дела и сообразовывать это решение не только с нормами закона, но и с нравственностью». Раскройте понятие вины. Поясните мысль автора. Приведите аргументы в ее обоснование.

§ 22. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. — ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ СТРАНЫ.

1. Прочитайте высказывание:

«Едва существуют разногласия по вопросу о том, какие конституционные принципы помогут объединить народ. Я думаю, что таким принципом является всеобщая вера в справедливость, доброту, достоинство, милосердие, сотрудничество, честность, качество труда, служение людям и терпение». (С.Коуви)

Выскажите свое мнение по поводу основополагающих принципов конституции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Слово «_________________» появилось еще в античные времена, в Риме. В дословном переводе с латинского языка оно означает «установление, утверждение».

Фрагмент 2. Основ­ной закон Российской Федерации принимается ___________________голосовани­ем (____________________) после открытого обсуждения проекта конституции.

Фрагмент 3. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а го­сударство действует в соответствии с установленными законами, называ­ется __________________________строем.

Фрагмент 4. В Конституции РФ провозглашает­ся создание условий, обеспечивающих _______________________ жизнь и свободное раз­витие человека, охраняются труд и ______________________ людей, устанавливается га­рантированный минимальный ______________ оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Фрагмент 5. Конституция РФ закрепляет в ка­честве единственного источника власти — волю __________________, ведущей ценно­стью признаются права и ________________российских граждан.

3. Перечислите важнейшие особенности Конституции РФ как нормативного документа и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

Особенности Конституции Примеры
     
     
     

4. Напишите небольшое эссе по теме: «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина». (С.Е. Лец)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите годы принятия Конституций российского государства в XX веке и дайте им краткую характеристику:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: