Праобщина (первобытное человеческое стадо). 3 страница

12) Под первобытной соседской общиной мы понимаем социально-экономическую структуру, состоявшую из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, объединенных друг с другом территориально-соседскими связями и совместной собственностью на главное средство производства (землю, пастбища, промысловые угодья). Сочетание частной собственности отдельных семей с коллективной и составляет изначально присущий соседской общине дуализм. Характерными чертами первобытной соседской общины являются: наличие общей территории, общественного имущества и общинное землевладение при частном землепользовании, наличие общинных органов управления, различные формы кооперации и взаимопомощи между общинниками, их совместное выступление в войнах и делах, связанных с межобщинными отношениями, наличие определенного идеологического (религиозного) единства общинников, переплетение территориальных связей с распадающимися кровнородственными, в общественной сфере - сосуществование общины с позднеродовыми учреждениями. Как и любой соседской общине, первобытной присущи переплетение и борьба коллективной и частной собственности.Для стадии формирования соседской общины характерна замена связей, основанных на родстве, соседско-территориальными, которые на первых порах причудливо с ними переплетаются или даже облекаются в кровнородственную оболочку. В качестве примеров можно привести сохранение за соседской общиной тотемного названия древней родовой общины, распространение терминов кровного родства на односельчан, особенно свойственников, использование родовых святилищ для обрядов общинного значения у чейенов, кроу, тлинкитов, ирокезов, хопи, команчей и других племен североамериканских индейцев, или институт доха у народов Нижнего Амура (распространение экзогамных запретов на группу неродственных родов, связанных соседскими отношениями).Это переплетение родовых и соседских связей, чрезвычайно разнообразное в конкретных обществах, заставляет поставить вопрос о критериях, позволяющих отличать родовую общину на позднейшем этапе ее развития от соседской и о характере переходных форм между ними.Главные признаки, характеризующие любую соседскую общину, это наличие отдельных семейных коллективов, самостоятельно ведущих хозяйство и распоряжающихся произведенным продуктом, так что каждый своими собственными силами производит обработку отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства. Семьи, представленные в общине, могут быть родственными и неродственными - коль скоро в хозяйственном отношении они обособлены, это не имеет принципиального значения.Нельзя согласиться с исследователями, решительно противопоставляющими патронимию соседской общине и полагающим, что последняя может существовать только как территориальное объединение неродственных семей. Факты говорят об обратном. В горных районах Северной Албании еще в начале прошлого века все члены соседской общины считали себя потомками одного предка и избегали вступать друг с другом в брак. Соседские общины, состоящие из патронимически родственных семей, еще в 19-м веке были нередки на Кавказе, известны они и в Юто-Восточной Азии и других местах. На начальных этапах формирования соседской общины общинная собственность на землю сосуществует с родовой, иногда даже занимая подчиненное положение. На некоторых островах Ново-Гебридского архипелага деревни, хотя и состоят из подразделений нескольких родов, но еще не образуют общины и не имеют земельной собственности. На островах Тробриан, Шортландских, Флорида, Сан-Кристобаль, Санта-Анна, Вао, Фате и других соседская община уже возникла и общинная собственность на землю сосуществует с родовой и индивидуальным заимочным землепользованием, а на острове Амрим земля принадлежит всей общине в целом, но распределяется между различными родовыми группами. В стадиальном отношении такая община является переходной от родовой к чисто соседской. Ее можно считать ранним этапом соседской общины или переходным типом; между этими двумя точками зрения мы не видим больших различий. Главным критерием, позволяющим ее выделять, является не столько сосуществование общинной собственности с частной (это разумеется для любой соседской общины), сколько переплетение родовых связей с соседскими. Переход от такой общины к собственно соседской в значительной мере зависит от судеб позднего рода, от времени, когда он окончательно прекращает свое существование. Поскольку род чаще всего доживает до классового общества, очевидно, именно этот ранний этап соседской общины и является наиболее характерным для ее бытования в разлагающемся первобытном обществе, и для ее обозначения кажется вполне приемлемым термин "первобытная соседская община". Такая община является соседской, потому что имеет главную ее особенность - сочетание частной собственности с коллективной. О том, что она присуща эпохе разложения первобытного общества, свидетельствует и археологический материал. В Дании уже в поселениях бронзового века в пределах каждой деревни ясно видны границы индивидуальных участков и общинного пастбища. Нечто подобное еще раньше наблюдается на неолитическом Кипре. Однако такая община является не просто соседской, а именно первобытно-соседской, так как коллективная собственность в ней представлена двумя формами: общинной и родовой. Подобное сочетание двух форм коллективной собственности может сохраняться очень долго, и не только в разлагающихся первобытных обществах, но даже в раннеклассовых, как это видно на многочисленных африканских примерах. В настоящее время можно считать доказанным универсальный характер не только соседской общины в целом, но и ее раннего этапа - первобытной соседской общины, которая прослежена как в патриархальных, так и в поздне-материнских и безродовых обществах. Таким образом, поздние формы родовой организации эпохи разложения первобытного общества в основном одновременны первобытной соседской общине. Они сосуществуют, различаясь не только своими функциями, но и структурами: в то время как род основан на принципе кровного родства, община покоится на территориально-соседских связях. Хотя род и община как формы социальной организации и дополняют друг друга, создавая для индивида двойную линию защиты, между ними идет определенная борьба за сферу влияния. Конечная победа соседской общины над родом определяется уже тем, что она является не только социальной организацией, каковой практически стал поздний род, но организацией социально-экономической, в которой социальные связи переплетаются и определяются производственными. Соседская община гибнет тогда, когда коллективная собственность становится тормозом дальнейшему развитию частной. По общему правилу это происходит уже в классовых обществах, хотя известны и исключения, обычно связанные с нехваткой земли (например, в Микронезии и Полинезии). Основные средства производства постепенно переходят в частную собственность. Возникновение аллода в земледельческих обществах хорошо прослежено на примере раннесредневековой Западной Европы. Однако, даже потеряв свои производственные функции, община может сохраняться как социальная организация в качестве административно-фискальной или территориально-самоуправляющейся единицы. Соседская община может долго сохраняться и в классовых обществах, основанных на натуральном хозяйстве. Иногда она умышленно консервируется господствующими классами. Однако такая община, несмотря на сходства внутренних структур, отличается от первобытной. В первобытной соседской общине эксплуатация только зарождается, в классовой - превалирует. Община или подвергается эксплуатации в целом, или выделяет из своей среды как эксплуататоров. так и эксплуатируемых.

Политогенез – понятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы. Классические теории политогенеза объясняют появление первых государств в догосударственном мире. Однако при изучении истории интересно не только возникновение первых государственных или полугосударственных образований в данном регионе, но и распространение государственности. Согласно [1] существует два пути распространения государственности. Первичные государства (политии) образуются при сложении соответствующих условий (понимаемых по-разному разными авторами), но в отличие от самых первых государств с той или иной степенью заимствования институтов у уже существующих государств. Вторичные государства образуются при неготовности к государственности (формированию большой политии), их образование вызвано главным образом необходимостью противостоять более развитым соседям или желанием поживиться накопленными ими богатствам (самым наглядным примером являются огромные кочевые империи). Как правило, такие государства менее устойчивы, чем первичные.

13) Экзогамия, как известно, состоит в строжайшем запрете как брачных, так и внебрачных половых отношений внутри определенного человеческого коллектива и тем самым, следовательно, в обязанности всех членов данного коллектива г вступать в брак с людьми, к нему не принадлежащими. Термин „экзогамия" был введен в науку Дж.Мак-Леннаном, большая заслуга которого состоит в том, что он указал на. повсеместное распространение и большое значение этого и ранее известного этнографам явления. Однако сущность экзогамии Дж.Мак-Леннан раскрыть не смог. Абсолютно противопоставив экзогамию эндогамии, экзогамные коллективы эндогамным, он запутал как сам себя, так и многих других исследователей. Ясность в вопрос об экзогамии была внесена лишь Л.Морганом, убедительно доказавшим, что экзогамия неотделима от рода и является его необходимейшим признаком, что род всегда является экзогамным коллективом и что иных экзогамных коллективов, кроме рода и фратрии, представляющей собой первоначальный род, не существует
Первая группа—теории, объясняющие возникновение экзогамии необходимостью предотвращения вредных последствий браков между кровными родственниками. Такого взгляда придерживался, в частности, Л.Морган (1934а, 19346). С точки зрения Л.Моргана, возникновение рода является одним из моментов процесса исключения кровных родственников из полового общения. Вначале брачные отношения были воспрещены между родителями и детьми, и из промискуитетной орды возникла кровнородственная семья. Затем возник запрет половых отношений между братьями и сестрами, и кровнородственная семья уступила место семье пуналуа. На основе семьи пуналуа возникла родовая организация, навсегда исключившая сестер и братьев из брачного общения, причем не только родных, но и боковых. Исключение братьев и сестер из полового общения и тем самым возникновение экзогамии Л.Морган объясняет потребностью предотвращения вредного влияния кровосмешения
Позицию, близкую к моргановской, занимал Л.Файсон (Fison and Howitt, 1880, p.99—117), видевший причину возникновения экзогамии в сознательном стремлении предотвратить вредные последствия кровосмешения. Однако взгляды его на возникновение рода не совпадают со взглядами Л.Моргана. По Л.Файсону, роду предшествовало не три стадии развития, как утверждал Л.Морган, а всего лишь одна. Человеческий коллектив, предшествовавший роду, Л.Файсон называл неразделенной коммуной. Характеристика этого коллектива у него не отличается ясностью. С одной стороны, он писал, что в неразделенной коммуне брачные отношения существовали лишь между лицами, принадлежавшими к одному поколению (1880, р.117), С другой стороны, мы встречаем у него утверждение, что „неразделившаяся коммуна" значит не более и не менее как промискуитет (Файсон, 1935, с.117). Когда перед обществом встала задача исключить возможность брачных отношений между братьями и сестрами, то эта цель, по Л.Файсону, была достигнута разделением первоначальной коммуны на две взаимобрачующиеся половины, внутри каждой из которых половые отношения были запрещены
Семья и брак В эпоху классообразования основной формой брака становится моногамия. Причем она тесно связана с частнособственническими правами мужчины и его властью на женщиной. Женщина теряет все свои права, становясь незащищенной перед законом. Так, например, неверность жены наказывалась отсылкой домой, членовредительством, про­дажей в рабство, даже смертью; напротив, муж продолжал пользоваться остатками прежней половой свободы. Состоятельные люди брали рабынь-наложниц и более или менее широко практиковали обычное многоженство. Особенности брачных норм нравственности оказали свое влияние на добрачные нормы: от девушек, в отличие от мужчин, стали требовать строгого целомудрия, и нарушивших его до брака после первой брачной ночи с позором отсылали домой, где их не ждало ничего хорошего. Все это не могло не сказаться на бытовом положении женщин и специфике предписанного им патриархального этикета. В частности, женщинам полагалось есть после мужчин, оказывать де­монстративные знаки внимания мужу и его старшим родственникам и т. п.

Во многом сходным с этим оказалось положение младших мужчин, которые постепенно все больше попадали в зависимость от старших, и прежде всего от главы семьи. Они не были свободны в своем брачном выборе и не имели возможности по собственному желанию выделиться в самостоятельное домохозяйство. Обычаи многих племен предписы­вали сыновьям беспрекословное повиновение отцу под страхом лише­ния наследства, изгнания из дома и даже продажи в рабство или смерти. Их подчиненное положение также закреплялось патриархальным эти­кетом, запрещавшим младшим, например, лежать или сидеть, громко разговаривать или смеяться в присутствии старших, показываться им небрежно одетыми или заговаривать с ними первыми.

Престижная экономика — термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в поздне-первобытном обществе или как называет данную формацию этнограф Ю.И. Семёнов — первобытно-престижном обществе [1].

Возникновение данной стадии развития человечества связано с тем, что несмотря на то, что семья или отдельный индивид общества уже получили прибавочный продукт, но он поступил только в распоряжение, а не в собственность, то есть остался принадлежать общине. Распорядительная доля могла быть различной, тогда как потребительная только по потребности. Всё это накладывало невозможность накопления избыточного продукта и нужность его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, образование особого церемониального дарообмена, как особой формы дарения превращающего прибавочный продукт в «престиж».

 

Становление земледелия происходило не только в разной природной, но и в разной социальной обстановке. И поэтому нет никаких оснований объяснить его возникновение какой-либо единой универсальной причиной. В то же время не находит поддержки и «кумулятивная теория». Приведенные этнографами и археологами данные говорят о том, что при определенных условиях специализированное высокоразвитое собирательство растений могла существовать бесконечно долго, не перерастая в земледелие. Такая ситуация встречается в некоторых районах Австралии, на Западе Северной Америки и т.д.В связи с этим возникает много вопросов: почему появилась необходимость в производящем хозяйстве, что заставило людей тратить много сил и энергии на искусственное воспроизводство пищевых ресурсов? Раньше считалось, что охотники и собиратели жили в большой нужде, влача полуголодное существование, полагали, что переход к земледелию облегчил труд по добыче пищи и давал больше времени для других занятий. Но в последние десятилетия стала ясна упрощенность такого подхода. Выяснилось, что условия жизни охотников и собирателей не были такими тяжелыми, а голодовки такими неизбежными. Хоть образ жизни их был подвижным, что изнуряло людей, но с другой стороны их деятельность по добыче пищи была не такой монотонной, менее регулярной и часто требовала меньше времени, чем тяжелый земледельческий труд. Кроме того, являясь менее специализированными видами занятий, охота и собирательство создавали более гибкую структуру и облегчали маневрирование и приспособление к меняющейся внешней среде. Голодовки, которые испытывали земледельцы, имели более тяжелые последствия, чем временные перебои с питанием для охотников и собирателей.А также с переходом к земледелию сам характер питания изменился не в лучшую сторону. Данные о питании собирателей и охотников, и ранних земледельцев говорят об обеднении рациона у последних. У земледельцев повсюду наблюдалась менее разнообразная, преимущественно растительная диета с преобладанием углеводов. Все это ослабляло сопротивляемость к инфекциям, вызывало хронические заболевания и обуславливало слабое физическое развитие. Распространению инфекций способствовала и высокая концентрация населения в земледельческих поселках. Так, проанализировав данные археологии и этнографии, мы можем выделить следующие проблемы перехода к производящему хозяйству: · С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его. · Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства. · Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте. · Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга. · Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов «промежуточной» селекции. · Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их «диких» сородичей. В связи с этим становится, очевидно, что переход к производящему хозяйству не мог быть быстрым. В ранний период своего существования земледелие имело второстепенное значение и не определяло образа жизни, который в целом сохранил прежний характер. «Важными предпосылками победы земледельческо-скотоводческого образа жизни были совершенствование методов и технических приспособлений, связанных с производящим хозяйством, а также появление комплекса высокоурожайных видов растений и доместикации некоторых видов животных в ряде районов»Очевидным плюсом производящего хозяйства является его надежность в сравнении с собирательством и охотой. Мясо нельзя хранить долго, а охота не всегда удачна, но продукты земледелия можно хранить долго. И пусть даже урожай будет небольшой, он все равно более надежен, чем непостоянная охота. Поэтому, когда начались изменения природной среды, производящее хозяйство оказалось более надежным.

 

14)Самое общее понятие истории: это описание прошлого мира или страны, самых знаменательных из множества происходивших событий, которые заслуживают передачи в назидание следующим поколениям. Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов, способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история. История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Объектом истории вообще служит исторический процесс. Предметом же представляются явления человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (фр. levant «восход»), Анатолия (др.-гр.), «Mizrah» (на иврите означает «восход»), «sharq» на арабском языке. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»). Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. Анти?чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность». В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

 

15) Предмет, объект исторической науки

Самое общее понятие истории: это описание прошлого мира или страны, самых знаменательных из множества происходивших событий, которые заслуживают передачи в назидание следующим поколениям.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов, способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Объектом истории вообще служит исторический процесс. Предметом же представляются явления человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории древнего мира, в который включа­ется также история античных обществ (древней Греции, древнего Рима) или «клас­сической древности*. Включение истории Древнего Востока, Греции и Рима в состав одного понятия — «история древнего ми­ра» — не является механическим или про­извольным. Оно предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, полити­ческих институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, древних греков и римлян, позволяющих объединить их в рамках одной дисциплины — истории древнего мира. Вместе с тем выделение внутри этой дисциплины трех самостоя­тельных частей — истории Древнего Восто­ка, Греции и Рима — предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.

Что объединяет общества Древнего Во­стока, Греции и Рима? Прежде всего тот важнейший факт, что все они возникли из примитивного первобытного строя, господ­ствовавшего в течение многих сотен тысяч лет, характеризующегося беззащитностью человека перед лицом природы, родовыми отношениями, элементарным уровнем вы­живания, неразвитым логическим и абст­рактным мышлением. В разных экологи­ческих условиях древневосточные народы, древние греки и римляне по-разному реша­ли тяжелейшую проблему выживания, при­способления к окружающей среде и создавали свою цивилизацию. Именно со­здание цивилизации как нового этапа раз­вития человеческих обществ означало завершение длительного периода первобыт­ности и вступление человеческого общества на путь стремительного прогресса во всех областях человеческого бытия, само выде­ление истории Древнего Востока, Греции и Рима как особых комплексов.

Можно выделить шесть главных при­знаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1) создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение об­щества (вместо присваивающего и, следо­вательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

2) создание института частной собст­венности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление воз­можности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появление особого органа, регулиру­ющего социальные отношения и конфлик­ты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общи­нах отношения регулировались или по обы­чаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появление города как хозяйственно­го, административного, военного и культур­но-религиозного центра области или региона, как места концентрации матери-

альных и интеллектуальных ресурсов реги­она, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным орга­низатором прогресса общества;

5) возможность монументального стро­ительства, создание поражающих вообра­жение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, цар­ских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирова­ния ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству чело­веческую речь с содержащейся в ней инфор­мацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового мента­литета, гигантский скачок в области мате­риальных и интеллектуальных возможнос­тей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с ве­ликими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых клас­совых обществ и государственных образо­ваний в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и закан­чивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македон­ские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Во­сток, Иранское нагорье, южную часть Сред­ней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македон­ского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древ­ней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя ис­тория этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древ­нему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячеле­тий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простира­ется с запада на восток от современного

Туниса, где располагался Карфаген, до со­временных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнееги­петское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие госу­дарственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригий­ское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государст­венные образования Средней Азии, госу­дарства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы: 1) памятники древневосточной письменности, 2)памятники материальной культуры и 3) свидетельства античных авторов. Наибольшее значение для историка имеют древневосточные документы, так как они фиксируют факты социально-экономической истории, политические события и отражают уровень развития культуры того времени. Большое значение имеют также и памятники материальной культуры, свидетельствующие об уровне развития хозяйства, техники и быта народов Месопотамии. Меньшее значение имеют свидетельства античных авторов. Однако ими не должен пренебрегать современный исследователь, располагающий более надёжными и полными источниками.

Античные авторы были свидетелями последних веков существования цивилизаций древнего Востока. Они многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря ныне утерянным источникам. Свидетельства античных авторов во многом подтверждаются подлинными памятниками древневосточной письменности. Наконец, античные авторы стояли на более высоком уровне культурного развития, чем представители древневосточного мира. Но современный историк должен подходить к изучению трудов греческих и римских писателей с большой критической осторожностью. Свидетельства античных авторов необходимо всегда сопоставлять с соответствующими показаниями древневосточных документов и памятников. Современный исследователь обязан учитывать тенденцию того или иного писателя, в частности историка древности, характер его мировоззрения. Наконец, следует учесть и ту степень модернизации, которую вносит античный автор в своё повествование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: