Общественная природа сознания

· Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.

· Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно).

· Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
- когнитивный, отражающий самопознание индивида;
- эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку);
- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

 

 


 

31) Проблема человека в истории философии. Человек как единство природного и социального.

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть @ заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос, a обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства. Т.о., идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок, a выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – праведник.

Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

1.Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

выражает ценностное отношение к действительности.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

 

 


 

32) Проблема свободы и ответственности. Проблема жизни и смерти, смысла и цели существования человека.

Проблема свободы личности связана с проблемой необходимости как моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности. Примером такого поступка является убийство насильника в порядке самообороны. Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность – это две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать ради избранной цели, и реализуется свобода тем полнее, чем полнее знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям и закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность – необходимость выбора эффективного и гуманного способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели. Свобода личности порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Свобода личности неотделима от свободы общества. Условия общественной жизни создают для человека многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации: чем полнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и личной свободы. Детерминация (причинная обусловленность) социальных явлений и социальная необходимость отражаются в сознании человека в виде логической, мировоззренческой и психологической необходимости, связывающей философские идеи, социальные образы и глубинные представления о смысле и ценности жизни.

 

Проблема смысла жизни выступает своей подлинно проблемной стороной уже при определении понятия «смысл жизни». В значительной мере это связано с многозначностью термина «смысл». Он несет в себе одновременно такие значения, как «внутреннее содержание чего-либо», «значение», «разумное основание», «цель», «назначение», «идеальное содержание», «идея», «конечная цель», «ценность чего-либо». Многозначность термина обусловливает дискуссионность вопроса о содержании и границах смысла жизни как онтологической данности.

Одним из подходов к понятию «смысл жизни» является трактовка его в плане сущего. «Смысл жизни» в данном случае рассматривается как общий результат, значение, ценность жизни того или иного индивида, постигаемые в полной мере лишь ретроспективно, по истечении определенного периода времени. «Смысл жизни» понимается здесь как место человека в мире, социальная значимость его жизнедеятельности. Такое понимание смысла жизни имеет свои основания, но при этом данное понятие в значительной степени теряет, как нам представляется, свое нормативно-регулятивное значение, перестает быть своеобразным философским концептом морали. Поэтому, видимо, более оправданным является понимание смысла жизни как должного в жизни человека.

В современной научной литературе должное берется в двух аспектах. Во-первых, это «объективно» должное. Так, Н. Я. Иванова отмечает, что «анализ понятия «смысл бытия человека» необходимо приводит нас к категориям «основание бытия», «сущность бытия человека»... Обе категории традиционно связывались философской мыслью с субстанциональным, безусловным началом бытия, первоисточником всех его атрибутивных и акциденциальных качеств и самодостаточностью объекта». Предполагается, что в человеческой жизни обладает смыслом лишь то, что несет в себе субстанциальность, самодостаточность, что отвечает определенным требованиям, запросам общества. «Наша жизнь,— подчеркивает А. М. Дрюкова, - имеет смысл, если индивидуальные стремления согласуются со стремлениями всего общества».

Во-вторых, должное понимается как субъективно должное, как некий феномен сознания. Данная концепция характерна для большинства исследователей. Так, Л. М. Архангельский отмечал, что «понятие «смысл жизни» фиксирует отношение к жизни под углом зрения ее ценности». Ю. В. Согомонов определяет это понятие как представления о смысле жизни, характеризующие «конечные цели всех нравственных усилий человека». В «Словаре по этике» говорится, что «смысл жизни — регуляторное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность». «Смысл жизни» трактуется и как «цель жизни», «способность целостно осмысливать жизнь» и т. п. Исследователи, определяющие смысл жизни как нечто объективное, также считают возможным говорить о нем как о феномене сознания. Так, Н. Я. Иванова соотносит «смысл жизни» с «высшими целями», В. А. Капранов — со способностью строить свою жизнь в соответствии с осмысленными целями, имеющими общественную ценность.

Итак, можно сказать, что термин «смысл жизни» имеет несколько значений: смысл жизни как результат, итог жизни; смысл жизни как нечто «объективно» должное (задачи, функции, предписанные индивиду извне); смысл жизни как феномен сознания. Большинство исследователей отмечают разнородность явлений, охватываемых одним и тем же термином. Многие из них сознательно делают на этом акцент, говоря об объективном и субъективном аспектах смысла жизни, об объективном и субъективном смыслах жизни как о двух различных явлениях.

 


 

33) Проблема общества в истории философии. Общество как система. Человек, общество и природа.

Общество, в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - определенный этап человеческой истории или отдельное, индивидуальное общество.

Философское учение об обществе развивалось исторически и как составная часть философии прошло длительный путь развития. Так уже в Древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Выдающийся древнегреческий философ-материалист Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию - «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний. Другой известный мыслитель древности - Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни. Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов».

Понимание общества, как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для буржуазной философии XVII - начала XIX вв. Вместе с тем в XIX в. возникает критика «договорной» теории общества. Конт видел истоки общества в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных и гармонических систем. Гегель противопоставлял «договорной» теории трактовку гражданского общества как сферы экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех.

Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Основные признаки: 1)имя, 2) культура, 3) язык, 4) история, 5) способность к самопроизводству, 6)свойство быть самой крупной единицей социальной реальности, 7) способность к саморегуляции, 8) устойчивость, 9) наличие территории (и государства), 10) наличие внутренней дифференциации.

Подсистемы: 1) экономическая (производство, услуги, зарплата и т.д.),

2) социальная (профессия, демография, территория и т.д.), 3) политическая (органы управления, партии, режимы), 4) социокультурная (наука, религия, СМИ, искусство и т.д.)

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни.Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

 


 

34) Понятие истории. Концепции исторического развития.

 

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Историки не только изучают исторические события, накапливают факты, но стремятся их систематизировать, раскрыть общие закономерности исторического развития. Существуют десятки исторических школ и направлений, но все существующие концепции исторического развития можно более или менее условно разделить на два направления: всемирно-историческое и культурно-историческое (цивилизационное). Всемирно-историческая концепцияисходит из следующих основных положений:

- история всего человечества – это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же, ступени развития;

- история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.

Подобным образом история рассматривалась в Vвеке до н.э. Большой вклад внесли ученыеXVIIIвека. Широкое распространение на Западе, а в последнее время и у нас, получили воззрения на историю немецкого социолога Макса Вебера. Вебер выделяет лишь два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно требованиям разума. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу «Анналов» М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. Они исходили их того, что культура также является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам, а не детерминируется экономикой и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (образ мыслей, мироощущение). Он определяется совокупностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. В последнее время у нас в стране широкое распространение получила модернизационная концепция. Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. Модернизация - это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному.

Вторая концепция, «культурно-историческая» или «цивилизационная», исходит из следующих положений:

- История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.

- Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.

Впервые идея о локальных цивилизациях, переживающих сходные фазы в своем развитии, была выдвинута русским философом Н.Я. Данилевским. Н.Я. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических типов». Длительность «жизненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую – и приходит к естественному концу. Наивысшего развития культурно-историческая концепция достигла в трудах О.Шпенглера. В нём исследуются пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мёртвые. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада.

Следует заметить, что всемирно-историческая и цивилизационная концепция противоречат друг другу лишь на первый взгляд. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному, но каждая цивилизация осуществляет переход по-разному, в зависимости от особенностей своего развития.

 


 

35) Философия техники. Происхождение и природа техники.

Техника (от греч. — "мастерство") — это совокупность средств, создаваемых для осуществления производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Она появляется путём опредмечивания в природном материале трудовых функций, опыта и знаний людей. Основное назначение техники — частичнаяили полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Техника является составной частью производительных сил общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития.

Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (железные дороги, мосты, каналы, трубопроводы и т.п.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), подземные коммуникации, одним словом то, что принято сейчас называть инфраструктурой производства. Активная техника — это орудия труда (физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

Термин «техника» происходит от греч. искусство, навык, умение. Техника в первом смысле это совокупность различных устройств, созданных человеком, предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства и удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства и как его конечный продукт. Техника во втором смысле представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умения.

Одной из «классических» философских проблем, поднимаемых философией техники, является вопрос о происхождении техники и о ее связи с природой и обществом.

На философском уровне этот вопрос означает попытку исследования процесса формирования новой техники то есть процесса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Он аналогичен процессу исследования в науке, и, следовательно, может быть исследован с помощью гносеологических методов. Однако, поскольку техника принципиально несводима только к «прикладному естествознанию», постольку существует принципиальная разница между созданием новой техники и процессом научного поиска. Так, например, целью создателей новой научной теории является выработка как можно более общей закономерности Создателей же техники подобное заботит мало, их целью является выработка конкретного технического решения Именно поэтому, в отличие от естествознания, техника формируется как знание «ad hoc», для данного случая, что влечет за собой существенное отличие в гностических методах техники и науки.

 


 

36) Глобальные проблемы человечества. Пути их решения.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения совместных усилий всех государств и народов Земли.

Существуют различные перечни и классификации глобальных проблем, где их число варьирует от 8 до 45. Главными глобальными проблемами современности являются следующие 8 проблем:

  • проблема сохранения мира;
  • экологическая проблема;
  • энерго-сырьевая проблема;
  • демографическая проблема;
  • продовольственная проблема;
  • проблема преодоления отсталости развивающихся стран;
  • проблема использования Мирового океана;
  • проблема мирного освоения космоса.

Кроме перечисленных существует еще целый ряд важных, требующих мирового участия, но более частных проблем: преступности, наркомании, межнациональных отношений, стихийных бедствий и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: