Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 1. Экономическая социология в системе социальной науки и практики связей с общественностью

Содержание

Тема 1. Экономическая социология в системе социальной науки и практики связей с общественностью.. 2

Тема 2. Предпринимательство как тип хозяйственной. 3

активности. 3

Тема 3. Индивидуальные агенты хозяйственной активности. 4

Типы и мотивация экономических действий. 4

Тема 4. Труд и производство как экономически функции и сфера жизни общества. 5

Тема 5. Социология распределительных отношений. 6

Тема 6. Социология потребления. 9

Тема 1. Экономическая социология в системе социальной науки и практики связей с общественностью

Основные понятия: объект и предмет экономической социологии, социальная проблема, теория среднего уровня, функции социологического знания, теоретический и эмпирический уровни знания, фундаментальное и прикладное знание, эксперимент, гипотеза, хотторнский эксперимент, хотторнский эффект.

1. Модели «экономического» и «социального» человека и обоснование социологического подхода к исследованию хозяйственной жизни.

2. Предметная область экономической социологии. Виды и уровни социологического знания в экономической социологии. Экономическая социология как теория среднего уровня.

3. Взаимодействие предметных областей экономической социологии и связей с общественностью. Функции социологического знания в СО. Генетическая, структурная и функциональная связь предметных областей СО и экономической социологии.

Дискуссионные вопросы

Есть ли границы экономического анализа человеческого поведения. Р.Л.Хайлбронер против Г.Беккера

Теоретическая реконструкция

Представьте основные черты экономического человека в концепции В.Зомбарта.

· Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994. С.45-49, 82-103.

Аналитические задания

1.На примере метода эксперимента покажите характер взаимодействия видов и уровней социологического знания и механизм использования социологических данных в управлении.

Методическая суть эксперимента состоит в принятии исследователем социаль­ной роли, обеспечивающей возможность наблюдающего участия в исследуемых про­цессах... Специфическим "пунктом наблюде­ния" и "полигоном для участия" явилось рабочее место сначала наладчика технологи­ческого оборудования (1980 — 1982 гг.), а затем - слесаря механосборочных работ (с 1983 г.) на ленинградском заводе.

Переход на это рабочее место был безусловным, т. с. включал в себя увольнение из научного учреждения и поступление на завод в качестве рабочего. Таким образом, был осуществлен предельный вариант иссле­довательского погружения в новую соци­альную среду... Выбор рабочего места осуществлялся исследователем в инициативном порядке... К особым, социально-психо­логическим, условиям эксперимента относит­ся принципиальный отказ от обычного при включенном наблюдении инкогнито.




Нововведение тот "оселок", на котором обнажаются индивидуальные и групповые позиции, происходит более или менее явное столкновение или взаимосогласование интересов. Структуры деятельности при этом обнаруживают свою устойчи­вость или лабильность. Социальная ситуация приобретает демонстрационный характер.

Именно это обстоятельство побудило автора к отграничению в качестве объектов непосредственного изучения ряда доступных нашему наблюдению и составляющих непосредственную сферу ролевого поведения социолога-рабочего инновационных процессов: 1)Процесс внедрения новой (для данного предприятия) технологии штамповки листовых деталей на координатно-револьверном прессе). 2)Процесс внедрения бригадных форм организации и стимулирования труда. 3)Процесс экспериментального социального нормотворчества, в конкретной социально-производственной ситуации.

Суть наблюдающего участия (в отличие от участвующего наблюдения) видится как раз в деятельном вмешательстве в нормальное течение жизни. При этом подлежат наблюдению и осмыслению также и реакции среды на целенаправленные, избирательные (а иногда и импровизационные!) шаги исследова­теля. Особое место здесь занимает исследовательский прием, названный нами методом моделирующих ситуаций. Под таковыми понимаются ситуации, отчасти организованные самим исследо­вателем из естественных ситуационных предпосылок, в целях обнажения, заострения, в этом смысле моделирования социаль­ного явления или процесса.



Замысел исследования не сводится к описанию явлений и процессов производственной жизни, в которые включен социолог-рабочий. Не сводится он и к описанию собственного участия исследователя в указанных процессах. Сама практическая деятельность выступает здесь главным способом познания. Сверхзадачей же настоящего изыскания является попытка, в рамках "case study" (исследование отдельного случая), соотнести друг с другом два рода общесоциальных процессов: социально-нормативное воздействие, идущее от социаль­ной общности; адаптация личности социальной средой, присвое­ние и воспроизведение индивидами действующих норм-стерео­типов поведения; творчески-преобразовательное воздействие, идущее от личности; адаптация личностью социальной среды к себе, порожде­ние и внедрение новых социальных норм.

Люди для меня существуют в отношениях (в частности, в производственных отношениях), я не лезу в души, я изучаю ситуации. Иногда помогаю им созреть. Люди для меня предстают в действиях, я, признаться, с большим доверием отношусь к своим реконструкциям людских мотивов, чем если бы люди сами стали их объяснять. Мне дороги не отдельные подслушанные словечки и мысли (хоть я и с большим уважением отношусь к этому способу познания). Мне, повторяю, интересны действия, ситуации отношения. <...>

Область внимания человек в системе производ­ственных отношений. Именно "человек в системе", а не "человек и система", как таковые.

Источник: Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (Познание через действие). СПб Филиал Института социологии РАН. - СП б., 1997. С.6-8.

Вопросы для анализа:

1. К какой из социологических парадигм (структуралистской, "понимающей", критической) можно отнести данные исследования?

2. Можно ли отнести данную работу к экономической социологии? Какие стороны объекта и предмета экономической социологии представлены в ситуации?

3. Автор, по сути, совмещает социальные роли исследователя, консультанта и менеджера. В чем содержание каждой из этих ролей?

4. В представленном материале выделите характеристики «традиционной» и «нетрадиционной» социологии и сопоставьте их.

Черты традиционной социологии Черты нетрадиционной социологии
   
   
   

Литература

  1. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. - М., 1997. Гл.1-3.
  2. Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. - М., 2003. С.50-56.
  3. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М., 2000. С.247-275.
  4. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.// Thesis, 1993.Т.1. Вып. 1. С.24-40.
  5. Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука // .// Thesis, 1993.Т.1. Вып. 1. С.41-54.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., "Добросвет", 1998. Гл. IV , Глава VI.
   


Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 163; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 9345 - | 6636 - или читать все...

 

52.201.27.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.