Начальник (заведующий) юридического службы (юрисконсульт) предприятия несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений, решений, распоряжений и других документов правового характера и за принятие мер к устранению нарушений законности.
Возложение на юридическую службу предприятия обязанностей, не относящихся к правовой работе, не допускается.
Система делопроизводства юридической службы
Выбор системы делопроизводства в юридической службе зависит от объема правовой работы. При небольшом объеме правовой работы практикуется журнальный учет. При значительном объеме правовой работы – картотечный учет. Наиболее эффективным и удобным является учет с применением ЭВМ.
При журнальном учете ведется журнал (либо два отдельных журнала), в которые заносятся входящие и исходящие претензии и иски.
Журнальный учет отражает следующую информацию:
- номер и дата претензии, иска;
- дата поступления претензии, иска;
- наименование предприятия (организации), заявившего претензию, иск либо предприятия, к которому предъявлена претензия, иск;
- сумма претензии, иска, в том числе сумма санкции, неустойки;
- содержание претензии, иска;
- где рассматривается иск, номер дела и дата слушания;
- когда и какому подразделению передана на проверку (заключение) претензия;
- дата возврата претензии структурным подразделением;
- краткое содержание ответа на претензию, его дата и номер;
- результаты рассмотрения иска (сумма): удовлетворено / отклонено;
- дата передачи иска на оплату в бухгалтерию, сумма к оплате;
- дальнейшее движение претензионного материала.
Материалы претензий и исков подшиваются в дела и хранятся в юридической службе до истечения срока обжалования, после чего передаются в архив.
Журнальный учет договоров отражает следующую информацию:
- основание заключения договора;
- наименование покупателя (заказчика), поставщика, его адрес;
- наименование продукции;
- сумма договора;
- срок действия договора;
- номер договора и дата;
- дата отправления / поступления договора и номер сопроводительного письма;
- дата поступления от покупателя экземпляра подписанного договора, в том числе без протокола разногласий, с протоколом разногласий, дата отправки ответа (подписанного протокола разногласий);
- номер дела, в котором находится договор;
- примечание.
Перечень документов юридической службы предприятия
В повседневной работе юридическая служба использует следующие документы:
- планы работ;
- журналы регистрации документов;
- претензии;
- иски;
- договоры;
- документы контроля исполнения договорных обязательств (журнал учета отгрузки продукции; журнал учета исполнения договора поставщиками; акт об обнаружении недостачи продукции при вскрытии контейнера; акт об обнаружении несоответствия качества и комплектности товара требованиям стандартов; акт контрольной проверки правильности погрузки товара; акты приемки продукции (товаров);
- отчетные и другие документы.