Особенностью короткозамкнутых обмоток ротора является то, что обмоточный коэффициент Коб2=1,0 число фаз равно числу пазов m2=Z2, и таким образом, число витков одной фазы составляет W2=1/2.
Фаза короткозамкнутой обмотки представляет собой одновитковый контур, состоящий из двух соседних стержней и размещенных между ними участков колец (рис.18,а).
Число пар полюсов короткозамкнутой обмотки ротора равно числу пар полюсов обмотки статора.
Исходя из уравнения равновесия м.д.с. обмоток статора и ротора
m1I1ω1kob1 ≈ m2I2ω2kob2 (54)
ток одного стержня (а следовательно и фазы) ротора рассчитывают по формуле
Ι2=Ic=I1 ko (m1ω1kob1) /(m2ω2kob2)= I1 ko ((6ω1 kob1)/Ζ2) (55)
где kо – коэффициент, учитывающий влияние тока холостого хода на сопротивления обмоток на отношение I1/I2.
Для значений cosφ =0,8-0,9 этот коэффициент составляет Ко=0,84-0,92
Сечение стержня, а следовательно и паза ротора, м2
qc=I2/j2 (56)
Для литых обмоток из алюминия и его сплавов плотность тока выбирается в пределах:
для двигателей закрытого исполнения J2=(2,5-3,5) А/мм2;
для двигателей защищенного исполнения J2=(2,8-4,0) А/мм2
Здесь низшие значения плотности тока относятся к малым двигателям, более высокие – к двигателям мощностью Р2>= 40 кВт.
Нужно иметь в виду, что зависящее от выбранной плотности тока сечение стержня определяет в конечном итоге сопротивление обмотки ротора, а следовательно, рабочие и пусковые характеристики двигателей. Чем выше заданная при расчете плотность тока в стержне, тем выше сопротивление обмотки ротора, тем больший начальный пусковой момент будет иметь двигатель, но тем больше будут потери в роторе при установившемся режиме и тем ниже КПД. Для закрытых машин от этих потерь зависит нагрев обмотки статора- создается опасность ее перегрева.
Как видно из рис. 18,а ток короткозамыкающего кольца определяется геометрической суммой токов стержней, причем
Ik=Ic/γ, (57)
γ=2sin(p180/Z2), (58)
Рекомендуемые числа пазов короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей
табл.11
р | Число Пазов статора | Число пазов ротора | ||
Без скоса | Со скосом пазов | Оптимальное для мало шумных двигателей | ||
11,12,15,21,22 | 14,19,22,26,28,31,33,34,35 | - | ||
15,17,19,32 | 18,20,26,31,33,34,35 | 12,16,30,32 | ||
22,38 | 18,20,21,23,24,37,39,40 | 18,20,22,24,36,38,40 | ||
26,28,44,46 | 25,27,29,43 | - | ||
32,33,34,50,52 | 45,47 | - | ||
38,40,56,58 | 37,39,41,55,57,59 | - | ||
- | ||||
10,14 | 18,22 | - | ||
15,16,17,32 | 16,18,20,30,33,32,35,36 | - | ||
26,44,46 | 24,27,28,30,32,34,45,48 | 24,26,28,44,46,48 | ||
34,50,52,54 | 33,34,38,51,53 | - | ||
34,38,56,58,62,64 | 36,38,39,40,44,57,59 | 34,36,38,40,55,58,60,62,64 | ||
50,52,68,70,74 | 48,49,51,56,64,69,71 | - | ||
26,42,48 | 28,33,47,49,50 | - | ||
44,64,64,68 | 42,43,51,65,67 | 42,44,64,66,68 | ||
54,58,62,82,84,86,88 | 57,59,60,61,83,85,87 | 56,58,60,62,82,84,86,88,90 | ||
74,76,78,80,100,102,104 | 75,77,79,101,103,105 | - | ||
34,36,44,62,64 | 35,44,61,63,65 | - | ||
56,58,86,88,90 | 56,57,59,85,87,89 | 50,86,88,90 | ||
66,68,70,98,100,102,104 | 68,69,71,97,99,101 | - | ||
78,82,110,112,114 | 72,80,81,83,109,111,113 | 78,80,82,110,112,114 |
Рис.18.К расчету тока ротора
Коэффициент приведения γ находится следующим путем 9см.рис. 18,а и б).
Предполагаем, что в данный момент времени токи в стержнях ротора по оси О максимальны, а по оси О` - равны нулю. Между этими положениями токи распределены по закону косинуса. Таким образом, максимальный ток в кольце равен геометрической сумме токов этих стержней. Эта сумма равна проекции отрезка на ОО` ось у или
Ik=1/√2 * OO’
Проведем через вершины многоугольника окружность с центром в точке С и выразим ток стержня (отрезок αα) и ток кольца (отрезок ОО`) через радиус R:
Ic=aa’=2Rsin(α/2)
√2 * Ικ=οο’=2Rsin(q α/2)