Или ход естественного дела

 

"Шедше, научите вся языки, крестяще"...

 

Предложение заменить вопрос о бедности и богатстве вопросом о смерти и жизни (вопрос о роскоши вопросом о насущно необходимом) обращается как к верующим, так и к неверующим, и от верующих требуется - для исполнения сего - отказаться от противления воле Божией, в каковом (т.е. противлении) мы ныне находимся, постоянно служа и иным богам постоянно нарушая все заповеди и особенно первые пять, которые все вместе составляют одну - заповедь наибольшую 1, - от верующих требуется заменить это противление исполнением Божественной воли, -

1 Создавая мануфактурные игрушки (т.е. роскошь), мы творим себе кумиров; обоготворяя силу, посылающую бездождие, многодождие, моровые и другие язвы, - вместо познавания и управления ею, как то требует Божественная заповедь, - мы лишаем себя насущно-необходимого, предавшись вопросу о богатстве, т.е. вопросу об игрушках и забавах, или суетности, мы лишаем себя возможности даже призывать имя Бога, не делая из этого призывания греха, преступления, против третьей заповеди; служить же один лишь день в неделю, и то мнимо, бездейственно, Boiy, а шесть дней истинно служить мнимым, ложным богам, предаваясь заботам об обогащении, - не значит ли нарушать четвертую заповедь, которая, понятая по-христиански, требует предать себя, друг друга и всю жизнь свою труду, делу воскрешения; а в этом только деле, в деле воскрешения, и может состоять исполнение требования пятой заповеди, понятой по-христиански, ибо заповедь эта, понятая по-христиански, требует уже не почтения лишь к отцу и матери, по ветхозаветному (а по христиански воскрешения) - воскрешением же отцов-предков приобретается и собственное бессмертие.

 

==173

от неверующих же требуется заменить рабство слепой силе, в каковом (т.е. рабстве) мы ныне находимся, управлением (регуляциею) ею, слепою силою. Впрочем, требование управления и подчинения неразумной, слепой силы разуму относится не к неверующим только, но как требование Божественной воли оно относится и к верующим, так что в деле управления слепою силою могут соединиться и те и другие, т.е. верующие и неверующие, хотя в мысли они были бы сначала несогласны между собою; и такое управление слепою силою и подчинение ее разумной воле сынов человеческих будет равнозначуще подчинению всех сынов человеческих воле Бога отцов и приведет их к единомыслию, т.е. участие в одном общем деле приведет к единомыслию верующих и неверующих. Объединение должно начаться с интеллигенции; объединенная же в качестве воспитательной силы интеллигенция соединит все народы в деле управления слепою, неразумною природою, т.е. обратит их, все народы, в естествоиспытательную силу, и таким образом чрез воспитательную силу интеллигенции все обратятся в естествоиспытателей, разум народный, практический, объединится, придет в единство с разумом интеллигенции, ученых, т.е. с разумом теоретическим, идеал этого последнего станет долгом для разума практического, долгом, требующим исполнения, а человек сделается орудием воли Божией в исполнении долга. В этом и найдет свое раз- решение вопрос о двух разумах, разрешится антиномия между двумя разумами; в этом же найдет свое разрешение и вопрос о двух чувствах, о двух волях, о двух нравственностях, причем культ женщины заменится культом отцов во исполнение воли Бога отцов. Бога не мертвых, а живых. Обращение в естествоиспытательную силу всех народов чрез интеллигенцию как силу воспитательную есть соединение всех способностей, всех сил всех людей в общем деле обращения силы рождающей и умерщвляющей в силу воссозидающую и оживляющую, что и совершится чрез науку и искусство, объединяемых в религии, которая отожествляется с Пасхою, как великим священным делом. Объединение всех способностей и сил всех людей достигается чрез школу: чрез школу-храм (Троице-воскресенский, объединяющий для воскрешения), чрез школу-музей (храм предков) и чрез школу-лагерь (служащую переходом от кочевой жизни к оседлой, от городской к сельской, - к жизни у праха предков, у их могил); и все эти школы объединяются в Кремлях, т.е. в крепостях, защищающих прах отцов. По мере же объединения народов, чрез конференцию мира со-вершаемого, где представители всех народов земли не суд

 

 

==174

третейский учреждают, а принимают обязательство присоединить ко всеобще-обязательной воинской повинности и всеобще-обязательное же образование, т.е. познавание той силы, которая и делает народы враждебными друг другу, в которой и заключается причина войн, вынуждающая защищать самый прах предков, - по мере такого объединения народов орудия истребления обращаются в орудия управле- ния этою враждоносною силою; управление же силою рождающею и умерщвляющею не только устранит причины войны, но и возвратит жизнь всем жертвам войны. Самодержец, как восприемник всех рождающихся, принимает на себя долг дать научение, чрез всех ученых и интеллигентов, всему народу, и чрез это научение народ вводится в общее отеческое дело, которым руководит самодержец, как душеприказчик всех умерших. Таким образом самодержец, становясь исполнителем заповеди Первенца из умерших - заповеди о научении - является продолжателем дела воскрешения. Самодержец русский, которому при самом венчании на царство вручается акакия (т.е. прах, который имеет востати), в противоположность Западу, временное пасхальное движение из городов в села, что и у нас в подражание Западу совершается 1, обращает в постоянное, причем небесная (грозовая) сила, чрез обращение всеобще-обязательной воинской повинности во всеобще-обязательное познавание приобретаемая и делающаяся доступною не только каждому селу, но и каждому малому поселку, даст возможность сельской кустарной промышленности торжествовать над фабрично-городскою и заменить последнюю. При регуляции внешнею силою регуляция внутренняя, психофизиологическая, даст перевес любви к родителям над половым

чувством и похотью и даже совсем заменит их, обращая силу рождающую в воссозидающую, умерщвляющую в оживляющую, т.е. заменяя деторождение отцетворением, или воссозиданием отцов, как исполнением воли Бога отцов. Антиномия двух разумов - это само собой разумеется -

при этом разрешится, неверующие, соединясь в одном деле с верующими, объединятся с последними в единомыслии, в одноверии, и вопрос о богатстве и бедности окончательно

 

1 Говорится: во-первых, о возвращении фабричных, не вполне еще по-

рвавших с селом, с сельскою жизнью, в села к Пасхе, к празднику, имею-

щему смысл только на могилах отцов и к началу сельских работ; это дви-

жение самостоятельное, тут нет подражания Западу; и во-вторых, о выселении из городов интеллигенции в имения, у кого они есть, или же на дачи и во всякого рода курорты на летний сезон - это совершается в подражание Западу.

 

==175

 

устранится как ненужный, ибо пока была смерть, была и бедность, когда же наступит бессмертная жизнь, трудом приобретенная, тогда уже ни о какой бедности и речи быть не может.

Резюмируя все вышеизложенное, должно сказать, что предложение заменить вопрос о богатстве и бедности вопросом о смерти и жизни, или о всеобщем возвращении жизни, коим начинаются пасхальные вопросы, предложение это дает или указывает предмет действия, указывает на силу рождающую и умерщвляющую, т.е. на природу, которая, рождая - умерщвляет, созидая - разрушает, как на предмет этого действия, указывает, как на предмет действия, на всю вселенную, которая ныне подчинена слепой силе, - предмет громадный!! Последний же пасхальный вопрос говорит о самодержце - умиротворителе, собирателе

всех сил всех людей для познавания и управления тем предметом, который дан, указан первым вопросом. Одиннадцатый пасхальный вопрос говорит о несовершеннолетии, которое требует школ как учреждений, предназначенных к тому, чтобы всех сделать совершеннолетними, т.е. познающими, а следовательно, и управляющими тем предметом, на который указывается в первом вопросе. Десятый вопрос делает такое познавание, познавание для управления, для

возвращения жизни священных, даже в высшей степени священным, - Пасхою, как делом и как праздником, т.е. торжеством этого дела. IX и VIII вопросы привлекают к делу познания и управления для возвращения жизни - науку и искусство, отвлекая их от служения индустриализму и

милитаризму; а VII вопрос возвращает всех отчудившихся от отцов к праху их, к их могилам, и этим начинается самое дело возвращения жизни. Вопросы VI и V, отвлекая от культа женщин, которому служат в городах, заменяют этот культ культом отцов-предков. Но для осуществления сего необходимо, чтобы интеллигенты, как верующие, так и неверующие т.е. все интеллигенты, объединились в воспитании народа, - как это говорится во II и III вопросах, обращая народ в естествоиспытательную силу; а этим будет достигнуто разрешение противоречия между двумя разумами, теоретическим и практическим (вопрос IV), будет достигнуто и объединение интеллигенции с народом - под руководством самодержца - в единый субъект, действующий

 

 

==176

 

 

на объект, указанный в 1 пасхальном вопросе. Итак, субъектом естественного дела, естественного вопроса, который ставится самою природою, приходящею чрез род человеческий в сознание и чувство, смертью вызываемые, будут все живущие, действующие - под руководством душеприказчика всех умерших - на силу умерщвляющую, в видах возвращения жизни всем умершим, - все живущие, т.е. все сыны и дочери уже умерших или же имеющих умереть родителей, объединяемые стоящим в отцов - место, все разумные существа, объединяемые в познании неразумной силы и в управлении ею восприемником от купели всех рождающихся - самодержцем, обращающим орудия истребления в орудия спасения. Объектом же этого дела будет сила рождающая и умерщвляющая, прах отцов, или молекулы и атомы, на которые разлагаются тела живших, силы слепые, неразумные, которые должны быть познаны и управляемы. Только супраморализм как всеобщее естественное дело, как вопрос о всеобщем возвращении жизни и может устранить внешнюю (богатство и бедность) и внутреннюю (ученых и неученых) рознь и объединить внутренне, - в чувстве и мысли, и внешне - в общем деле обращения рождающей и умерщвляющей силы в воссозидающую. Супраморализм есть естественный вопрос для всех живущих, который ставится самою природою, приходящею в сознание и чувство, - ставится этот вопрос не столько по любви к жизни, которую мы знаем лишь в связи с отравляющею ее непрестанно смертью, сколько по отвращению к смерти, по естественному сожалению к умершим и умирающим. Супраморализм есть естественный и священный вопрос для всех сынов и тем более для сынов, верующих в Бога отцов. И, наконец, супраморализм есть наиболее естественный вопрос для разумных существ, потому что смерть есть произведение силы неразумной. А потому в решении этого вопроса, или в деле возвращения жизни (в чем заключается безусловный, нравственный долг, обращающий отвлеченное - "почему сущее существует" - в живое знание, в живое искусство не мертвого подобия, а живой действительности, в знание самой жизни всего бывшего, прошлого) действующими должны быть все живущие, все сыны и дочери, все разумные существа.

Проект общего действия субъекта, в его совокупности,

 

==177

 

на объект в его целости (т.е. на всю земную планету в ее целости, а не на какую-либо часть лишь ее, на всю солнечную систему в ее целости и, наконец, на всю вселенную). Действие это состоит: во-первых, в обращении рождающей силы в воссозидающую и умерщвляющей в оживляющую; во-вторых, в собирании рассеянного праха и в совокупле- нии его в тела, пользуясь для сего и лучистыми образами, или изображениями, оставляемыми волнами от вибраций всякой молекулы; и в-третьих, в регуляции земли, т.е. в управлении землею как кладбищем, - управление же состоит в последовательном воскрешении, или воссоздании, множества поколений умерших, в воскрешении для распро- странения чрез воскрешенных регуляции на все миры, обитателей не имеющие. Такой проект есть полное выражение супраморализма, или ответ на вопрос, - "чесо ради создан бысть человек", указывающий, что род человеческий, все сыны человеческие - чрез регуляцию небесных миров - сами станут небесными силами, мирами вселенной правящими. Итак, в чем же должна быть супраморалистическая заповедь собирания - "шедше научите все языки, крестяще их", т.е. очищая от греха, как причины смерти, - как должна измениться эта заповедь внешне, ибо по сущности она неизменна, вечна - как должна она измениться в эпоху таких путей сообщения, связывающих всю землю, которые делают ненужным хождение шедше), в эпоху, когда печать делает ненужною и устную проповедь? Не вникая в глубокий, а вместе и простой смысл этой заповеди, можно подумать, что в ней не указано цели соединения: сказано - "научите", а чему должно научить, не говорится. Но если мы примем во внимание, что заповедь эта дана тотчас же по воскресении и самим воскресшим Первенцем из мертвых, за Которым необходимо должно было следовать продолжение воскрешения, то поймем, что в требовании научить заключается повеление всеобщеобязательного образования - в смысле познавания первородного греха, сделавшего весь род наш смертным, в смысле такого познавания, которое переходит в дело очищения от первородного греха как причины смерти; мы поймем тогда, что в наше время научение может быть только в школе-храме, соединенной со школою-музеем зимою и со школою-лагерем летом, - в школе, получающей завершение в Кремле, т.е. на кладбище - крепости, в которой орудия обороны праха отцов обращаются в орудия возвращения им жизни; причем таинство Крещения, т.е. очищения от первородного греха, сделавшего, как выше сказано, человеческий род смертным, сделается или станет совокупным делом всех людей, правя-

 

==178

 

щих всеми силами природы, на что они, т.е. люди, и помазуются; из невидимого это очищение сделается видимым, из тайного - явным, и тогда крещение не будет повторяемым, не будет и необходимости в таком повторении, необходимости, вызвавшей замену новых крещений покаянием. Тогда сделается ясною и явною и тайна хлеба и вина, из праха отцовского полученных и в их тело и кровь обращаемых. И все это будет делаться во имя Триединого Бога, причем делающие будут уподобляться Триединому, пребывающему в безграничной любви Сына и Святого Духа ко Отцу, в любви, исключающей возможность смерти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: